Смекни!
smekni.com

Осада Троице- Сергиева монастыря в Смутное время (стр. 3 из 7)

__________________________________________________________________

3. Сказание Авраамия Палицына. Державина О.А.

4. Воинские повести Древней Руси. Г. М. Прохорова.

Первый этап обороны монастыря. Отражение гарнизоном общего штурма врага в октябре 1608 г.

Получив достойный ответ осажденных, Сапега и Лисовский приступили к осаде монастыря. Но прежде они решили попытаться, не возьмут ли они эту монашескую крепость, о которой были очень невысокого мнения, без правильной осады и без хлопот – одним приступом, или штурмом. На другой день после получения ответа воевод и архимандрита монастыря, 30 сентября, поляки предприняли этот приступ. Но были мужественно отбиты осажденными, и уже после этого решились начать правильную осаду, к которой, на всякий случай, готовились заранее.

«Той же ночью многие туры (передвижные укрытия для пушек) прикатили и батареи поставили. Первые за прудом на Волкуше горе (там, где сейчас музей игрушки); другие за прудом же, подле московской дороги (возле нынешнего пересечения Клементьевской и Кооперативной улиц), третьи за прудом же в Терентьевской роще (холм, на котором здание городской библиотеки и детский дом); четвертые на крутой горе против мельницы (горка на которой начинается нынешняя Первомайская улица ); пятые поставили на Красной горе против Водяной башни (это район нынешней Кировской улицы, пересечение Пролетарской и Пушкарской); седьмые по Красной же горе против Келарской и Казенной палат (напротив больницы №3); восьмые из рощи на Красной горе против Плотницкой башни (ныне там находится СГПТУ- 22); девятые поставили на Красной горе подле глиняного оврага, против башни конюшенных ворот»

. Как видим, были использованы почти все возвышенности, окружавшие лавру, чтобы охватить ее огненным кольцом шестидесяти трех орудий. __________________________________________________________________

5. Газета «Вперед» 1983 г.. Статья «История родного края. Подвиг Запечатленный».

О количестве артиллерийских орудий, которыми вооружены были монастырские башни и которыми располагали осажденные, не имеем прямых сведений. Однако, основываясь на частных свидетельствах Палицына об успешном действии артиллерии осажденных против осаждающих, следует думать, что орудий в монастыре было достаточно.

3 октября 1608 года поляки открыли пальбу со своих батарей по монастырским стенам. Это бомбардирование продолжалось в течение шести недель до остановки военных действий на зимнее время. Палицын пишет об этом бомбардировании монастыря: «Месяца октября в третий день начали бить из всех батарей и били по граду шесть недель беспрестанно не щадя зарядов, из верховых раскаленными железными ядрами…Стены под этим градом сотрясались и камни в прах рассыпались, но всё-таки оставались неразрушенными… Обитель Пресвятой и Живоначальной Троицы была покрыта десницею Вышнего Бога, и нигде ничего не загорелось»

.

На четвертый день после начала бомбардировки, 6 октября, Сапега и Лисовский решились обратиться еще к одном средству для овладения монастырем, а именно провести под его стену подкоп (под Пятницкую башню), чтобы, взорвав ее часть, открыть в ней такую брешь, через которою можно было бы войти в монастырь.

Но, ведя бомбардирование монастыря и роя под него подкоп, Сапега и Лисовский не перестали пробовать и третье средство, самое надежное, – это приступы к монастырю (смотрите приложение рис. 12). Первый приступ, после начала бомбардировки, был совершен ночью с 13 на 14 октября. 13 октября Сапега устроил большой пир на все войско, и весь день поляки с русскими изменниками веселились, играли и стреляли, а к вечеру начали скакать на лошадях со знаменами в руках вокруг всего монастыря. __________________________________________________________________

6. Сказание Авраамия Палицына. Державина О.А.

После этого Сапега вышел со своими полками из табора и встал у батарей за земляным валом, что на западной стороне монастыря, а полки Лисовского заняли места в Терентьевой роще и протянулись по восточной стороне монастыря до Сазанова врага.

