Смекни!
smekni.com

Коллаборационизм на территории Беларуси во время Великой Отечественной войны (стр. 4 из 6)

Разгром Германии окончательно парализовал пособническую деятельность нацистам лидеров Рады, которые до этого оказывали помощь вермахту в формировании частей войск СС из воинов-белорусов, затем погибших или пленных в боях с англо-американскими войсками.

Рада исчерпала свои возможности в попытке организовать повстанческую работу среди населения Западной Беларуси.

Главным же поражением БЦР следует считать то, что потерпела крах сама идея использования национальных лозунгов и пользу использования национальных лозунгов в пользу иноземных захватчиков, которые могли быть поддержаны широкими слоями населения Беларуси.

В январе 1945 г., когда разгром гитлеровской Германии был предрешен, лидеры БЦР Р.К. Островский, Н. Шкеленок, В. Родько и другие стали думать о бегстве на сторону командования анго-американских войск в надежде не быть выданными советскому правосудию. Они видели спасение вначале в переезде в западную часть Германии, которая должна стать зоной оккупации союзников. С этой целью в феврале 1945г. по решению руководства БЦР началась частичная эвакуация архивов и ценностей БЦР[8].

Члены и сотрудники БЦР, остававшиеся в Берлине, с приближением советских войск были вывезен в г. Вайден. Это произошло 12-13 апреля 1945 г.Паника, как и в период бегства из Минска, охватила всех. Некоторые служащие рады убегали в разных направлениях, не ожидая отправки в город Вайден. Крах БЦР не мог не отразиться на судьбах самих лидеров Рады, сотрудников аппарата БЦР. Все они сбежали к англо-американским войскам, но опасались быть выданными советскому правительству. Для того чтобы обезопасить себя от арестов, они приобретали фальшивые документы, переходили на нелегальное положение. Так Р.К. Островский, после того как оказался в американской зоне оккупации, некоторое время жил в Германии по чужим документам, выдавая себя за поляка. В 1947гю Островский смог выехать в Аргентину[9].

Можно подвести черту Белорусской Центральной Рады, как видно с помощью Белорусской Центральной Рады фашисты попытались уничтожить партизанское движение в Беларуси, сформировав батальоны карателей и Белорусскую Краевую Оборону, и подавить любое сопротивление оккупантом. Активными пособниками гитлеровцев были те, кто отправлял тысячи белорусов на каторжные работы в Германию, оказывал помощь карателям в уничтожении советских людей в гетто и тюрьмах. Пособниками оккупантов были и те, кто возводил клевету, пытаясь убить в народе надежду на освобождение Родины, восхвалял нацистские идеалы, убеждал молодежь принять идеи фашизма, вербовал в СБМ, другие националистические организации, а затем формировал из белорусов части СС, посылал их воевать за чуждые интересы в Италию и Францию.

Анализ деятельности БЦР подтверждает, что вопросы самоопределения народа, его государственности, иные национальные проблемы нельзя решать путем вооруженной борьбы, опираясь на поддержку интервентов или экстремистских элементов. Это вывод следует считать одним из серьезных уроков истории национального движения в Беларуси[10].

коллаборация беларусь оккупация война


Глава 3

Раздел 1

Основные коллаборационистские формирования

o Белорусский корпус самообороны (БКС). Руководитель Иван Ермаченко.

o Белорусская центральная рада (БЦР). Президент Радослав Островский.

o Белорусская краевая оборона (БКО). Командир Франц Кушель.

o Союз белорусской молодежи (СБМ). Руководители — Надежда Абрамова (1942—1943), Михаил Ганько (с 1943).

молодежная организация на оккупированной территории Беларуси и в Германии. Создана 22 июня 1943 г. по типу "Гитлерюгенда". Высший орган - Руководящий штаб во главе с М. Ганько, Н. Абрамовой, состоявший из ряда отделов: пропаганды, прессы, культуры; социальной работы, охраны здоровья и физического воспитания, а также школьного отдела. С июля 1944 г. Руководящий штаб находился в Берлине, подчинялся Белорусской центральной раде. В СБМ входила молодежь в возрасте от 10 до 20 лет. Целью СБМ было объединение белорусской молодежи, воспитание в ней национального самосознания, готовности сражаться за Беларусь, которая будет "восстановлена" с помощью Германии. На 1 июля 1944 г. структуры СБМ действовали в 16 округах и более чем 60 поветах, в них состояло более 12 600 человек. Деятельность Союза продолжалась на территории Германии до весны 1945 г.

o Белорусская рада доверия. Председатель Вацлав Ивановский.

