Смекни!
smekni.com

Внешняя политики России в XIX веке (стр. 9 из 9)

Император Николай II сохранял союз с Францией как главную основу своей европейской политики. В 1895 - 96 г. состоялось примирение русского царя с Болгарией. Политическое положение в Европе, при наличии двух противостоящих один другому союзов, становилось напряженным, и обе стороны "на всякий случай" усиленно вооружались. В 1898 г. правительство Николая II решило сделать попытку "положить предел непрерывным вооружениям" и с этой целью предложило созвать международную конференцию для обсуждения вопроса о разоружении. Конференция состоялась в Гааге в 1899 г.; она не остановила вооружений, но приняла ряд постановлений в целях сделать войну менее жестокой и разрушительной; в частности были приняты декларации о запрещении бомбардировок населенных мест с воздушных шаров (управляемых аэропланов тогда еще не было) и о запрещении употребления удушливых газов и разрывных пуль. Решено было учредить в Гааге международный суд для мирного разрешения международных споров и конфликтов (в 1907 году была созвана вторая гаагская конференция).

В 90-х гг. XIX в. внимание всех европейских правительств было привлечено событиями на Дальнем Востоке. В 1894-95 гг. между Китаем и Японией происходила война, закончившаяся успешно для Японии; Китай обязался уступить Японии о. Формозу и Ляодунский (Квантунский) полуостров (с Порт-Артуром), однако по требованию России, Германии и Франции Япония вернула Ляодунский полуостров Китаю.

В 1896 г. с Китаем был заключен договор о дружбе, причем Россия получила разрешение провести Сибирскую железную дорогу к Владивостоку через Северную Маньчжурию (что значительно сокращало ее протяжение и уменьшало стоимость постройки). Официально концессия на проведение дороги была дана якобы частному обществу "Китайской Восточной железной дороги", в действительности все дело вело русское министерство финансов с С.Ю. Витте во главе.

В 1897 г. в китайской провинции Шандунь, близ Киао-Чао, были убиты китайцами два не. мецких миссионера, после чего Германия заняла Киао-Чао. Немецкий захват послужил сигналом для других: в декабре 1897 г. Россия заняла Порт-Артур и Талиенван на Квантунском полуострове (что, конечно, вызвало возмущение в Японии, у которой Порт-Артур был отобран под предлогом сохранения "территориальной неприкосновенности Китая"); Англия заняла Вей-Хай-Вей, Франция - Кванджу. Весною 1898 г. Россия заключила с Китаем договор, по которому порты Артур и Талиенван были уступлены на 25 лет в "аренду" России, и ей было предоставлено право провести железнодорожную линию через Южную Маньчжурию для соединения этих портов с Великой Сибирской магистралью.

Заключение

Таким образом, основные направления внешней политики России первой половины XIX в. определились еще в XVIII в., когда она стала складываться как огромная евразийская империя.

На западе Россия активно участвовала в европейских делах. В первые полтора десятилетия XIX в. реализация западного направления была связана с борьбой против агрессии Наполеона. После 1815 г. основной задачей внешней политики России в Европе стало поддержание старых монархических режимов и борьба с революционным движением. Александр I и Николай I ориентировались на наиболее консервативные силы и чаще всего опирались на союзы с Австрией и Пруссией. В 1849 г. Николай помог австрийскому императору подавить революцию, вспыхнувшую в Венгрии, и задушил революционные выступления в Дунайских княжествах.

На юге сложились весьма непростые взаимоотношения с Османской империей и Ираном. Турция не могла примириться с русским завоеванием в конце XVHI в. Черноморского побережья и в первую очередь с присоединением к России Крыма. Выход к Черному морю имел особое экономическое, оборонительное и стратегическое значение для России. Важнейшей проблемой было обеспечение наиболее благоприятного режима черноморских проливов - Босфора и Дарданелл. Свободный проход через них русских торговых судов способствовал экономическому развитию и процветанию огромных южных районов государства. Недопущение в Черное море иностранных военных судов также было одной из задач российской дипломатии. Важным средством вмешательства России во внутренние дела турок было полученное ею (по Кючук-Кайнарджийскому и Ясскому договорам) право покровительства христианским подданным Османской империи. Этим правом Россия активно пользовалась тем более, что народы Балкан видели в ней своего единственного защитника и спасителя. На Кавказе интересы России сталкивались с притязаниями Турции и Ирана на эти территории. Здесь царское правительство старалось расширить свои владения, укрепить и сделать стабильными границы в Закавказье. Особую роль играли взаимоотношения России с народами Северного Кавказа, которых она стремилась полностью подчинить своему влиянию. Это было необходимо для обеспечения свободной и безопасной связи со вновь приобретенными территориями в Закавказье и прочного включения всего Кавказского региона в состав Российской империи.

