Смекни!
smekni.com

Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX веков (стр. 13 из 21)

Когда английское правительство, связанное неудачами в Египте, вдруг убедилось, что Франция и Бельгия захватывают район Конго и его притоков, оно попыталось оказать сопротивление путем заключения в 1884 г. договора с Португалией о признании ее «прав» на устье Конго. Но Португалия была настолько зависима от Англии, что ни у кого не возникало сомнения, о чьих «правах» фактически шла речь. Франция, Бельгия и Германия выступили против договора. Ж. Ферри, согласовав вопрос с Гербертом Бисмарком, предложил созвать международную конференцию. 15 декабря 1884 г. она открылась в Берлине при участии 14 государств. Прежде всего заставили Англию отказаться от договора 1884 г. с Португалией. Франция, Англия и Германия, нахватавшие уже в Африке ряд чересполосно расположенных колоний, желали каждая объединить свои владения в единое целое. Король Леопольд, захватив самые центральные районы Африки, сделал это невозможным. Ни одна из стран не могла вытеснить Леопольда без согласия всех остальных. Поэтому Конго было оставлено ему. 26 февраля 1885 г. Берлинская конференция закончилась подписанием конвенции, устанавливавшей границы владений Леопольда в Конго, которое он вскоре объявил «независимым государством Конго», связанным личной унией с Бельгией. Франция получила ту часть Конго, которую успел захватить Бразза. Израсходовав на его экспедиции около 2 млрд. фр., французское правительство приобрело огромную территорию в 800 тыс. кв. км необычайно плодородных земель. Другие споры между Францией и Бельгией были урегулированы по договору 14 августа 1894 г., установившему границу по реке Убанги, по Мбому до притоков его, по линии водораздела Конго с Нилом. 13 июля 1894 г. Верхний Убанги, где французы потерпели поражение в 1891 г., был отделен от Конго и превращен в автономную колонию[82].

После Берлинской конференции Франция предприняла экспедицию к реке Шари, впадающей в озеро Чад. Но здесь французы встретили ожесточенное сопротивление со стороны султана Рабеха, который создал в Центральном Судане сильную военную организацию, объединив суданские племена. С 1891 г. он вел успешную борьбу с французами в течение нескольких лет. В 1897 г. они направили против Рабеха сразу три крупные военные экспедиции, но только в 1900 г. дорогой ценой одержали победу над его войсками. Рабех был смертельно ранен в бою. Основанный им союз племен распался, хотя некоторые из них еще вели около двух лет партизанскую войну против французов под руководством сына Рабеха, Фадл-Аллаха, который также погиб в бою. Лишь после этого Франции удалось покорить эти территории Африки. К 1910 г. колонии Габон, Среднее Конго, Убанги-Шари и Чад стали Французской Экваториальной Африкой, которую возглавил французский генерал-губернатор. Во главе каждой колонии стояли французские вице-губернаторы.

На самом востоке Африки находилась маленькая французская колония Сомали (Обок). Еще в 1862 г. небольшой клочок земли на территории Обока был куплен за бесценок у туземного царька. Через 20 лет французы прикупили к нему порт и рейд Сагалло, а вскоре, захватив ряд земель, объявили протекторат над султанатом Гобад. В 1888 г. они заняли мыс и городок Джибути. Так была создана колония Обок, небольшая по территории, но весьма важная в стратегическом и экономическом отношениях, тем более что Франция в антианглийских и антиитальянских целях стремилась поддерживать тесные отношения с расположенной рядом Абиссинией и ее негусом Менеликом.

С момента открытия португальцами Мадагаскара в начале XVI в. французы пытались овладеть островом. В 70-х гг. XVIII в. некий авантюрист Беньовский захватил для Франции часть острова. В 1878 г. между Мадагаскаром и Францией разгорелся конфликт из-за наследства Лаборда, француза, имевшего на острове огромные земельные владения. Правительство отказалось передать земли наследникам Лаборда и 29 марта 1881 г. издало кодекс из 305 статей. Его 85-я статья, имевшая обратную силу, запрещала под страхом тяжелого наказания продажу малагасийцами земель иностранцам. Вскоре умершую королеву Ранавалону II заменила ее родственница Ранавалона III, которая продолжала вместе с Райнилаиаривони проводить национальную политику и укреплять независимость страны путем внутренних прогрессивных реформ, и прежде всего ликвидации рабства, а также создания армии европейского типа. Правительство Тананариве сумело заключить 12 марта 1883 г. с США и 15 мая 1883 г. с Германией договоры о дружбе, а также использовать англо-французские противоречия. Поэтому, когда 1 июня того же года Франция предъявила ему ультиматум — уступить ей северную часть острова до 16-й параллели, выплатить французам, включая наследников Лаборда, 1 млн. фр. возмещения, предоставить ей контроль над внешней политикой Мадагаскара, оно категорически его отвергло. 17 мая французская эскадра в составе семи судов без объявления войны начала военные действия, заняв Диего-Суарес и другие территории. Народ поддержал Райнилаиаривони, который призвал к «справедливой войне» против захватчиков. 1 сентября французы, разбитые под Фарафати, вынуждены были отступить.

