Смекни!
smekni.com

Внешняя политика России в XIX веке (стр. 3 из 5)

Н. С. Кипянина подробно анализирует основные направления внешней политики Николая I.

Обострившийся в середине 20-х гг. XIX в. восточный вопрос потребовал концентрации всех усилий российской дипломатии на этом направлении, отвлек внимание Николая I от европейских дел.

В греческом вопросе Николай отказался продолжать нейтрально-пассивную политику Александра. Героическая борьба греков за независимость привлекала внимание и сочувствие всей Европы, и общественное мнение всех стран требовало от своих правительств помощи восставшим грекам. В 1827 г. в Лондоне был заключен договор, по которому Россия, Англия и Франция согласились добиваться политической автономии для Греции; три державы потребовали от султана прекращения военных действий против греков, а когда он отказался, соединенные эскадры Англии, России и Франции атаковали турецко-египетский флот (у Наварина) и уничтожили его (в 1827 г). Так как султан по-прежнему отказывался предоставить Греции автономию, Россия в 1828 г. объявила Турции войну. Русские войска заняли Молдавию и Валахию и перешли через Дунай. В 1829 г. генерал Дибич нанес туркам полное поражение у д. Кулевчи, перешел Балканские горы и взял Адрианополь. В Азиатской Турции генерал Паскевич взял турецкие крепости Каре и Эрзерум. Султан вынужден был просить мира, который и был заключен в Адрианополе в сентябре 1829 г. По этому миру султан признал широкую автономию дунайских княжеств - Молдавии и Валахии (причем "Россия приняла на себя ручательство в их благоденствии", т.е. получила право вмешиваться в балканские дела для защиты христиан), а также Сербии и Греции (в 1830 г. Греция была признана независимым королевством). В Европе граница между Россией и Турцией проходила по линии Прут - Нижний Дунай (включая часть дельты Дуная), на Кавказе Россия получила восточное побережье Черного моря, с портами Анапа и Поти. Проливы Босфор и Дарданеллы были открыты для торговых судов всех стран.

Почти одновременно с турецкой войной Россия вела успешную войну с Персией (в 1826 - 28 гг.), которая закончилась миром, заключенным в 1828 г. в дер. Туркманчай (между Тавризом и Тегераном): Персия уступила России земли по левому берегу р. Аракса (ханство Эриванское и ханство Нахичеванское) и обязалась уплатить военную контрибуцию.

После побед над Турцией и Персией при Александре I и Николае I и территориальных приобретений на Кавказе, бывших результатом этих побед, перед русским правительством стояла задача покорения и умиротворения всего Кавказа; вольнолюбивые и воинственные кавказские племена оказывали упорное сопротивление продвижению русских войск, мешали сообщениям русских с Закавказским краем, нападали на пограничные поселения казаков на Тереке и на Кубани. Кавказские войны, начавшись скоро после принятия в русское подданство Грузии (в 1801 г), продолжались около 50 лет и закончились лишь при Александре II. Русские войска (долгое время главнокомандующий кавказской армией был заслуженный и популярный генерал Ермолов) с величайшим трудом и с большими потерями медленно продвигались в глубь Кавказских гор, устраивая линии небольших крепостей и опорных пунктов и принуждая к покорности соседние аулы, а затем - подавляя все новые и новые восстания горцев.

Едва только закончились войны персидская и турецкая, как правительству Николая I пришлось вступить в вооруженный конфликт с Польшей. Польские патриоты не удовлетворялись конституцией 1815 года и не могли примириться с разделами Речи Посполитой; они стремились к восстановлению полной государственной независимости Польши, и притом - в границах 1772 года. Французская революция 1830 года дала толчок польскому движению, и в конце 1830-го года в Варшаве вспыхнуло восстание; вся польская армия присоединилась к восстанию, великий князь Константин с небольшим русским гарнизоном еле успел выбраться из Варшавы. Польский сейм, собравшийся в Варшаве, объявил династию Романовых лишенною польского престола и установил временное революционное правительство. Однако среди вождей революции скоро начались несогласия и раздоры, а польская армия была недостаточно сильна для борьбы с русской. В 1831 г. восстание было подавлено (Варшава взята штурмом).

По подавлении восстания конституционная хартия 1815 года была отменена, отдельное польское войско уничтожено, польские университеты в Варшаве и Вильне закрыты. Царство Польское было разделено на губернии и подчинено императорскому наместнику, который управлял страной с помощью совета из главных чиновников края (новый порядок управления в Польше был определен "органическим статутом" 1832 г). В западнорусских областях много земель, принадлежавших участникам восстания, было конфисковано и передано в русские руки. Униатское духовенство (во главе с митрополитом Литовским Иосифом Семашко) склонилось к воссоединению с православной церковью, и в 1839 г. униатские епископы на соборе в г. Полоцке приняли соответственное постановление, после чего Синод торжественно совершил акт воссоединения униатов с православными. После этого уния сохранилась лишь в Холмской области и в Галиции.

