Смекни!
smekni.com

Ретроспективный анализ экспедиции афинян в Египет (стр. 1 из 4)

Министерство образования и науки Р.Ф.

Ярославский государственный университет

им. П.Г.Демидова

Кафедра всеобщей истории

Курсовая работа

Ретроспективный анализ экспедиции афинян в Египет

Реферат

С, 2 источника

ЕГИПЕТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ, ВОССТАНИЕ ИНАРА, ГРЕКО – ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ, ПОРАЖЕНИЕ АФИНЯН, ДАТИРОВКА ЕГИПЕТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ.

Объектом исследования является экспедиция афинян в Египет.

Цель работы – обобщить сведения о египетской экспедиции, установить её датировку и определить её причины.

В ходе работы исследовались имеющиеся источники по данному предприятию Афин. Рассматривались вопросы связанные с датировкой причин Египетской экспедиции.

В результате исследования был выработан новый взгляд на предприятие Афин, также выдвинута гипотеза относительно причин афинского похода и рассмотренны существующие на данный момент датировки.


Содержание

Введение

1. Датировка экспедиции Афин в Египет и её причины

2. Описание Похода и его итоги

Список источников

Список литературы


Введение

Актуальность темы исследования. Египетская экспедиция, предпринятая Афинами, важна для понимания не только Греко – персидских войн (в особенности их завершающего этапа и итогов), но и проливает свет на один из тёмных периодов в истории Египта. Несмотря на это, в мировой и отечественной историографии этому походу уделено неоправданно мало внимания: большинство историков изучающих Греко-персидские войны приводят версию, изложенную в труде Фукидида, либо не упоминают об экспедиции вовсе. Описание Диодора Сицилийского вовсе не используется и перевод на русский язык части его труда «Историческая библиотека», содержащей описание похода, отсутствует. Причиной такого пренебрежения трудом этого греческого историка может служить преобладание до недавнего времени критического отношение к «Исторической библиотеке», несмотря на более подробное описание похода в ней нежели описание Фукидида. Предметом данного исследования составляет, прежде всего, труд Диодора Сицилийского «Историческая библиотека», а также описание в «Истории» Фукидида».

Предмет исследования определяет основную цель работы – изучить экспедицию Афин в Египет на основании трудов этих историков.

Исходя из поставленной цели, в курсовой работе определены следующие задачи исследования:

· провести анализ источников и исследовательской литературы по данной проблеме;

· выявить и проанализировать причины похода;

· рассмотреть хронологические рамки Египетской экспедиции;

· изложить события похода на основании приведённых источников.


Фукидид

В своём произведении Фукидид является одним из самых выдающихся и характерных представителей греческой мысли своей эпохи. Цель Фукидида, как он сам её определяет — «отыскание истины». Фукидид, по собственным словам, стремился к точному знанию (V, 26) и излагал не так, как ему казалось, или как сообщал первый встречный, а как очевидец или на основании сведений хотя и добытых от других, но подвергнутых возможно тщательной и точной проверке (I, 22) Он сознает, что узнавать правду было трудно, ибо свидетели-очевидцы говорили об одном и том, же не одинаково, а под влиянием пристрастия или памяти (I, 22). Фукидид первый надлежащим образом оценил важность документов и некоторые из них целиком внёс в свою историю (например, текст перемирия 423 г., Никиева мира, договора афинян с Аргосом, Мантинеей и Элидой).Приёмы Фукидида напоминают приёмы современных исследователей и его метод обратного заключения есть вместе с тем метод сравнительный: Фукидид подмечает аналогию между бытом греков, на известной ступени их развития, и варваров (I, 3,6); ему не чужда уже идея постепенного развития; древнейшая, баснословная старина у него лишь один из фазисов в развитии греческого общества. В его труде ясно обнаруживается идея причинности: Фукидид отличает общие, основные причины и поводы или случайные обстоятельства.

Но в тоже время Фукидид сознательно ограничил тему своего исследования, сосредоточившись на греческих делах, это предопределило скромность места, занимаемого известиями о делах в восточных странах, и упоминаются только в связи с событиями эллинской истории. Это в значительной степени отразилась на описании египетских событий в его труде.

«История Пелопоннесской войны» Фукидида состоит из 8 книг. I книга заключает в себе знаменитое введение — очерк древнейшей истории Греции, изложение поводов к войне и её действительных причин, очерк «Пятидесятилетия» (промежутка от Платейской битвы до начала Пелопоннесской войны) и разрыва между Афинами и Спартой. Именно первая книга представляет определённый интерес при изучении Египетской экспедиции.

