Смекни!
smekni.com

Курдская проблема в Турецкой Республике (80–90-е гг. ХХ века) (стр. 7 из 12)

Г. Обеспечить единство Курдистана. Для достижения этой цели:

1) революция в каждой части будет, по существу, задачей народа, проживающего в той или иной части Курдистана;

2) в каждой части будет вестись борьба против попыток достичь компромисса между народом, проживающим там, и колониалистским государственным аппаратом посредством различных форм под названием «автономия»;

3) будут сделаны попытки для оказания необходимой возможной помощи и солидарности между революционными силами, борющимися в каждой части.

Д. Следовать принципам пролетарского интернационализма в отношениях с соседними народами и в международных вопросах. Для этой цели:

1) на основе специфики разных стран будет доминировать принцип, что каждое революционное движение отвечает за революцию в своей стране, и этот принцип будет доминировать в отношениях с революционными силами соседних народов; на этой основе будет осуществляться совместная борьба на различных уровнях;

2) единство с соседними народами основывается на свободе и независимости каждого; будет вестись беспощадная борьба, чтобы сломать навязанное единство, которое не получило развития на основе данного фундаментального принципа;

3) будет установлена дружба с социалистическими странами, союз

с национально-освободительными движениями, солидарность с рабочим движением и демократическими течениями во всех частях мира; будет вестись борьба за мир во всем мире.

Таковы основные положения программы Партии рабочих Курдистана.


Приложение №2

Программа исламской партии Курдистана (ИПК)

Исламская партия Курдистана является политической партией, возникшей 11 декабря 1400 г. (1980 г.) с целью завоевания законных прав курдистанского народа, а также других мусульманских народов (ст. 1).

Исламская партия Курдистана, являясь частью международного исламского движения, как правило, будет поддерживать отношения с исламскими организациями, и в частности с исламскими организациями региона (ст. 2).

Курдский народ, как и каждый мусульманский народ, имеет законное право в развитии своего языка, самобытности, самоуправления, вести борьбу с тиранией, унижением, деспотизмом и рабством, нищетой, невежеством, болезнями и реакцией (ст. 4).

Исламское правительство Курдистана вместе с другими правительствами исламских наций могут составить «государство объединенных исламских наций» (ст. 8).

Официальным языком в Курдистане будет курдский язык. Необходимо обеспечить единство курдского языка и в соответствии с потребностями времени совершенствовать его. Для совершения молитвы и понимания сунны, догматов ислама нужен арабский язык.

Кроме того, при необходимости может действовать и другой соответствующий язык (ст. 9).

Немусульманские меньшинства, представители других религиозных меньшинств имеют право на свободу вероисповедания, на родину и социальную справедливость (ст. 10).

Источник закона — сунны Корана и Пророка. Избранный народом парламентский совет (меджлис) от имени народа занимается его проблемами (ст. 11).

Чтобы обеспечить потребности личности в питании, благоустройстве, учебе, медицине, устройстве семьи, следует соблюдать следующие принципы:

а) поощрение доброты и запрещение вредных поступков;

б) доброта в поступках и взаимопомощь в добром деле;

в) защита высоких идеалов и прекрасных обычаев;

г) борьба против невежественных традиций;

д) решение нравственных проблем (ст. 12).

Женщина и мужчина имеют равные права в правовых обязанностях, в формировании общества и его ориентации. Вместе с тем наличие обособленности между мужчиной и женщиной определено в исламе (ст. 14).

Свобода — всеобщее право. Партия гарантирует свободу убеждений, толкований, вероисповедания, примирения, публикаций и создания рабочих профсоюзов. Кроме того, партия выступает за свободу деятельности политических партий и женских обществ и других организаций, если они не противоречат исламу (ст. 17).

Справедливость — всеобщее право. Никакая власть не имеет право посягнуть на неприкосновенность личности. Никто из граждан не имеет право на религиозное преимущество, расовое превосходство, социальные, родоплеменные преимущества (ст. 18).

Наука — всеобщее право. Для мусульман обучение основ религии является обязательным религиозным предписанием. Необходимо устранить невежество, интересоваться всеми этапами обучения, поощрять научные исследования, направлять на учебу в соответствии со способностями и одаренностью, обеспечить средствами и материалами различные сферы производства (ст. 19).