Вскоре после польского восстания на сцену международной политики снова выступил восточный вопрос. Турецкая империя очутилась в большой опасности вследствие восстания египетского паши Мегмеда-Али; султан обратился к Николаю с просьбой о помощи, и царь послал свои сухопутные и морские силы против мятежников; последние вынуждены были покориться, а в 1833 г. султан заключил с Россией союзный договор в Ункиар-Скелесси (на берегу Босфора), по которому он обязался закрыть Босфор и Дарданеллы для прохода военных судов всех иностранных держав, кроме России, и Турция становилась как бы под протекторат России.

Однако такое преобладание России на Балканском полуострове вызвало недовольство и тревогу других европейских держав, особенно Англии. Когда в 1838 - 39 г. у султана снова возник конфликт с его египетским вассалом, в дело вмешались все великие державы и принудили Египет к покорности, а в 1840 г. в Лондоне была заключена конвенция, по которой Турция становилась под общую защиту всех пяти великих европейских держав: России, Англии, Франции, Австрии и Пруссии.

Революция 1848 - 49 гг. на время отвлекла внимание европейской дипломатии от восточного вопроса. Когда венгерское восстание грозило разрушением Австро-Венгерской монархии, молодой австрийский император Франц-Иосиф просил русского царя о помощи. Николай I, ненавидевший революцию, считал себя обязанным поддерживать принципы легитимизма и старого порядка не только у себя дома, но и в других государствах; он послал в Венгрию генерала Паскевича с войском, которое подавило восстание венгров и восстановило в Венгрии австрийскую власть. Вмешательство Николая в европейские дела на защиту старого порядка, конечно, вызвало всеобщее возмущение не только в революционных, но и в либеральных кругах, и Россия по милости Николая заслужила себе кличку международного (или европейского) жандарма. Обострению отношений способствовало то, что Николай недружелюбно относился к новому французскому императору, Наполеону III, превратившемуся в монарха из президента Французской республики, образовавшейся в результате революции 1848 года.

Таким образом, считает Н. Кипянина, и правительства и народы Европы боялись и не любили России и ее реакционного и высокомерного царя и рады были воспользоваться первым случаем, чтобы уничтожить силу и влияние России в европейских делах. Случай этот скоро представился в связи с тем же "восточным вопросом". Николай считал себя покровителем православных в Палестине, а Франция выступила теперь в качестве покровительницы католиков. В 1851 г. по просьбе Франции султан приказал отобрать ключи от Вифлеемского храма у православного духовенства и отдать католикам. Николай энергично протестовал и требовал от султана общих гарантий охраны интересов православного населения Турции, но Турция, опираясь на поддержку западных держав, отклонила все дипломатические протесты и требования. Николай в 1853 г. приказал своим войскам оккупировать автономные дунайские княжества, пока Турция "не удовлетворит справедливых требований России" Осенью 1853 г. Турция, побуждаемая западными державами, объявила России войну.

Крымская война (1853-1856) годы стала главным внешнеполитическим событием и своеобразным итогом царствования Николая I. О причинах её и о том, чем руководствовался император, начиная войну, размышляет С. Мироненко в книге «Николай I”.

Поводом к войне послужил спор между православной и католической церквями о том, в чьем ведении должны находиться святые места в Палестине. Начиная войну с Турцией, Николай I полагал, что, имея авторитет «жандарма Европы», можно без боязни приступить к решению «восточного вопроса». Сначала успех сопутствовал России. Эскадра адмирала П. С. Нахимова разгромила турецкий флот в Синопской бухте. Между тем на стороне Турции в войну вступили Англия и Франция. Россия вынуждена была воевать с передовыми странами Европы. Их армии были вооружены нарезным оружием, превосходившим по дальнобойности устаревшие гладкоствольные ружья русских пехотинцев. Паровой флот союзников по численности в несколько раз превышал русский. Снабжение нашей армии затруднялось плохим состоянием грунтовых дорог, почти полным отсутствием железных. Таким образом, война обнажила отсталость России, слабость ее промышленности.

Как подвиг величественной красоты осталась в истории героическая оборона Севастополя. Об этом пишет Б. И.Зверев в книге “Севастопольская оборона 1854-1855”. Севастопольцы мужественно защищали город в течение 349 дней. В боях погибли руководившие обороной адмиралы В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин. Николай I не дожил до падения Севастополя, он скончался 18 февраля 1855 года. Александр II продолжил войну. В 1856 году был подписан Парижский мирный договор, по которому Россия теряла южную Бессарабию и устье Дуная, лишалась права держать военный флот на Черном море, отменялось ее покровительство Дунайским княжеством и Сербии. Россия утратила свои позиции на Ближнем Востоке и на Балканах.