Смекни!
smekni.com

Успенская церковь (стр. 1 из 3)

РЕФЕПАТ

ПО ИСТОРИИ

ТЕМА: «УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ»

Выполнила

Александрушкина Галина

Проверила

Кондопога 2007

План :

1. Введение

2. 1 глава. Успенская церковь как исторический памятник.

3. 2 глава. История создания церкви.

4. Заключение.

5. Список литературы

Введение.

Просто и достойно стоит над озером Успенская церковь. Перед ней расстилается гладь Онежского озера с узкими островами и темной полоской лесистого берега; сзади – длинная лента дороги и деревни, протянувшейся вдоль всего берега. Церковь, стоящая на узком мысу, долго провожала уходящих в Онежское озеро и встречала первой, задолго до причала, обещая тепло и уют родного дома. Что послужило причиной строительства церкви и как она возводилась. Это заинтересовало меня и стало темой моего реферата. Моя работа состоит из двух глав. В первой главе мы узнаем о месте постройки и как выглядела церковь ранее и теперь. Церковь возвышается на небольшом мысе, вдающемся в Чупа-Губу Онежского озера. Успенская церковь является единственным дошедшим до наших дней культовым объектом, входившим в существовавший на этой территории храмовый комплекс. Здание церкви построено в 1774 г. и впоследствии не перестраивалось. Главный сруб храма представляет собой «четверик», на который поставлены два последовательно расширяющихся к верху «восьмерика». Верхний увенчан великолепным восьмигранным шатром. Соединяются они плавным повалом, над которым вокруг тянется фронтонный пояс из резных досок, очень характерный для прионежского народного зодчества. Обычно его считают чисто декоративной формой, однако по своему назначению он тесно связан с задачами сохранения здания, являясь элементом продуманной системы водоотвода, предохраняющим наиболее уязвимые части сруба от загнивания. В художественном оформлении храма главную роль играет огромный пятиярусный иконостас с иконами конца ХVШ - начала ХIХ вв. В центре – ведущие в алтарь царские врата. По сторонам у стен отдельно стоят клиросы с резными рамами для икон. Потолок в храме выполнен в виде 16-ти частного «неба», в центре которого изображена фигура Христа перед престолом в облачении священника, а на боковых фрагментах - ангелы.

Из второй главы мы узнаем об истории строительства церкви. Церковь Успения Богородицы в Кондопоге, первое письменно зафиксированное упоминание которой находим в документе, датируемом 1563 г., была поставлена на некогда общей земле четырех новгородских боярщин. О дочернем, если можно так выразиться, отношении Успенской церкви именно к центральному храму Шуйского погоста — Святому Николе — свидетельствует то обстоятельство, что возвели ее на церковной никольской земле. Церковь появилась как выставочный храм, удаленный от погоста в Шуе на 50 верст. Итак, церковь-основательница нового — Кондопожского — прихода была возведена в первой половине XVI столетия, между составлением здесь писцовых книг Юрия Сабурова (1496 г.) и Андрея Лихачева (1563 г.). Это была церковь Успения Пресвятой Богородицы. Посвящение свое Кондопожская церковь сохранила до наших дней, но судьбы храма складывались весьма драматично. Очень скоро она перестала существовать — была сожжена «немецкими людьми», так называли шведов. И если еще летом 1583 г. на месте бывшего храма документ отмечает «место церковное ... церковь сожгли немецкие люди», то уже в 1585 г. там вновь стояла церковь. По-видимому, Успенскую церковь местным жителям не удалось оборонить. Во всяком случае, в писцовой книге Петра Воейкова и дьяка Ивана Льговского 1616-1619 гг. находим уже новое описание стоявшего в Кондопоге храма: «теплая, с трапезою17, верх шатровой». Общеизвестно, что знаменитая ныне во всем мире церковь Успения Богородицы в Кондопоге - (четвертая ?) на этом погосте, была возведена в 1774 г. Именно так датировал ее появление Л. В. Даль, инспектировавший старинные церкви в Олонецкой губернии в 1876 г. Церковь была призвана служить в руках царизма орудием усиления влияния церкви на крестьянские бунтарские массы. Многолика Успенская церковь. Она стоит в ряду шедевров деревянной архитектуры. ‹Силуэт храма как будто бы зыбко дрожит, как пламя гигантской свечи, зажженной безвестным творцом над водами Онежского озера›. Это лучший деревянный храм России!

1 глава. Успенская церковь как исторический памятник.