17 декабря 1885 г. был заключен мирный договор, признававший суверенитет Мадагаскара. Франция должна была покинуть все занятые территории, кроме Диего-Суарес, и получить в возмещение 10 млн. фр. контрибуции. В большинстве работ французских историков, например у Лависса и Рамбо, Аното, Лебона и Ренуве-на, утверждается, что по этому договору Мадагаскар якобы признал французский протекторат. Это настолько необоснованно, что даже такой апологет французского колониализма, как А. Бле, вынужден был согласиться с тем, что «термин «протекторат» фигурировал лишь в секретной статье и в совершенно невразумительной редакции»[83].

Воспользовавшись создавшимися для нее более благоприятными международными условиями, Франция в 1894 г. начала новую войну против Мадагаскара, направив туда экспедиционный корпус генерала Дюшена в 22 тыс. человек. Несмотря на героическое сопротивление малагасийского народа, правительство Мадагаскара вынуждено было подписать продиктованные ему условия мира 1 октября 1895 г., признав протекторат Франции. Французский генеральный резидент получил право ведать всеми внутренними и иностранными делами Мадагаскара и держать необходимые военные силы. Но местное население продолжало сопротивляться французским захватчикам. В 1896 г. произошло восстание, в котором участвовали тысячи партизан. Оно приняло антиевропейский и антихристианский характер. 11 февраля 1896 г. Франция уведомила нотой европейские державы о том, что она вошла во владение Мадагаскаром, 6 августа был принят закон о Мадагаскаре, состоящий из единственной статьи: «Остров Мадагаскар с прилегающими к нему островами объявляется французской колонией».

Но положение на острове оставалось крайне напряженным, хотя французы немедленно выслали в Алжир Райнилаиаривони, игнорируя протесты королевы и именуя ее теперь «Ранавалоной, божьей милостью и волей Французской республики королевой Мадагаскара».

В июле 1896 г. французский резидент доносил с Мадагаскара, что почва горит под ногами и «если не изменят тактику, то ... восстание станет всеобщим, мы будем блокированы в Тананариве и экспедицию придется полностью начинать сначала». Обеспокоенное французское правительство нашло выход, назначив в сентябре Галлиени генеральным резидентом на острове. Он взял с собой четыре роты иностранного легиона, чтобы, как он говорил, «в крайнем случае умереть приличным образом», и запас оружия. По приезде в Тананариве потребовал, чтобы королева первая нанесла ему визит, приказал снять флаг Мадагаскара и заменить его французским, отобрал большую государственную печать, казнил министра внутренних дел и некоторых родственников королевы. 28 февраля 1897 г. он провозгласил уничтожение королевства и выслал на остров Реюньон Ранавалону III, не дожидаясь официального на то согласия своего правительства. Этот акт освещался в мировой печати, а французский парламент приветствовал операции своей армии на Мадагаскаре. Галлиени получил титул губернатора и начал «умиротворение» на острове. Но сопротивление все же не было сломлено, и французы вынуждены были до самой войны 1914 г. держать там крупные армейские силы[84].

Третья республика не менее активно захватывала колонии и в Азии. К середине XIX в. на территории Индокитайского полуострова, на площади около 2 млн. кв. км, находились самостоятельные государства: Бирма, Сиам (Муонг-Таи), Аннам (в него входили Тонкин, Аннам и Кохинхина) и Камбоджа, в которых в основном господствовал феодальный строй. Наполеон III еще в 1858 г. напал на Аннам, а в 1863 г. навязал французский протекторат королю Камбоджи. В 1865 г. население восстало против французов, но они жестоко расправились с восставшими — сжигали целые деревни, разрушали ирригационные сооружения, истребляли население. 15 марта 1874 г. Аннам признал новый неравноправный договор с Францией, в котором, однако, права последней были не столь велики, как того ожидали. В 1883 г. Франция направила в Тонкин свои войска. Аннамское правительство капитулировало и 25 августа 1883 г. подписало договор о французском протекторате над Аннамом. Тонкин фактически был превращен во французскую колонию[85].