Смекни!
smekni.com

Отражение социально-политической истории Древней Руси в "Молении Даниила Заточника" (стр. 1 из 3)

Владимирский Государственный Гуманитарный Университет

Контрольная работа

по истории России с древнейших времен до конца XVIII в. на тему:

Отражение социально-политической истории Древней Руси в «Молении Даниила Заточника»

Выполнила студентка 2 курса ОЗО

группы И-12 исторического факультета

Ющенко Д.Р.

Владимир 2010


Оглавление

Введение

1. Постановка проблемы

2. Историографический обзор

3. Характеристика источника

Глава I.Общая политическая обстановка на Руси в XII-XIII вв

1.1 Положение Руси на международной арене

1.2 Внутренняя политика и ее отражении в «Молении»

Глава II. Социальные отношения на Руси в XII-XIII вв

1.1 Быт и занятия

1.2 Низшие слои «Недостойные» слои общества

Заключение

Библиография


Введение

1. Постановка проблемы

Культура, а именно литература – неотъемлемая часть истории России любого периода. Но в XII-XIII вв., во время зарождения и распространения литературных произведений частного характера, литература – это еще и отражение социально-политических взглядов населения Руси.

Ведь человек, написавший то или иное произведение, жил в то время и непосредственно передает события той эпохи в своих чувствах, переживаниях. К таким сочинениям относится также смелое, даже немного дерзкое «Моление Даниила Заточника».

Таким образом, объектом исследования моей работы является социально-политическая обстановка Руси в XII-XIII вв.

Предмет исследования – письменный источник «Моление Даниила Заточника»

Целью моей исследовательской работы является изучение источника с точки зрения отражения в нем социально-политической жизни. Исходя из этого, передо мной встают следующие задачи:

- определить политическую обстановку Руси XII-XIII вв. (как внешнюю так и внутреннюю) и посмотреть какое отражение это получило в «Молении»;

- определить социальную обстановку Руси.

2. Историографический обзор

В ученых кругах вокруг «Моления Даниила Заточника» вот уже почти полтора века кипят нешуточные страсти. Спорят буквально обо всем: о времени создания произведения, его названии, авторе и даже адресате. Творение Даниила было открыто и частично опубликовано Н.М. Карамзиным в примечаниях к его «Истории государства Российского». После этого «Молением» всерьез заинтересовались ученые-историки.

В своей работе я преимущественно рассматривала мнения следующих историков: Гудзия Н.К, Лихачева Д.С. , Карпенко В., Белинского В.Г.

Гудзий Н.К. в своей статье уделяет много внимания первичности одной из редакций произведения, списанных с оригинала. Он относится к той группе ученых, которые считают первичной так называемую «вторую» редакцию «Моления», так как «с точки зрения конкретности, фактической наполненности и историчности, а также присутствия личного начала все преимущества на стороне так называемой «второй» редакции. Из нее, и только из нее, уясняются конкретно те личные жизненные обстоятельства, которые побудили автора обратиться за помощью к княжеской власти…»[1].

Также Гудзий Н.К. рассматривает и проблему социального положения автора. Он уверен, что Даниил не кто иной, как боярский холоп: «Определение Даниила Заточника как боярского холопа в момент его обращения к князю представляется нам наиболее вероятным: оно подсказывается самим текстом «Моления». Сказав о преимуществе службы у князя, хотя бы в убогом одеянии, перед службой у бояр в роскошной одежде, Даниил продолжает: «Не лепо у свинии в ноздрех рясы златы, тако на холопе порты дороги. Аще бо были котлу во ушию златы кольца, но дну его не избыти черности и жжения; тако же и холопу; аще бо паче меры горделив был и буяв, но укору ему своего не избыти, холопья имени». Понимать эти слова в иносказательном смысле было бы ничем не оправданной натяжкой»[2].

И, наконец, в заключении своей статьи, автор утверждает, что «Даниила можно рассматривать как своего рода интеллигента XIII в., пытающегося проложить себе дорогу в жизни исключительно при помощи своего книжного таланта и своих умственных дарований»[3].

Лихачев Д.С., в свою очередь, не делает конкретных выводов относительно рассматриваемого произведения, а лишь указывает на вероятные выводы, к которым пришли ученые, изучающие «Моление»: «Как ни смотрели на происхождение отдельных редакций «Моления» Даниила Заточника, ясно одно: оно не только читалось и переписывалось, - оно постоянно перерабатывалось, дополнялось, из него делались выборки, оно жило, творилось в течение ряда веков»[4]. И далее автор утверждает, что, несмотря на все противоречивые выводы о происхождении Даниила, «одно не представляет сомнений: автор «Моления» принадлежал не к господствующим классам общества, а к зависимым»[5].

