Смекни!
smekni.com

Регенство Елены Глинской (стр. 1 из 4)

ФГОУ ВПО ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Институт информационных технологий, экономики и управления

Кафедра истории

Реферат

РЕГЕНСТВО ЕЛЕНЫ ГЛИНСКОЙ

Выполнил: Нюпенко К.С.,

Студент группы 412

Науч. Рук.: зав. каф. истории

Банзаракцаева Е.В.

Улан-Удэ 2009


Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 БИОГРАФИЯ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ

3 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕЛЕНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ

2 ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕЛЕНЫ ГЛИНСКОЙ И БОЯРСКОГО ПРАВЛЕНИЯ (1533-1547 ГГ)

2 РЕФОРМА ЕЛЕНЫ ГЛИНСКОЙ (1530-Е ГОДЫ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ


Введение

глинская регентство политика реформа

Данная работа посвящена изучению регентства Елены Глинской, матери Ивана IV Грозного.

Историк Черникова Т.В. дает такую характеристику правления Елены Глинской (1533 - 1538):

…“Она провела ряд разумных реформ: ввела единую денежную единицу (московскую копейку), общие для всей Руси эталоны мер длины, веса, объема; начала заменять ненавистных на местах наместников выборными губными старостами. Елена отдала приказ о ремонте старых и строительстве новых крепостей в городах по западной, южной и восточной границам Руси. В Москве поставили вторую каменную крепость – Китай-город.

Однако регентство Елены Глинской было омрачено коварными действиями. Правительница арестовала и уморила в тюрьме дядьев своего сына – Юрия Дмитровского и Андрея Старицкого (младшие братья Василия III). С боярами Елена считалась мало, советуясь в делах со своим фаворитом Иваном Овчиной Телепневым-Оболенским.”…

Николай Михайлович Карамзин в своем сочинении «История государства Российского» дает такую характеристику отношения народа к Елене Глинской:

…“не только искренняя любовь к Василию производила общее сетование о безвременной кончине его; но и страх, что будет с государством? – никогда Россия не имела столь малолетнего властителя; никогда – если исключим древнюю, почти баснословную Ольгу, - не видала своего кормила государственного в руках юной женщины и чужеземки, литовского ненавистного рода. На троне не бывает предателей: опасались Елениной неопытности, естественных слабостей, пристрастия к Глинским, коих имя напоминало измену. Хотя лесть придворная славила добродетели великой княгини, ее боголюбие, милость, справедливость, мужество сердца, проницание ума и явное сходство с бессмертной супругой Игоря”…

О. М. Рапов дает такую характеристику правления регентши:

…”Глинская беспощадно боролась с князьями и боярами, выступавшими против центральной власти. В ее правление была проведена денежная реформа, упорядочившая монетное обращение в России, строились новые города, были стабилизированы отношения с Польшей и Швецией. При Глинской московский посад (Китай-город) был обнесен кирпичной стеной.”…

Вольдемар Балязин в своей работе “Занимательная история России”, так описывает Елену Васильевну

…”Была Елена при изумительной красоте умна, весела нравом и прекрасно образованна: она знала немецкий и польский языки, говорила и писала по-латыни. К тому же была она знатного рода и состояла в дальнем родстве со многими владетельными южнославянскими домами. Василий Иванович потерял голову из-за всего этого. Уже пожилой, по меркам того времени, великий князь Василий Иванович сбрил бороду и переменил полувизантийскую-полутатарскую одежду на польский кунтуш и, подобно молодому франту, переобулся в красные сафьяновые сапоги с загнутыми вверх носками”…

В "Московской промышленной газете" №13 от 8-14 апреля 2004 приводится такая статья:

…”Продлилось регентство не так долго - пять коротких лет, но за эти годы Елена успела сделать столько, сколько не каждому правителю осилить за десятилетия: победа в войне с Литвой, заключение договора со Швецией, восстановление Устюга и Ярославля... Но самым, пожалуй, значительным внутриполитическим делом, предпринятым Еленой Васильевной, была первая в русской истории денежная реформа”…

Делая анализ всего выше перечисленного, можно говорить о широком освещении темы моего реферата. Все историки схожи во мнениях на счет Великой Княгини Елены Васильевны. Она действительно была очень молода, очень красива (см. иллюстрации в приложении), предприимчива. Умела притягивать к себе людей. Даже проявила себя как реформатор, и при том, удачно. В XVI веке женщина на престоле – это практически нонсенс. Если конечно не брать в расчет полумифическую, полусказочную Ольгу.

За 5 коротких лет своего регентства, она смогла провести существенные реформы. И что не маловажно, ее любил народ. Сначала все осторожничали с ней, она была новой, интересной, образованной. Но узнав Княгиню ближе, души в ней не чаяли.

Перед Еленой Глинской открывались широкие перспективы. В год смерти (1538 г.) ей было всего 30 лет. Она была честолюбива, умна, полна замыслов... Но 3 апреля великая княгиня скоропостижно скончалась. Многие современники Елены Васильевны полагали, что ее отравили, но проверенных данных об этом нет. И трудно сказать, что больше прославило эту незаурядную женщину: то, что она была матерью Ивана Грозного, или проведенная благодаря ее энергии денежная реформа.


Биография Великой Княгини[1]

Московский князь Василий III, правивший в XVI веке, назван в истории «последним собирателем земли русской». Князь был женат на красавице Соломонии Сабуровой, выбранной им на смотринах невест из пятисот девушек. Поначалу супруги были очень счастливы и жили душа в душу.

