Смекни!
smekni.com

Народы Боснии и Герцеговины, Словении в составе монархии Габсбургов в Новое время (стр. 2 из 7)

Еще в 90-е гг. Х1Х в. в крае были созданы политические организации, оформившиеся теперь в политические партии, которые отчетливо дифференцировались по национальному признаку. В 1907 г. была создана сербская партия - Сербская народная организация, пропагандирующая сербскую национальную идею. Движение мусульман за автономию политически оформилось в 1907 г. в Мусульманскую народную организацию. Обе партии были солидарны в своем неприятии возможности аннексии Боснии и Герцеговины. В 1908 г. оформилась хорватская политическая партия - Хорватское народное объединение, целью которой было объединение Боснии и Герцеговины с Хорватией. Все три партии в 1910 г. были представлены в боснийско-герцеговинском парламенте.

Социал-демократическая партия Боснии и Герцеговины, образованная в 1909 году была единственной интернациональной партией. Программа партии была основана на Эрфуртской программе. Партия сумела объединить около двух тысяч рабочих. Молодой рабочий класс края, еще тесно связанный с селом составлял не более 60 тыс. чел.

Как и в других частях Австро-Венгрии активизировалось молодежное движение, в том числе и «сокольское». Молодежные организации в основном также дифференцировались по национальному принципу и выступали с националистическими лозунгами. Наряду с легальными действовали и подпольные группы молодежи. Австро-Венгрия не безосновательно подозревала Сербию в ведении сепаратистской пропаганды на территории Боснии и Герцеговины. Нелегальные террористические молодежные своей программой считали насильственное свержение существующего строя. Одной из них была молодежная группа, получившая название «Молодая Босния», которую в основном составляли юные гимназисты и подмастерья. Она была связана с организацией офицеров Сербии «Объединение или смерть». «Молодая Босния» объединяла югославянски ориентированных представителей разных национальностей, находящихся под сильным влиянием радикальной революционной идеологии. В арсенале средств их борьбы против австро-венгерского господства первое место занимали террористические акты. На июнь 1914 г. намечались военные маневры в Боснии и Герцеговине, для участия в них в Сараево прибыл наследник австрийского престола эрцгерцог Франц Фердинанд (1863-1914 гг.). Члены организация «Молодая Босния» подготовили и осуществили 28 июня 1914 года террористический акт, в результате которого эрцгерцог и его супруга были убиты. Эти события послужили поводом для начала Первой мировой войны.

2. Словенские земли в составе Австрийской империи в Новое время

Словенцы занимает особое место среди югославянских народов Австрийской империи. Не имевшие государственной традиции словенцы с УП века входили в состав различных немецких государств , а с ХП в., значительно раньше других славянских народов, вошли в Габсбургские владения. Австрийские провинции - Штирия, Каринтия, Крайна, Горица, в которых проживали словенцы были коронными австрийскими землями. Словенцы на протяжении многих веков были разделены не только административно, но и в языковом смысле, так как до конца Х1Х века свыше сорока их диалектов не были объединены в литературный язык. На территории Австрийской империи в начале Х1Х века проживало около миллиона словенцев, но лишь в Крайне они составляли большинство - 92%. В Штирии и Каринтии словенцы составляли приблизительно треть населения, а две трети - австрийские немцы. В Истрии было около 14% словенцев и 31% в крупном портовом городе Триесте.

Идеи Просвещения широко распространились на словенских землях, здесь еще в ХУШ в. появились кружки богатых немецких меценатов, которые поставили своей целью изучение языка и обычаев своих крестьян - словенцев. Среди них выделялся кружок барона Зигмунда Цойса (1747-1819 гг.) Из этого кружка, объединяющего янсенистски настроенных священников, вольнодумцев, членов масонских лож вышли ведущие словенские просветители: Антон Линхарт, Валентин Водник, Ерней Копитар и другие. Им принадлежат первые труды по истории Словении, первые грамматики и учебники словенского языка на основе краинского диалекта.

Образованные Наполеоном в 1809 г. на полученных по Шенбруннскому миру австрийских территориях Иллирийские провинции включали и словенские земли. Столицей провинций стал город Лайбах (Любляна). Проведенные в течение четырех лет преобразования - введение гражданского кодекса, секуляризация образования, освобождение кметов, оказали большое влияние на рост словенского национального самосознания. Особенно важным стимулом для развития национального языка было признание в качестве официального языка провинций т.н. «иллирского языка», и издание на нем газет, книг и учебников. В разработке грамматики «иллирского языка» принимал участие словенский просветитель В. Водник (1758-1819 гг.)