Карпенко В. , рассмотрев множество версий относительно хронологии и происхождения автора «Моления»,не приходит к определенному выводу, объясняя все неоднократным переписыванием: « Сам жанр этого произведения, построенного на притчах, афоризмах, цитатах из разных литературных источников, давал возможность весьма вольного с ним обращения. Любой переписчик мог легко редактировать текст в зависимости от собственных политических, художественных и иных пристрастий»[6].

А Белинский В.Г. уверен, что «кто бы ни был Даниил Заточник, - можно заключить не без основания, что это была одна из тех личностей, которые, на беду себе, слишком умны, слишком даровиты, слишком много знают и, не умея прятать от людей своего превосходства, оскорбляют самолюбивую посредственность; которых сердце болит, снедается ревностью по делам, чуждым им, которые говорят там, где лучше было бы молчать, и молчат там, где выгодно говорить, словом одна из тех личностей, которых люди сперва хвалят и холят, а потом сживают со свету, и, наконец, уморивши, снова начинают хвалить»[7].


3. Характеристика источника

Как было сказано выше, споры о хронологическом происхождении редакций «Моления» в историографии памятника не разрешены окончательно и по настоящее время. Ясно, что труд этот был создан до татаро-монгольского нашествия, поскольку, как известно, в одном из списков, озаглавленном как «Послание на имя великого князя Ярослава Всеволодовича», в заключительных строках содержится обращение к Богу, в котором автор просит его не допускать пленения нашей земли «языком, не знающим Бога». Следовательно, эта редакция явно была написана накануне татаро-монгольского нашествия, когда известие о движении Батыя к границам Руси распространилось, дойдя до северо-восточных земель после битвы на Калке в 1223 г. или завоевания Рязани в 1237 г.

Таким образом, вышесказанное не противоречит основной версии написания произведения среди ученых, датирующих «Моление» началом XIII в.

О месте написания идут не такие страстные споры, большинство ученых склоняется к одной версии – Даниил создал свое произведение на Владимиро-Суздальской земле, как раз когда начинался период раздробленности, и историческая обстановка на Руси была весьма напряженная.

Само же содержание «Моления» говорит нам о причинах и цели написания. Ясно, что Даниил – некий человек, служивший князю и чем-то не угодивший ему или его вельможам, оказался в заточении (или какой-либо) ссылке. Оказавшись в трудном материальном положении, автор обращается к своему повелителю за помощью.

Он рассказывает о бедствиях, обрушившихся на него, о гонениях, которым он подвергся. Укоряя князя, Даниил тем не менее мечтает о его расположении, говорит о желании служить непосредственно князю, став его советником в различных делах.

А кем же был Даниил, этот загадочный Заточник, наделавший много шума в ученых кругах не одного столетия? Это, пожалуй, самый интересный вопрос. Для одних ученых, это несомненно, член княжеской дружины, для других – боярский холоп, для третьих – не рожденный холопом, а попавший в такое положение за долги человек. Кто-то утверждает, что Даниил – княжеский скоморох, музыкант. Некоторые исследователи полагают, что автор произведения никаким заточником (заключенным) никогда не был, а впоследствии его просто спутали с кем-то другим.

Ясно только одно – этот человек очень начитан и образован, своего рода интеллигент XIII в (как его охарактеризовал Н.К. Гудзий), но по какой –либо причине попавший в сложное положение и вынужденный просить помощи самого князя.

Информативность этого источника очень мала, это ведь личное сочинение-письмо, написанное субъективным частным лицом. Заточник в основном печется о своей судьбе, используя примеры из жизни как оружие, способное разжалобить князя и привести Даниила к нужной цели. Это сочинение, наполненное рассказами о страданиях и невзгодах бедного человека, которые не дают полного впечатления о социальной обстановки на Руси в целом. Поэтому данный источник следует рассматривать только в совокупности с другими, более информативными историческими источниками.


Глава I. Общая политическая обстановка на Руси в XII-XIII вв.

1.1 Положение Руси на международной арене

С рубежа XI-XII вв. Русская земля как нераздельное целое, находящееся на общем держании князей-родственников, перестала быть политической реальностью. На обломках Киевской Руси возникли довольно крупные самостоятельные государства, часто воюющие между собой. Естественно, в такой обстановке Русь стала лакомым кусочком для многих кочевников-завоевателей, не дающих покоя Русским землям. Самой крупной угрозой в то время для государства являлись монголо-татарские племена, наиболее укрепившие свое положение в XIII в.

Первое столкновение русских князей с монгольскими завоевателями произошло в 1223 г. Отряды под предводительством Джебе и Судебея вторглись в южнорусские степи и нанесли поражение половецким отрядам. В результате несогласованных действий русских князей, они оказались разгромленными. Многие историки считают, что именно после этого события Даниил написал свое «Моление». Намек на это можно усмотреть в заключительных словах произведения: