Смекни!
smekni.com

Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого Российского государства (стр. 4 из 4)

В целях укрепления центральной власти и создания единой судебно-административной системы на всей территории русского государства в 1497 году был принят Судебник — кодекс феодального права. Главной чертой этого документа был классовый характер норм права. Под угрозой смертной казни он защищал жизнь и имущество бояр, помещиков и духовных лиц. Большое внимание Судебник уделял центральному управлению и праву, вводил разграничение дел, порядок суда. Так, на боярском суде должны были присутствовать великокняжеские дьяки, а при определенной ситуации вершить суд можно было только после доклада великому князю.

Этот свод законов положил начало юридическому оформлению государственной системы крепостного права. Статья 57 Судебника узаконила Юрьев день (26 ноября) как единственный срок перехода крестьян. Только за неделю до этого срока или через неделю после указанного времени крестьянин мог перейти к другому господину, при этом он обязан был заплатить «пожилое» — плату за «двор».

Судебник отразил и атмосферу борьбы за землю: порядок установки границ между земельными владениями и наказание за нарушение этих границ. Создавались также и особо благоприятные условия для мелких и средних феодалов, интересы которых представлял великий князь.

Таким образом, новый свод законов юридически закрепил глубокие перемены, происшедшие в жизни всех слоев русского общества, а также закрепил основные нормы существования единого централизованного государства.

Усилению внешнеполитического статуса великокняжеской власти способствовал брак овдовевшего Ивана III с племянницей последнего византийского императора Софьей (Зоей) Палеолог. После падения Константинополя и прекращения существования Византийской империи она вместе с отцом была принята ко двору папы римского, где и получила воспитание. Личность этой византийской царевны вызывала и у современников, и у историков весьма противоречивое отношение. Одни видели в ней умную, «европейски образованную женщину, отличающуюся чарующим изяществом». Другие говорили о ее необыкновенной хитрости, интриганстве, а ее неславянская внешность и европейские привычки создали ей на Руси чуть ли не репутацию колдуньи. Но все сходились во мнении, что этот брак был весьма символичен и сыграл важную политическую роль в укреплении позиций московского князя: он подчеркивал династическую связь и религиозную преемственность с Византией, способствовал улучшению отношению с Европой и смягчению отношений с римской католической церковью. «Поэтому,— отмечает В.О. Ключевский,— Софья ценилась в Москве, и сама себя ценила не столько как великая княгиня московская, сколько как царевна византийская».

Мысль о национальном верховенстве великого князя, церковной и политической преемственности от византийских императоров выразилась в новом титуле московского князя, который стал именоваться «великий князь всея Руси и государь всея Руси». После падения татарского ига Иван III называет себя царем всея Руси. Этот термин, как известно,— сокращенная южнославянская и русская форма латинского слова цесарь, или по старинному написанию цьсарь, что является славянским переводом византийского императорского титула.

Та же идея величия власти получила и наглядное выражение. С конца XV века в печатях и на гербе великого князя появился византийский двуглавый орел. В это время возникает и новый государственный обряд, который устанавливал церемонию венчания преемника на царство. Внешними атрибутами власти стало наличие у государя скипетра и державы, великокняжеской короны — шапки Мономаха. По официальной версии-легенде, она была дарована киевскому князю Владимиру Мономаху его дедом византийским императором в знак царского достоинства, хотя исторически доказано, что эта шапка имеет татарское происхождение и скорее всего была подарена Ивану Калите ордынским ханом Узбеком. Особым знаком великокняжеской власти стало и появление на торжественном одеянии князя барм-оплечья из дорогостоящих металлов и камней. «Усвоив эти новые пышные титулы,— пишет В.О. Ключевский,— Иван нашел, что теперь ему не пригоже называться в правительственных актах по-русски Иваном, а начал писаться в церковной книжной форме: ″Иоанн, Божею милостью государь всея Руси″».

В конце XV века появляется и новое название централизованного государства — Россия. Особое внимание в конце XV и начале XVI веков было обращено на организацию вооруженных сил. Дружинная система изжила себя. На очередь встал вопрос о создании общегосударственной военной организации. Дворянин-помещик, получивший от государя землю, был обязан нести военную службу. По требованию великого князя он должен был являться «конно, людно и оружно», т. е. быть на коне, в полном вооружении и выставлять вооруженных людей, число которых определялось размерами поместья. Дворянская конница стала главной военной силой русского государства в конце XV — начале XVI веков.

Серьезным моментом в укреплении великокняжеской власти была политика отношений с церковью. В поисках новых дополнительных земель государственная власть вынашивала планы секуляризации церковных земель. В этой ситуации среди духовенства образовались две группы, различно представлявшие себе путь упрочения позиций церкви. Одна ее группировка, получившая название «нестяжатели», выступала с проповедью нравственного очищения церкви и ее отказа от мирских богатств и благ, в том числе и от землевладения. Им противостояла часть воинствующего духовенства во главе с игуменом Волоколамского монастыря Иосифом. Сторонники этого направления стали называться «осифлянами». Они утверждали, что только сильная и богатая церковь может выполнить свои функции, и решительно осуждали всякое посягательство на церковное имущество. В результате упорной борьбы им удалось укрепить свои позиции и добиться поддержки великого князя. Взамен великокняжеская власть получила необходимую опору со стороны церкви в борьбе со своими противниками. Победа воинствующей церкви в начале XVI века привела к огромному усилению ее влияния. Решая внешние и внутренние проблемы, укрепляя статус своего государства, Иван III уделял большое внимание обустройству Москвы, придавая ей столичное великолепие. Вместе с тем следует иметь в виду, что столичный облик Москва начала принимать уже с XIV века. Во второй четверти XIV века в московском Кремле возник первоначальный архитектурный ансамбль каменных соборов. Произведения московской архитектуры XV века были тесно связаны по стилю с владимирским зодчеством. В некоторых соборах делались цветные (майоликовые) полы, медные двери с различными изображениями и украшениями. В этот же период работал и замечательный византийский художник Феофан Грек. С его именем связаны росписи московской церкви Рождества Богородицы, Архангельского собора. Современником Феофана Грека был и замечательный русский живописец Андрей Рублев. Они были не только современниками, но и сподвижниками. Ими совместно были расписаны Благовещенский и Успенский соборы в Москве. Андрей Рублев создал знаменитую икону «Троицу», пережившую века. Его творчество оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской живописи. По своей художественной ценности и высокому мастерству оно стоит на уровне выдающихся достижений современной ему итальянской живописи эпохи Возрождения. Таким образом, строительство Москвы было подготовлено не только политически, но и предшествовавшим этапом культурного возрождения русского государства. При Иване III в центре Кремля на Соборной площади появляется колокольня Ивана Великого (окончательно достроенная при Борисе Годунове). В 1479 году был сооружен на фундаментах старой церкви главный собор Московского Кремля — Успенский, который начали строить псковские мастера, а завершил талантливый зодчий итальянского Возрождения Аристотель Фиораванти. В Успенском соборе Московского Кремля органично слились традиции и принципы русского зодчества с передовыми техническими достижениями европейской архитектуры. Пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени.

В 1484—1489 годах псковские мастера возвели Благовещенский собор — первую домовую церковь московских государей, рядом с ней — Архангельский собор — усыпальницу московских великих князей. В конце XV века была построена Грановитая палата, получившая свое название от «граней», украсивших наружные стены. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Московский Кремль стал своеобразным символом могущества и силы сложившегося вокруг Москвы государства. Вместе с тем активно развивавшееся каменное строительство не вытеснило и старинное деревянное зодчество. Восстанавливались памятники деревянной культуры в Переяславле, Ростове, Твери, Новгороде, создавались и новые великолепные деревянные постройки в Москве и Подмосковье. Даже сам государь, строя себе каменные дворцы и палаты, предпочитал жить в деревянных строениях. По словам Н.М. Карамзина, Иван III, украсив и укрепив Москву, оставил Кремль долговечным памятником своего царствования.

Первый государь всея Руси Иван III умер в 1505 году. Уходя из жизни, он передал потомкам сильное, независимое, в основном сложившееся государство. Он наметил и новый порядок престолонаследия. В своем завещании государь не дробил земли, хотя и оставил на кормление определенную часть волостей сыновьям. Две трети государства и всю полноту власти он передал своему преемнику сыну Василию. Василий III (1505—1533) был менее энергичен и искушен в политике по сравнению с отцом, но и при нем продолжился процесс расширения и укрепления российского государства.

Главным итогом развития за период XIV—XV веков явилось образование и укрепление единого государства. Трудный путь собирания земель был завершен. Решение этой проблемы позволило Руси покончить с остатками татаро-монгольского владычества и приступить к полной ликвидации политической раздробленности, к прекращению внутренних усобиц, к подъему экономики, введению единой денежной системы на всей территории России. «Наша великая Русская земля,— писал летописец,— освободилась от ига... и начала обновление как будто перешла от зимы к тихой весне. Она снова достигла своего древнего величества, благочестия и спокойствия, как при первом великом князе Владимире».

Образование Российского государства стало фактором большого международного значения, оно заняло видное место среди европейских государств. Вместе с тем, продвигаясь по своему историческому пути, Россия не только успешно преодолевала трудности, но и накапливала новые проблемы и противоречия, среди которых наиболее трагические последствия имели формировавшееся крепостничество, усиление безраздельной великокняжеской власти, социальные противоречия.

Список литературы.

1. Государство Российское: власть и общество. С древнейших времен до наших дней. Сб. документов.

Под ред. Ю.С.Кукушкина. Сост-ли В.С.Шульгин, Н.И.Цимбаев, Л.С.Леонова. М., 1996

2. Данилов А.А. и др. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.

3. История России с древнейших времен до конца ХХ века: отв. ред. А.Н.Сахаров, А.П.Новосельцев. В 3-х кн. – М.: АСТ, 2001.

4. Орлов А.С. и др. История России. Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2007.