Смекни!
smekni.com

Духовная культура Булгарского эмирата: литература, система образования, научные знания (стр. 3 из 3)

Булгарские ученые-медики также получили широкое признание не только в Булгарии, но и в странах Востока. Одними из них были братья Таджетдин и Хасан ибн Йунус ал-Булгари. Таджетдин ал-Булгари написал сочинение “Лучшие лекарства от отравления”, а его брат Хасан по просьбе известного врача Бадраддина Махмуда ибн Усмана в 122021 гг. переписал его. Трактат по фармакологии “О простых лекарствах” написал также Бурханаддин Ибрагим ибн Йусуф Булгари, имя которого было известно в мусульманских странах. Всему Востоку было известно имя целителя Ходжы Булгари в Газни. Он был усыновлен поэтом Хакимом Санаи, но прожил недолго умер в возрасте 39 лет. Поэт же построил на его могиле надгробие, воспел его талант врача в стихах. “Это может быть тот самый Ходжа Ахмед Булгари, который был учителем и шейхом знаменитого султана Махмуда Газневи, делает предположение Г.М. Давлетшин. И в наши дни мусульмане со всех концов мира приходят к могиле булгарского лекаря и к источнику с его именем, надеясь избавиться от недугов. В 1971 г. на его могиле был воздвигнут мавзолей из белого мрамора”.

Широкое распространение в Булгарии получила книга таджикского ученого медика Авиценны “Каноны врачебной науки”. Под именем Абу Галисина он известен булгаро-татарам до сего дня, прежде всего через прекрасную легенду о нем, написанную булгаро-татарским просветителем XIX в. Каюмом Насыри, которая, видимо, восходит к народным сказаниям.

Для лечения самых разных болезней использовали белемниты. Белемниты - это вымершие окаменевшие беспозвоночные моллюски. Их применяли в виде порошка. Если нужно было применить белемниты внутрь, то порошок смешивали с дождевой водой. При наружном применении порошок присыпали на раны. Булгарские табибы обладали научными сведениями о возникновении и стадиях развития человеческого зародыша, умели ставить диагноз больным путем прощупывания пульса. Они использовали ланцеты и пинцеты. Они могли изготовить лекарство против ядов.

Булгарские аптекари и знахари при изготовлении целебных напитков использовали особый сосуд, который назывался "самабар", что в переводе означало "сосуд для приготовления снадобий". Этот сосуд имел крышку особой конструкции и ставился на специальную подставку.

Развитие торговых связей Булгарии со многими странами Востока и Восточной Европы требовало совершенствования географических знаний. Прежде всего булгарские купцы, путешественники и проповедники знакомились с другими странами по сочинениям таких мусульманских географов, как ал-Балхи, алМасуди, алМарвази, алИдриси и другие, которые традиционно делили известные земли на семь климатов со входящими в них странами. Сведения о седьмом климате, т.е. о северных странах и народах, арабские географы получали в Булгарии, что видно из сочинений Ибн Фадлана (X в.), алГарнати (XII в.), Ибн анНугмана (XIII в.) и др. Булгары хорошо знали и имели связи с народами, которые жили от них на север вплоть до Северного Ледовитого океана. К северу от удмуртов (чирмеш, ар) жил народ вису (ису), за ни ми югра (юра), а на берегу Темного моря за горами обитали, по представлениям булгар, дикари. Естественно, булгары имели ясное представление о Руси и ее городах, о землях, лежащих к Востоку и югу. Они никогда не забывали о Кавказских горах, Каспийском, Черном, Азовском морях, рядом с которыми когда-то жили их предки, и рассказы о них передавались из поколения в поколение.

Тягу к изучению звездно-планетной системы сохранили и булгары. Счет времени у них основывался на многолетних наблюдениях за движением солнца, луны, звезд и планет. Булгары пользовались всеми существующими в те времена календарями: солнечным, лунным и лунно-солнечным.

До принятия ислама булгары называли дни недели по-своему. Так, например, в древних книгах сохранились названия следующих дней недели: понедельник - эрне баши, среда - кан кон, четверг - кече эрнэ, пятница - эрнэ кон. После принятия ислама тюркская двенадцатидневная неделя была заменена семидневной.

С принятием ислама у булгар закрепился лунный календарь, который использовался для определения различных праздников, при написании официальных документов. По этому календарю датировали время чеканки монет. Луну и месяц года булгары обозначали одним и тем же словом "айных". Количество месяцев в году было столько же, сколько раз Луна оборачивается за год вокруг Земли. Таких оборотов Луна совершает 12 раз. Следовательно, по лунному календарю в году 12 месяцев. Каждый месяц начинается с новолуния и длится 2930 суток. Значит, лунный год состоит из 354 суток. По солнечному календарю в году 365 суток. Иначе говоря, год по лунному календарю короче солнечного. Булгары пользовались как лунным, так и солнечным календарем.