совещательный орган из представителей белорусской общественности при генеральном комиссаре. Была создана в июне 1943 г. в Минске. Председатель - В. Ивановский. Цель - сбор и обработка предложений и пожеланий, адресованных оккупационным властям, участие с совещательным голосом в заседаниях генерального комиссариата Беларуси. В декабре 1943 г. преобразована в Белорусскую центральную раду

Нельзя также не отметить такую важную структуру, как батальон «Дальвиц».(нем.Luftlandebataillon zur besonderen Verfügung «Dallwitz») военное формирование белорусских националистов, созданное при участии абвера в г. Дальвитц, Вост. Пруссия (отсюда и название). Формировался из бывших участников коллаборационистской Белорусской краевой обороны. Командир — майор Герулис, заместители — Борис Рогуля (Рагуля) и Всеволод Родько (Родзька).

В мае 1945 г. разоружён чешскими партизанами. Часть членов батальона перебралась в Беларусь, где начала партизанскую войну против Советской власти. Большинство участников батальона погибло или были казнены позднее.

Раздел 2

Новогрудский эскадрон

Я не не мог отметить, в своей работе Новогрудский эскадрон, так как г. Новогрудок является родным городом для меня и эта война не прошла мимо моей семьи, как в принципе и остальных семей проживающих на территории БССР, но более подробней я расскажу в отдельной главе. В начале ноября 1943 года было принято решение о создании еще одного белорусского добровольческого формирования - Новогрудского кавалерийского эскадрона. Это было небольшое по численности подразделение, которое тем не менее заняло свое, уникальное место в военной истории Белоруссии периода оккупации. Во многом это зависело от причин и условий его создания, процесса организации, подготовки и боевого применения, которые заметно отличались от тех же показателей у других белорусских частей.

Инициатором создания этого нового добровольческого формирования являлись немецкие власти Новогрудского округа, а именно его комиссар Вильгельм Трауб, который очень лояльно относился к деятельности белорусских националистов. В данном случае его цель была ясна: переложить на плечи местного населения дело борьбы с советскими и польскими партизанами. В этом смысле причины создания эскадрона не отличались от тех, которые сыграли свою роль при организации других белорусских антипартизанских частей.

В октябре 1943 года Трауб вызвал к себе Бориса Рогулю, преподавателя немецкого языка и военной подготовки Новогрудской учительской семинарии, который в целом хорошо зарекомендовал себя перед новой властью. На этой встрече ему было предложено сформировать и возглавить эскадрон. При этом окружной комиссар брался лично решить все формальности, связанные с разрешением генерального комиссара "Белоруссии" на создание подобного формирования. Рогуля сказал, что ему необходимо подумать и, что самое главное, ознакомить с этим предложением белорусский актив округа[11].

На следующий день Рогуля выступил с таким докладом, однако, как это ни странно, предложение Трауба не было встречено всеобщим одобрением местных белорусских националистов. Среди главных мотивов, по которым многие из них выступили против немецкой идеи, было:

· и нежелание втягивать людей в заведомо обреченное дело (а то, что Германия проиграет войну, в тот момент сомнений не было уже ни у кого),

· и боязнь мести со стороны партизан, которые сразу бы стали преследовать семьи будущих добровольцев,

· и, наконец, просто недоверие к немцам, уже не раз проявлявшим, как было показано выше, свою моральную нечистоплотность в деле создания белорусских частей[12].

Однако сторонники создания эскадрона привели такие аргументы, которые, в конце концов, переубедили противников. Главным из них было, скорее всего, то, что Трауб пообещал Рогуле полную независимость будущего формирования от полицейских и военных властей Новогрудского округа. Одновременно он сказал, что немецкие власти не будут вмешиваться во внутреннюю жизнь эскадрона, давая тем самым понять, что белорусской националистической пропаганде в нем дается "зеленая улица". После этого многим белорусским националистам уже виделась собственная вооруженная сила, на которую, как им казалось, они смогут опереться в своей будущей борьбе за независимость Белоруссии. Наконец, немаловажную роль сыграл тот факт, что и немцы, и белорусы считали, что именно белорусский эскадрон будет лучше защищать белорусское население от коммунистов и поляков.

На следующий день Рогуля опять встретился с Траубом и дал свое согласие сформировать эскадрон, но только на следующих условиях:

· полная независимость эскадрона перед лицом местных немецких властей;

· полная свобода в тактике борьбы с партизанами;

· начало организации эскадрона только после получения вооружения, амуниции и обмундирования;