Смекни!
smekni.com

Галицко-волынское княжество (стр. 2 из 5)

Если при первобытно общинном строе вече являлось собранием всего поселения, рода или общины, и было постоянным органом власти, то в указанный период оно уже не являлось таковым. В период развитого феодализма (XII – XII в.в.) вече как собрание феодалов и горожан феодального города с участием населения пригородов, утратило свое значение. Вече созывалось правящей верхушкой феодалов, чаще всего князьями, в случаях крайней необходимости. Вече созывалось князьями тогда, когда им нужна была опора в широких слоях феодалов и горожан, против правящей группы крупного боярства. Летописец впервые напоминает о вече в Галицко-Волынской Руси в 1097 году. В это время князь Давид Владимирский вместе со своими боярами Туряком, Лазарем и Василием захватили власти князя Василька и Валодоря.

Из приведенного летописного отрывка мы видим, что вече было созвано самими горожанами. Возможно, что инициатива созыва веча исходила от крупнейших феодалов городо-бояр, которые весьма неодобрительно относились к внутренней политике Давида и созвали вече в момент опасности для Давида. Таким образом, через вече феодальная знать стремилась влиять на политику князя.

Исключительный интерес представляет вече, собравшееся в 1231 году в Галиче. Из описания летописца мы видим, что оно было созвано Даниилом в обстановке напряженной борьбы князя с боярской аристократией. Даниил, не решаясь применить против князей Игоревичей репрессивных мер, поставил на вече вопрос о верности бояр князю. Вопрос был поставлен так: признают ли бояре княжескую власть изменников – бояр приводящих в Галич Венгерских королевичей.

Вот как пишет об этом летописец: "самому же Даниилу созываху вече оставъшуся в восемнадцати отроки верных и с Демьяном Тысяцким своим и рече им хочете ли быти верни мне до изоиду на враге мое с нем же кликнувшем "верны, есмы Богу и тобе господину нашему" изииди з божею помощею соцким же рикула реча… "господине непогнетиш пчел меду не едать"[3].

Таким образов из анализа деятельности веча в Галицко-Волынской Руси можно сделать следующий вывод. Вече не являлось постоянным органом, а созывалось в исключительных случаях, вызванных особой военной или политической обстановкой. Вече являлось орудием правящей группы феодалов города или пригородов, поэтому и инициатива его созыва исходила от князя или бояр данного города. На вече могли присутствовать мелкие купцу и ремесленники, однако решающую роль играло верхушка клана феодалов.

2. Возникновение и развитие феодального города

В историографии, посвященной изучению феодализма в Киевской Руси, вопрос о возникновении и начальном развитии феодального города не притягивал к себе особого внимания. А тем временем он имеет большое значение для выяснения вопроса об организационных формах феодального хозяйства и, в особенности о социальном устройстве Киевского государства.

Огромное большинство историков, которые в той или другой мере интересовались городами Древней Руси, рассматривали их с самого момента возникновения как торгово-промышленные центры. Если кое-кто и высказывал другие мысли, то они, по сути, были модификацией этого взгляда. Наиболее убедительно эта теория звучит у Ключевского.

Это мнение нашло отражение в исторических работах М.П.Покровского. Точка зрения Сергеевича о постройки городов "предприимчивыми людьми", разумеется, так же мало отличается от мнения Ключевского.

Процесс образования княжеского домена о том, что князья являлись инициаторами постройки городов. Каждый князь в своем княжестве строил города. Таковы, к примеру, Владимир, Холм, Львов, и другие. Что же представлял собой этот город? Как мы уже говорили, летописный материал показывает, что все города строились по одному типу. Центром города был княжеский двор с церковью при нем. Двор обносился деревянной стеной с валами и глубокими рвами. Разумеется, этот княжеский замок не мог носить характера военного укрепления. Такие города, как Владимир, Холм и другие, были хорошо защищены мощными военными укреплениями.

В городах было высоко развито ремесло. Это полностью подтверждается летописным материалом, который свидетельствует, что, например, при постройке города Холм князь Даниил призвал на стройку "и немцев, и русских и инноязычников, и ляхов".

Летописец указывает на специальность отдельных мастеров бежавших от татар: седельницы и лучницы, и трульницы, и кузнецы по железу и меди и серебру"[4].