Использование арабского и иранского календарей свидетельствовало о высоком уровне культуры населения и о тесных связях Волжской Булгарии со странами Востока.

Принятие Ислама, связанное со становлением одного из первых в Восточной Европе средневековых государств - Волжской Булгарии, ознаменовалось высоким расцветом его культуры. "Болгары соседи наши и суть вельми богаты и сильны", писал Xвеке владимирский князь Всеволод киевскому князю Святославу. Во многих аспектах культурного развития в XXIIвв. Волжская Булгария была на самых передовых позициях среди стран Восточной Европы, достигла больших успехов в развитии художественных ремесел, в строительстве города, замков, мечетей. Один из столичных городов - Великий Биляр, занимавший территорию около тысячи гектар, был крупнейшим городом не только Восточной, но и Западной Европы. Первые мечети булгар, построенные в Биляре были деревянными, позднее их возводили из белого камня и булгары были известный как опытные мастера по возведению белокаменных сооружений культового и оборонного назначения.

Заключение

Основополагающим этапом в историческом становлении татарского народа стала эпоха формирования и укрепления государства Волжская Булгария в IXXIII вв., когда окончательный переход к оседлости, развитие земледелия и ремесел, строительство городов, интенсивный товарообмен и многосторонние взаимосвязи со многими регионами средневекового мира возвели на качественно новый уровень все стороны жизнедеятельности предков татар булгар. Все это, а также географическое расположение страны на перекрестке сухопутных и водных дорог Европы и Азии, позволило Волжской Булгарии обрести высокий международный статус и выполнять миссию культурного посредника между цивилизациями Востока и Запада.

Отмеченные факторы определили систему идеологических и нравственно-эстетических ценностей булгар. Их мировоззрение характеризовалось гуманистической направленностью, открытостью и широтой взглядов, терпимостью и восприимчивостью к обычаям и верованиям других народов. Булгарская духовная культура испытывала постоянное воздействие разнообразных традиций, привносимых извне. Вместе с тем она отличалась прочным самобытным наследием предшествующих эпох. Особое значение при этом имело общетюркское, поскольку волжские булгары, несмотря на то, что встали на самостоятельный путь развития, продолжали оставаться неотъемлемой частью обширной семьи народов с общими прототюркскими корнями.

Другим основополагающим фактором исторического развития булгар, внесшим глубокие изменения в развитие булгарской культуры, было принятие ислама и признание багдадским халифом Волжской Булгарии исламским государством. В результате этого события в культуре булгар произошли следующие перемены:

1. Произошел переход от рунической системы письменности "куниг" к арабской системе. Это позволило булгарам использовать культурные достижения мусульманских народов арабского Востока, Ирана, Средней Азии, включиться в единую систему мусульманской цивилизации.

2. Была создана единая система образования: начальные школы мектебе, средние учебные заведения - медресе и высшие учебные заведения - Дар альулюмы, т.е. "Дома науки" или университеты.

3. Высокого уровня достигло богословие. Волжская Булгария дала мусульманскому миру много всемирно известных богословов.

4. Историческое самосознание волжских булгар нашло отражение в трудах историков Микаиля Башту, Абдуллаха ибн Башту, Хаджи Омара и Якуба ибн Нугмана.

5. Выдающимся образцом повествовательного, литературного искусства булгар является поэма Кул Гали "Сказание о Юсуфе".

6. В библиотеках хранились богослужебные, исторические, литературные сочинения, труды по географии, химии, медицине, фармакологии. Среди них было много произведений мировой литературы на арабском, персидском языках.

Таким образом, булгарская культура и наука достигли высокого уровня развития в X - XIIвв. Достижения в области богословия, литературы, науки, монументального и прикладного искусства и. т.д. и. т.п. имели международное значение и общечеловеческую ценность.

Список литературы

1. Бариев Р.Х. Волжские Булгары. История и культура. СанктПетербург, 2005.

2. Давлетшин Г.М. Волжская Булгария. Духовная культура. Домонгольский период X - XIIв., Казань, 1990.

3. Раимова С.И. История татарской музыки. Казань, 1986.

4. Смирнов А.П. Волжские Булгары. М., 1951.

5. Хасанов М. Поэтгуманист Кул Гали. Казань, 1987.

6. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу. Публикация О.Г. Большакова, А.Л. Монгайта. М., 1971.