Но шли годы, а детей у княжеской четы все не было. Когда Василию перевалило за сорок, он начал поневоле задумываться о том, что без наследника ему придется оставлять престол одному из братьев, отношения с которыми оставляли желать лучшего. Некоторые из приближенных стали впрямую советовать князю распроститься с Соломонией и жениться на другой. На созванной Думе бояре выразились еще более решительно: «Неплодную смоковницу вырубают и выбрасывают из виноградника!»

И 25 ноября 1525 года, Соломония Сабурова стала инокиней Софией. Причем, в Никоновской летописи говорится, что великая княгиня была пострижена в монахини «по совету ея», то есть по ее собственному желанию.

…Не прошло и двух месяцев после пострижении Соломонии, как ее бывший сорокасемилетний муж женился (21 января 1526 года) на Елене Васильевне Глинской, племяннице Михаила Глинского – потомка одного из татарских князей, перешедших из Орды на службу к литовцам. Она была моложе государя на двадцать семь лет, а своим образованием и развитием резко выделялась из среды русских женщин.

«Стремительность и выбора невесты, и самой свадьбы свидетельствовала о том, что юная Елена уже давно была тайной страстью стареющего великого князя, – логично предполагает историк Л. И. Морозова. – Он лишь ждал удобного случая, чтобы навсегда расстаться с первой супругой…

Елена была чудо как хороша: стройная, живая, грациозная, с удивительно тонкими и правильными чертами удлиненного лица… в столице Русского государства Елена Глинская появилась в возрасте четырнадцати лет и сразу затмила красотой всех местных боярышень и княжон. Увидев ее в Успенском соборе на одном из церковных праздников, Василий III уже не смог позабыть. Тогда же он стал предпринимать первые шаги для того, чтобы развестись с Соломонией».

Кстати, согласно церковному уставу великий князь не имел права вступать во второй брак. Иерусалимский патриарх Марк предостерегал его письмом: «Женишься вторично – будешь иметь злое чадо, царство твое наполнится ужаса и печали, кровь польется рекой, падут головы вельмож, города запылают».

Но увы…

Все единодушно сходились в том, что «басурманка» «ликом и телом вельми приятна». Под ее влиянием Василий начал перенимать некоторые европейские обычаи и даже сбрил себе бороду. Может, просто верил, что после этого будет выглядеть моложе рядом с ослепительно юной супругой…

Вот только Бог опять не спешил одарить великого князя наследником. Почти четыре года вся его государственная деятельность ограничивалась делами сугубо богомольными. Вместе с молодой женой и приближенными боярами он ездил из монастыря в монастырь, жертвовал на строительство новых храмов, раздавал милостыни и неустанно возносил молитвы о чадородии. Призывал на помощь и ведуний, и волхвов. При дворе уже поговаривали, что Соломонию постригли напрасно, что виноват в «бесчадии» сам Василий Иоаннович…

И вот наконец-то узналось, что государыня великая княгиня «непраздна». 25 августа 1530 года у княжеской четы родился мальчик. Правда, ходили сплетни, что отцом долгожданного первенца являлся не бездетный якобы князь Василий, а красавец Иван Телепнев, в которого Елена была влюблена с первого же дня своего замужества. После Иоанна у великокняжеской четы родился еще один сын. Как вскоре выяснилось – глухонемой и слабый умом.

Увы, недолго князю Василию суждено было наслаждаться семейным счастьем: осенью 1533 года он простудился на охоте и тяжело заболел. По-видимому, у князя началось общее заражение крови, изначальной причиной которого стал банальный фурункул. Он умер 3 декабря того же года, оставив жену и двух малолетних сыновей. Вся Москва пролила горячие слезы, когда наутро большой кремлевский колокол возвестил кончину великого князя, а этого удостаивались немногие монархи.

Елене Глинской было всего двадцать пять, когда она осталась вдовой с двумя малыми детьми, окруженной в основном ненадежными и зачастую враждебными ей людьми. За четыре года своего правления княгиня, так или иначе, избавилась почти от всех, назначенных мужем в опекуны к малолетнему сыну. Фактически все это время она самодержавно правила Русским государством.

«Никогда Россия не была в таком ненадежном состоянии, как после смерти князя Василия, – считала автор «Истории России в рассказах для детей» А. О. Ишимова, – государем ее был трехлетний ребенок, опекуншею его и правительницею государства – молодая княгиня из народа литовского, всегда ненавидевшего Россию, из семейства Глинских, памятных изменами и непостоянством. Правда, что в духовной покойного великого князя ей приказано было управлять государством не одной, но с Думою боярскою, т. е. государственным советом, состоявшим из братьев Василия Иоанновича и двадцати знаменитых бояр… Однако ж так не исполнялось. Главным боярином в Думе государственной, несмотря на многих старых и почтенных князей, был молодой князь Иван Федорович Телепнев-Оболенский, имевший знатный чин конюшего боярина. Его одного слушалась правительница, ему одному позволяла делать все, что он находил нужным для государства. Власть его была так велика, что даже родной дядя Елены, князь Михаил Глинский, был посажен в темницу и вскоре потом умерщвлен в ней за то только, что осмелился сказать племяннице, как она дурно исполняла обязанности правительницы и матери государя!»