Словенские земли значительно отставали от таких развитых провинций Цислейтании как Богемия и Моравия. Но в первой половине Х1Х века здесь произошли существенные изменения, способствующие превращению этих земель в дальнейшем в развитый индустриальный район. В ходе индустриальной революции, здесь уже в 1846 г. началось железнодорожное строительство, широко были распространены паровые мельницы, развивалась ткацкая промышленность.

В первой половине Х1Х века социальная структура общества на словенских землях дифференцировалась по национальному признаку. Помещики, чиновничество, бюргеры - в основном были немцы. Словенцы, никогда не имевшие своего национального дворянства, преимущественно проживали в деревнях и принадлежали к крестьянскому сословию. После реформ Иосифа II начался процесс ликвидации феодальной системы землепользования, который на словенских землях шел интенсивнее, чем у других южных славян империи. Продажа помещиками земельных наделов способствовала концентрации земли в руках государства и обогащению буржуазии. Крестьяне арендовали землю у помещика, и помимо выплаты ренты (денежной и натуральной) должны были еще отрабатывать определенное число дней в году барщину и выплачивать десятину церкви. Словенские крестьяне все же были в лучшем положении, чем крестьяне Венгерского королевства, но и они бунтовали против помещичьего произвола. Лишь в 1846 г., после очередного крестьянского восстания, был издан императорский патент о замене всех ранее существующих повинностей крестьян перед помещиками денежной выплатой. Сельскохозяйственная культура у словенцев была достаточно высокой, использовалась трехпольная система. Здесь широко культивировались картофель, кукуруза, клевер, что позволяло увеличить откорм скота. Картофель уже к 1844 г. становится самой популярной сельскохозяйственной культурой в Словении. Особой специализацией словенцев было и пчеловодство.

У словенцев уже в ХУШ в., раньше, чем у других югославянских народов, начала формироваться поначалу очень немногочисленная национальная буржуазия. Свой первоначальный капитал она создавала благодаря откупам и скупке земли у разорившихся помещиков. В промышленности и торговле царила немецкая буржуазия. Словенский рабочий класс также начал формировался довольно рано, поскольку на словенских землях уже в ХУШ веке широко были распространены мануфактуры - стекольные, бумажные, а также горные и металлургические центры. Все они стали базой промышленных предприятий в ходе процессов модернизации Цислейтании в Х1Х веке. Если в ХУШ в. рабочие еще были тесно связаны селом, то после реформ Иосифа II часть крестьян уже окончательно уходит в город и становится основой потомственного словенского пролетариата.

Население словенских городов было смешанным, лишь в Триесте и Любляне словенцы составляли большинство. Ремесленные мастерские на словенских землях имели давние традиции и их изделия - зеркала, фурнитура, обувь, кожаные изделия пользовались спросом в Габсбургской империи и за ее пределами. Словенские города, находящиеся на пересечении транзитных торговых путей, довольно быстро развиваются, хотя население их по-прежнему невелико, так в Любляне проживало 20.000 чел.

Абсолютное большинство словенцев были католиками и процент протестантов был совсем незначительным. Католическая церковь в жизни словенцев играла исключительно важную роль. Она была одним из крупнейших землевладельцев, ей принадлежала треть земельных наделов. Католические священники, как правило, или были словенцами по происхождению, или хорошо знали словенский язык. Этому способствовало преподавание на словенском языке в Люблянской семинарии. Из числа духовенства вышла основная часть деятелей словенского просвещения и культуры. Собственно словенские священники стали ядром словенской национальной элиты. Тесно связанные с государственной администрацией, они во многом определили и характер словенского Национального возрождения как преимущественно культурно-просветительного, а не политического движения.

Словенское национальное Возрождение, активизация которого приходится на период существования Иллирийских провинций, было тесно связано с хорватским национальным движением - иллиризмом. Прямые связи хорватских иллиров и словенских просветителей способствовали выработке общей позиции по вопросу возможного преобразования империи и создания в ней единой югославянской единицы. Многие словенцы были участниками иллирского движения. Близким соратником и помощником Людевита Гая был выдающийся словенский поэт Станко Враз (1810-1851 гг.), писавший свои произведения на хорватском языке. До революции 1848 г. словенское национальное движение шло в основном в русле иллиризма, в свою очередь находящегося под сильным влиянием чешской национальной идеологии и идей славянской взаимности.

Сам термин «Словения» появляется в среде словенских интеллектуалов лишь накануне революции 1848 г. До этого словенцы самоидентифицировались как «каринтийцы», «штирийцы», «краинцы», и их краевой сепаратизм замедлял процесс интеграции словенской нации