Уже в это время различались кузнецы по железу, меди, серебру. Это указывает на развитие ремесленного производства в XI – XIII в.в. при этом ремесло не носило случайного характера, вызывалось к жизни не потребностями того или иного двора, а становилась определенной отраслью производственной жизни княжества. Существовали специальные мастера "городники", которые строили города. Их было в то время уже достаточно много. Летописец подчеркивает "идяху день и в день и у ночи, мастере всяции" и "наполнена окрест града, поле, села.[5]"

Ремесленники селились вокруг города-замка и в ближайших селах, образуя таким образом феодальный город. Мастера Руси могли приложить свои знания и искусство именно в условиях Галицко-Волынской Руси. Летописец указывает, что они попадали в Галицию "бежаху от татар", то есть с территории Восточной Руси. Поэтому можно сказать, что в постройке городов Галицко-Волынской Руси, в особенности в XIII в.в. было воплощено мастерство ремесленников всей Руси. Кроме этого, Галицкие князья призывали или разрешали селиться на их землях, ремесленникам западно-европейских государств, которым предоставлялось право участия в строительстве городов.

Летописец указывает выдающихся мастеров: "некого Хитрича", который поставил столпы на четырех человеческих головах в каждом углу церкви, и другого "Хитрича", который был всем известен под именем Андрей. Он обладал исключительным искусством резьбы по дереву и лепке шаров из золота.

Из этого следует, что архитектура, резьба, лепка, были высоко развиты. По свидетельству летописца, помогая церкви, был залит медью и оловом и блестел как зеркало. А поскольку для этого нужно было большое количество меди и олова, то очевидно в Галицко-Волынской Руси была развита добычи олова и меди.

На стенах города стояли "пороки и самострелы", что свидетельствует о передовом по тому времени оружейном ремесле.

Галицкая и Волынская земли вели оживленную торговлю с другими Русскими Княжествами – Киевским, Новгородским, Черниговским. Они поддерживали торговые связи с Византией, Болгарией, Венгрией, Чехией, Германией, Польшей, Литвой. Из Галицко-Волынской земли вывозили меха, мел, воск, рыбу, рогатый скот, соль, хлеб, и ремесленные изделия; с запада привозили шерсть, сукна, оружие, стекло, мрамор, золото, серебро, венгерских скакунов.

Вооруженный торговый город стал узлом первой большой политической формы, образованной среди восточных славян на новых местах пребывания. При передвижении восточного славянства из Карпатских склонов развивались племенные и родительные союзы. Поэтому родительные отношения начали превращаться в родительные традиции, родственность заменялась соседством. По мере успехов промысла и торговли среди разбросанных дворов переселенцев получались сборные пункты обмена, торговли - погосты. Некоторые из них превращались в большие торговые центры, города, к которым тянули в промышленных оборотах окружающие погосты, а города, которые возникали на главных торговых путях, по большим рекам, вырастали в большие торжища, которые взыскивали к себе обороты окружающих городских рынков.

Постепенно экономические связи становились основой политических, торговые районы городов превращались в городские волости. Во главе городских волостей стоял правительственный класс, который состоял из двух элементов: вооруженных промышленников - туземных и заморских.

У нас не может быть никаких сомнений в том, что собственного городского правления, то есть самоуправления, города не имели. Ни в юридических, ни в летописных памятниках мы не находим упоминания о такой чисто городской, "бюргерской" администрации.

В период возникновения и становление феодального города городом в целому управлял князь или его посадники, тысячские и сотские.

Городское население Галицко-Волынского княжества было пестрым по составу. Собственно город в Древней Руси — это крепость, где помещались двор князя или посадника, склады с оружием и продовольствием на случай осады, дома приближенных князя, храм. За крепостью располагался посад, в котором жили ремесленники, купцы, ростовщики, духовенство, поденщики и прочий простой люд, устраивался торг, строились храмы, монастыри[6].

Заметным слоем городского населения были купцы. Русская Правда выделяет их среди прочих свободных жителей Древней Руси, определяя за убийство купца штраф в 40 гривен. Это позволяет сказать, что по общеуголовным делам купцы находились исключительно под юрисдикцией князя. Русская же Правда указывает и на наличие купеческой организации, имеющей свои нормы профессионального поведения. Известно деление купечества на гостей, торговавших с иностранными государствами или другими городами Руси, и местных купцов.

Правовой статус ремесленников определить трудно: закон говорит лишь о ремесленниках-холопах. Нет данных, чтобы утверждать о наличии цеховых объединений ремесленников, как это было в Западной Европе. Археологические раскопки и топонимика свидетельствуют, что ремесленники одной специальности жили рядом. Имелось деление на мастеров, подмастерьев и учеников, что логически вытекает из стадий профессиональной подготовки ремесленников.