При необходимости государственные силы могут вмешаться в различные сферы деятельности. Например:

а) запрещать действия, которые противоречат закону шариата, ликвидировать банки, берущие проценты, создавать беспроцентные банки и кредитные структуры;

б) защищать частную собственность, успешно пользоваться ею,

при необходимости осуществлять справедливое распределение материальных благ;

в) выдавать соответствующую зарплату рабочим, обеспечить достойный отдых, создавать медицинские учреждения, гарантировать жизнеспособность в период старости и болезни;

г) поддерживать рабочие места посредством безвозмездной помощи, обеспечить производство и товарообмен;

д) установить понимание между рабочими и предпринимателями, устранить противоречие между ними. При необходимости обратиться к одному из ниже приведенных путей:

1) для благополучия рабочих часть доходов, полученных на государственных предприятиях, распределять среди рабочих;

2) создавать частные торговые фирмы, передать часть или всю частную собственность рабочим;

3) чтобы оживить землю и развивать производство, оказывать помощь крестьянам.

Социальные страхования покрываются частным финансированием, которое состоит из зеката, вакуфа и пожертвований. При необходимости можно прибегнуть к общим налогам и к доходной казне (ст. 21).

Всякие советы и решения Исламской партии Курдистана, если они противоречат Корану и суннам, считаются недействительными и не заслуживают доверия (ст. 22).


Приложение №3

Доклад комиссии конгресса США «Состояние прав человека в Турции»

Авторы доклада «Состояние прав человека в Турции» (декабрь 1987 г.) рекомендовали турецкому правительству:

— признать существование курдов и обеспечить им политические и гражданские права, которыми пользуются турки;

— прекратить ограничения, лишающие курдов их этнической самобытности;

— разрешить курдам пользоваться родным языком, исполнять свою музыку и танцы, отмечать курдские праздники; разрешать использование курдских имен; предоставить курдским заключенным, пользоваться родным языком; разрешить посещение арестованных близкими и адвокатами в тюрьмах и камерах предварительного заключения;

— разрешить создание курдских обществ, публикацию курдских книг и периодических изданий;

— создать парламентскую комиссию по изучению проблемы курдского меньшинства и выработать меры по улучшению его положения;

— ликвидировать систему «сельских стражей»;

— наказать за злоупотребления и унижения достоинства гражданского населения силами безопасности страны;

— прекратить преследования курдских беженцев за границей, например, разрешать им называть своих детей курдскими именами, а курдский в анкете указывать родным языком;

— положить конец переселению граждан из беспокойных районов, кроме случаев, когда есть угроза их жизни и в соответствии с Протоколом № 11 Женевских соглашений 1949.

Нас продолжают беспокоить серьезные нарушения прав человека в Турции, говорилось в докладе, особенно случаи применения пыток и длительного нахождения в тюрьмах многих тысяч политзаключенных, содержащихся в нечеловеческих условиях. Мы видим продолжение репрессивного законодательства в Турции, которое не обеспечивает никакой юридической безопасности и даже в связи с теми правами, которые сейчас имеют турецкие граждане.

В случае реализации настоящих рекомендаций, отмечалось в докладе, хотя они и не всеобъемлющие, однако их выполнение могло бы несколько улучшить положение с правами курдов в Турции. Соединенные Штаты в максимально возможной степени должны убедить турецкое правительство принять их с тем, чтобы соблюдение прав человека в Турции было бы реальным. США в результате своей долгой истории дружбы и контактов с Турцией (Турция - третий получатель американской помощи) имеют достаточно высокий политический вес, чтобы убедить администрацию премьер-министра Т. Озала улучшить положение с правами человека. Мы надеемся, что США продолжат усилия в этом направлении.


Приложение №4

Инструкция партии рабочих Курдистана (1987 г.)

Основные цели этой инструкции:

— «Наша национально-освободительная борьба достигнет успеха только в результате мощных акций и выступлений народа. Действуя таким образом, за основу будет взята сила собственного народа.

— Национально-освободительная борьба не достигнет успеха стихийными действиями народа. Для этого нужно объединить народные массы под руководством нашей партии, обеспечить политическое единство.

— Будет отдано предпочтение просвещению народа в сфере идеологии и политики. Будет устранено влияние всякой иностранной идеологии и установлено господство национально-освободительных взглядов.

— Партийные кадры и бойцы должны усвоить пролетарские авангардные взгляды и в подходе к народу взять за основу политику Фронта».

Вторая часть этой инструкции была посвящена в основном ознакомлению с характером народных комитетов, являвшихся главной организацией Фронта.