К этим традиционным направлениям в первой половине XIX в. добавились новые (дальневосточное и американское), имевшие в то время периферийный характер. Россия развивала отношения с Китаем, со странами Северной и Южной Америки. В середине века российское правительство начало предпринимать практические шаги для проникновения в Среднюю Азию.

Основные направления внешней политики во второй половине XIX века складывались следующим образом. На западном направлении Россия стремилась ликвидировать свою внешнеполитическую изоляцию. Отношения с центрально-европейскими государствами определялись традиционными династическими связями, общностью их политических и идеологических устоев. Царское правительство было готово к новым политическим союзам для поддержания европейского равновесия и к восстановлению своего международного престижа.

Большое значение приобрело среднеазиатское направление. Русское правительство выдвинуло и осуществило программу присоединения Средней Азии, ее дальнейшего освоения и колонизации.

В связи с усилением национально-освободительных движений на Балканах в 70-е годы XIX в. вновь особое звучание приобрел восточный вопрос. Народы Балканского полуострова развернули борьбу за освобождение от османского ига и создание национальных независимых государств. В этом процессе Россия участвовала дипломатическими, политическими и военными методами.

Во второй половине XIX в. дальневосточное направление во внешней политике России постепенно изменяло свой периферийный характер. Англо-французская диверсия на Камчатке во время Крымской войны, ослабление Китая и его превращение в страну, зависимую от англо-германо-французского капитала, быстрый рост морских и сухопутных сил Японии показали необходимость усиления российских экономических и военно-стратегических позиций на Дальнем Востоке.

По Айгунскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам с Китаем за Россией была закреплена территория по левому берегу реки Амур и весь Уссурийский край. Русские колонисты при поддержке правительства начали быстро осваивать эти благодатные земли. Там вскоре возник ряд городов - Благовещенск, Хабаровск, Владивосток и др.

Начали развиваться торговые и дипломатические отношения с Японией. В 1855 г. между Россией и Японией был заключен Симодский договор о постоянном мире и дружбе. Он закреплял право России на северную часть Курильских островов. Остров Сахалин, принадлежавший России, объявлялся совместным владением. В 1875 г. Петербургский русско-японский договор признал остров Сахалин исключительно российским. В качестве компенсации Япония получила Курильские острова. Территория Сахалина и Курил в конце XIX в. продолжала являться источником напряженности в русско-японских отношениях.

Продолжая традицию первой половины XIX в., Россия проводила доброжелательную политику по отношению к США. В отличие от Англии она выступила на стороне Севера в его борьбе против рабовладельческого Юга. Далее она постоянно поддерживала США в международных делах. В 1867 г. Россия уступила (фактически продала) за 7,2 млн. долларов Северо-Американским Соединенным Штатам пустынную северо-западную часть американского материка - полуостров Аляску. Современники полагали, что эти земли не стоят такой суммы. В целом же отношения России с США еще не играли определяющей роли в международных делах.

Список литературы

1. История внешней политики России. Первая половина XIX века. - М., 1985.

2. История России. XIX век: В 2 частях / Под ред. В.Г. Тюкавкина. - М., 2001. - Ч.1-2.

3. Итоги и задачи изучения внешней политики России. Советская историография. - М., 1981.

4. Киняпина Н.С. Внешняя политика России первой половины XIX века. - М., 1993.

5. Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. XIX век. - М., 1995.

6. Орлов А.С. и др. История России с древнейших времен до наших дней. - М., 2002.

7. Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах: Справочник. - М., 1992.

8. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М., 1990.

9. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - М., 1991.

10. Российские самодержцы.1801-1917. - М., 1993.

11. Троицкий Н. А.1812. Великий год России. - М., 1988.


[1] История России. XIX век: В 2 частях/Под ред. В.Г. Тюкавкина. - М., 2001. - Ч. 1. - С. 49.

[2] Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. - М., 1988. - С. 93.

[3] Там же, с. 94.

[4] Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М., 1990. - С. 187.

[5] Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. XIX век. - М., 1995. - С. 156.

[6] Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах: Справочник. - М., 1992. - С. 336.

[7] История внешней политики России. Первая половина XIX века. - М., 1985. - С. 114.

[8] Российские самодержцы. 1801-1917. - М., 1993. - С. 266.

[9] История России. XIX век: В 2 частях/Под ред. В.Г. Тюкавкина. - М., 2001. - Ч. 1. - С. 73.

[10] Итоги и задачи изучения внешней политики России. Советская историография. - М., 1981. - С. 127.

[11] Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - М., 1991. - С. 322.