Удивительная и единственная в своем роде Кондопожская церковь - Церковь Успения Божьей Матери расположена на территории бывшей деревни Кондопога, положившей начало городу Кондопога. Ныне это улица Кондопожская. Церковь возвышается на небольшом мысе, вдающемся в Чупа-Губу Онежского озера. Успенская церковь является единственным дошедшим до наших дней культовым объектом, входившим в существовавший на этой территории храмовый комплекс. Здание церкви построено в 1774 г. и впоследствии не перестраивалось. Успенская церковь является одной из самых высоких деревянных церквей не Русском Севере. Ее высота - 42 метра. Собственно, в ней почти нет ничего, что кардинально отличало бы ее от других северных шатровых церквей, и все же равных ей нет. Как в фокусе, собрались здесь лучшие черты народного зодчества. Еще И. Грабарь писал: „Поразительно уменье, с которым эти строители-поэты выбирали места для храмов: нет возможности придумать композиции лучше той, при помощи которой они связывают... шатры или... главки церквей со всем окружающим пейзажем..." Просто и достойно стоит над озером Успенская церковь. Перед ней расстилается гладь онежских вод с узкими островками и темной полосой лесистого берега; сзади длинная лента дороги и села, протянувшегося вдоль берега. Церковь, стоящая на узком мысу, долго провожала уходящих в Онего озеро и встречала первой, задолго до причала, обещая тепло и уют родного дома. Если на расстоянии церковь радует своей соразмерностью и какой-то особой душевной простотой и красотой, то, приближаясь к ней, начинаешь в полной мере ощущать ее величие и монументальность, устремленность в небо. В основе всех основ деревянный сруб, бревна громадные, тяжелые, но они живут и дышат... Сруб высокого четверика поднимает ввысь восьмерик, причем не один, а два один на другом, верхний шире нижнего. Соединяются они плавным повалом, над которым вокруг тянется фронтонный пояс из резных досок, очень характерный для прионежского народного зодчества (пример тому Покровская церковь Кижского ансамбля 1764 г.). Верхний восьмерик также переходит в повал, еще более энергичный и мощный. А уж на нем пятнадцатиметровый шатер, увенчанный главкой с крестом. Здание, хотя и суровое (эпическая мощь ощущается в нем), но в то же время живописное, легкое, стройное. С востока к основному четверику церкви примыкает прямоугольный алтарный прируб, перекрытый бочкой с главкой, а с западной стороны, выходящей на озеро, обширная трапезная с сенями под общей двухскатной крышей. Вдоль боковых фасадов трапезной идут два чудесных висячих крыльца. Неторопливая лестница с высокими ступенями заставляет задуматься о тех людях, что поднимались по ней за более чем двухсотлетнюю жизнь Успенской церкви. Чистота их помыслов, их смиренная молитва наполняют до сих пор внутреннее пространство церкви особой радостью и добротой. Главный сруб храма представляет собой «четверик», на который поставлены два последовательно расширяющихся к верху «восьмерика». Верхний увенчан великолепным восьмигранным шатром. Соединяются они плавным повалом, над которым вокруг тянется фронтонный пояс из резных досок, очень характерный для прионежского народного зодчества. Обычно его считают чисто декоративной формой, однако по своему назначению он тесно связан с задачами сохранения здания, являясь элементом продуманной системы водоотвода, предохраняющим наиболее уязвимые части сруба от загнивания. (1*) К главному срубу с востока примыкает прямоугольный алтарный сруб с повалами и бочечным перекрытием с главкой, с запада – прямоугольный сруб трапезной. Вдоль северного и южного фасадов к сеням ведут высокие одномаршевые, опирающиеся на мощные кронштейны, «висячие» крыльца. Стены церкви рублены из сосновых бревен «в обло».

1*. «Кондопога» А. Востряков стр.9.

Несомненный интерес представляют сохранившиеся интерьеры церкви. Выразительным архитектурно-конструктивным элементом трапезной являются два массивных столба-опоры с фигурными полукруглыми кронштейнами, поддерживающие продольные брусья потолка. Эти резные, окрашенные в яркие цвета столбы, задают тон всему интерьеру трапезной. Особый трогательный облик убранству трапезной придают висячие лавки, декорированные резными подзорами и маленькие оконца, сохранившие свой первоначальный облик. В художественном оформлении храма главную роль играет огромный пятиярусный иконостас с иконами конца ХVШ - начала ХIХ вв. В центре – ведущие в алтарь царские врата. По сторонам у стен отдельно стоят клиросы с резными рамами для икон. Потолок в храме выполнен в виде 16-ти частного «неба», в центре которого изображена фигура Христа перед престолом в облачении священника, а на боковых фрагментах - ангелы. Сохранилось описание внутреннего убранства этого храма. Писец Никита Панин и подьячий Семен Копылов в 1628 г. тщательно его рассмотрели и перечислили в писцовой книге. Согласно их свидетельству: «в церкве Божия милосердия образов в тябле: Деисус стоящей, на красках, двери Царские, на празелени. По правую сторону Царских дверей: образ местной Успение Пречистые Богородицы, на золоте, у нее пелена бархатульная; образ местной, на нем писано четыре празника: Рождество Христово, Богоявление Господа нашего Исуса Христа, Благовещение Пресвятеи Богородицы, успение Пречистые Богородицы, на золоте. ... Да в церкве же книг: Апостол, Псалтырь, Часовник, Пролог, Шестодневец, Златауст, Минея опцая, Трефолой, все письменые. Да на колокольнице колокол, а в нем весу четыре пуда, да клепало железное».. И конечно же, писцы должны были обязательно отметить: «А в церкве Божие милосердье образы, и книги, и сосуды церковные, и на колокольнице колокол, и всякое церковное строенье мирское приходцких людей». Успенская церковь является выдающимся памятником народного деревянного зодчества конца ХУШ века, исторически завершающим эволюцию шатровых храмов Прионежской школы. В настоящее время Успенская церковь используется в качестве объекта туристского показа, а также для проведения богослужений. (2*)