При характеристике сообщения историка использована работа Р.А. Гимадева. Расказ Фукидида может восходить к следующим источникам: афинская устная традиция, документы, сообщение Зопира.В своей статье он отдаёт предпочтение третей версии - возможности персидского источника сообщение Фукидида (сообщение Зопира, бежавшего в Афины сына Мегабазва, разбившего Афинян в Египте, возможного участника похода своего отца). Об этом свидетельствуют следующие факты:

· История Фукидида изложена с персидской точки зрения. Описывая ход предприятия лишь в самых общих чертах, Фукидид находит время для описания персидской интриги в Спарте во время наибольших успехов Афинян. Также, повествуя о войне в Египте, Фукидид явно предпочитает говорить о персах: в большинстве случаев афиняне и египетско-ливийские повстанцы Инара – лишь объект действий армии под командование отца Зопира Афинского.

· Часть особенностей изложения Фукидида можно объяснить не просто персидским источником, а связанным с родом Запира. Фукидид умалчивает, что Зопир имел в Египте коллегу по командованию. Мегабизу одному, таким образом принадлежит заслуга подавление восстания Инара. Фукидид обнаруживает, куда меньшую осведомленность в Египетских делах, если в тот момент, о котором он пишет, в Египте не было никого из родичей Зопира.

· Фукидид сообщает, что Инар – Ливийский царёк, поднявший восстание в Египте против персидского владычества,- был схвачен и распят вскоре после пленения (Thuc., I, 100, 3).Остаётся непонятным кем,и за что, был распят Ливиец. Это противоречит рассказу Ктесия.


Диодор Сицилийский

Из 40 книг «Исторической Библиотеки» Диодора Сицилийского до нашего времени в полном объеме дошли 15 (I – V и XI - XX). Фрагменты других 25 книг сохранились в сочинениях различных более поздних авторов, особенно у Евсения и византийских эксцерпторов.

Своей задачей Диодор видел написание истории всех народов (всей ойкумены) с возникновения человечества до времени его жизни. Сицилийский историк добавляет к концепции единого исторического пространства, своих предшественников категорию времени. Всеобщая история в его понимании – это история всего периода существования человечества. Диодор в отличие от Эфора, подошедшего ближе всего к пониманию этого, не пренебрегает мифология, которая для сицилийского историка является историческим прошлым.

В мировой историографии сложилось два основных направления в изучении труда Диодора Сицилийского «Историческая библиотека». Первое направление негативно оценивает труд сицилийского историка. Основанием для подобной оценки служит представление о сочинении Диодора как о наборе отрывков из трудов предшественников. Позитивное направление признаёт, в той или иной степени авторское начало «Исторической библиотеки».

Изучая труд Диодора Сицилийского ученые, как правило обращаются к решению двух основных вопросов. Во – первых, определить ценности труда сицилийского историка как исторического источника, ценность содержащейся в нём информации. В этом случаи исследователи критически относятся к Диодору. Такое отношение во многом было предопределено преобладавшим долгое время в науке гиперкритическим отношением к текстам античных историков.

Во – вторых, учёные активно изучали отдельные аспекты Взглядов Диодора Сицилийского на историю, в этом направлении достигнуты определенные успехи. Опровергнуто долго бытовавшее мнение о несостоятельности Диодора как историка, но исследование в этой области так и не создали целостной картины представлений Диодора Сицилийского об истории. Сицилийский историк по - прежнему остаётся в тени своих великих предшественников: Геродота, Фукидида, и Полибия.

Иследовательская литература

Упоминание об экспедиции мы можем найти в работе А.и. Постернака. В своей работе он упоминает экспедицию в связи с описанием завершающего этапа Греко – Персидских войн, датируя её начало 449 годом.

Из исследовательской литературы стоит выделить статью, опубликованную в 1970 году работа А.Е. Паршикова "К вопросу о хронологии афинского похода в Египет" посвящена уточнению вопросов датировки такого важного вопроса, как египетская кампания Афин. В этой статье он отвергает традиционную датировку, предложенную ещё Бузольтом, и приводит собственную. В разбираемой статье, как и в других своих работах, А.Е. Паршиков демонстрирует глубокое понимание особенностей текстов источников.На основании рассмотренных данных А.Е. Паршиков приходит к выводу, что время афинского похода в Египет следует относить к 462 – 456 году до н. э. К сожалению, приходится признать, что выдвинутые А.Е. Паршиковым положения не получили в отечественной науке должного отклика или критики.

В изучение египетского похода значительный вклад внёс Р.А. Гимадеев в своей статье, опубликованной в 1983 году, он изучает возможность использования Фукидидом персидского источника при описании Похода Афинян в Египет. В работе К.В. Паневина «История древней Греции», которая вышла 1999 году, египетская экспедиция упоминается только в связи с невозможностью поставок зерна из Египта после Египетской катастрофы.