Между тем по монастырю не прекращалась пальба из всех батарей. В первом часу ночи поляки с музыкой пошли со всех сторон на приступ к монастырю, неся с собой лестницы, щиты и турусы – деревянные высокие башни, которые на колесах подвозились к стенам осаждаемых крепостей, чтобы действовать с них против осажденных. Но осажденные так искусно действовали против нападающих своей артиллерией, что не дали им близко подойти к стене и заставили их отступить так, что те побросали лестницы, щиты и турусы, которые на другой день осажденные и подобрали, чтобы употребить их на дрова. После этого в продолжение семи дней поляки напрасно возобновляли свою попытку взять монастырь приступом. В это время архимандрит Иоасаф со всем освященным собором совершал в Троицком храме моления Господу Богу и Пречистой Богородице, Сергию и Никону чудотворцам о заступлении от врагов и совершил по стене монастыря крестный ход.

Успешно отражая приступы врагов, осажденные позволили себе делать и вылазки на них. Первая такая вылазка совершилась 19 октября. Стоявшие на монастырской стене стражи увидали, что поляки пришли на капустный огород брать капусту и что их немного; не спрашивая воевод, спустились за стену по веревке и, напав на поляков, одних убили, других ранили. Успех этих своевольных вылазчиков заставил воевод устроить формальную вылазку: в три отряда, один из которых пошел на капустный огород, другой пошел на неприятельские батареи, что на Красной горе, а третий пошел на Княжее поле на находившиеся здесь неприятельские заставы. Когда поляки увидали наших, то сурово устремились на них. В эту первую вылазку убежал к полякам Троицкий монастырский слуга Осип Селевин.

В следующее воскресенье, 23 октября, явился преподобный Сергий пономарю Иринарху и приказал ему сказать воеводам и ратным людям, что будет сделан тяжкий приступ к Пивному двору, который находился вне монастыря у западной его стены, и чтобы они не ослабевали, а с надеждою дерзали. Приступ действительно был с воскресенья на понедельник, да не только к Пивному двору. Но осаждающие везде были отбиты с большим для них уроном, причем не удалась им также и их попытка сжечь Пивной двор. И на этот раз противник так и не достиг никаких положительных результатов.

Второй этап обороны монастыря. Срыв осажденными минных работ противника в ноябре 1608 г.

26 октября, в день памяти великомученика Дмитрия Солунского воеводы сделали вылазку на польские заставы, находившиеся на Княжем поле и в Мишутинском овраге, вообще с северной стороны монастыря. Вылазка была успешна, причем взят был в плен один из заведовавших заставами ротмистров, по фамилии Брушевской. Воеводы уже и прежде догадывались о том, что поляки ведут под монастырь подкоп, как бы последние ни таились со своими работами. Брушевской тотчас же был подвергнут расспросу и «в расспросе и с пытки» сказал, что действительно ведут поляки подкоп под монастырскую стену и под башни, но что касается места, куда ведут подкоп, или не мог, или не хотел указать его и сказал что не знает. Получив достоверные сведения, что поляки ведут под монастырь подкоп, воеводы хотели узнать, куда именно ведется подкоп и помешать этому.

1 ноября была сделана осажденными вылазка с целью захватить «языков» или пленных, от которых бы узнать, куда ведется подкоп. Но вылазка окончилась весьма несчастливо: троицких людей было побито и поранено 190 человек, а «языка» так и не было захвачено ни одного.

Воеводы приказали казакам и всем охотникам выходить из монастыря тайно ночью, для добывания «языков», по ямам и рвам, которые поляки нарыли близ восточной монастырской стены. «Языков» поймано было много, но никто из них не мог сказать, куда именно ведется подкоп.

В эти скорбные и тяжкие для осажденных дни преподобный Сергий явился архимандриту Иоасафу (смотрите приложение рис. 15) , чтобы утешить через него людей. Архимандрит задремал во время службы в церкви святой Троицы и вот видит преподобного Сергия, стоящим перед чудотворным образом святой Троицы, со слезами молящимся святой Троице; после молитвы преподобный обратился к архимандриту и сказал ему: «брате, возстани, се время пению и молитве час, бдите и молитеся, да не внидете в напасть; Господь всесильный многих ради своих щедрот помилова вас и протчее время подаст вам, да в покаянии поживете»

.

Архимандрит поведал о явлении преподобного Сергия всей братии. В день видения, 2 ноября, поляки сделали приступ, привезя и прикатив к стене монастырской щиты, туры и турусы, но осажденные ударили в них из пушек и пищалей и прогнали их, нанеся им большой урон, а побросанные противниками «приступные козни» отчасти предали огню, отчасти внесли в монастырь.

4 ноября осажденные сделали вылазку на Красную площадь и к Подольному монастырю. Наконец достали «языка», который и был нужен. Захватили в плен раненого казака, по фамилии Дедиловский; при допросе он сообщил все нужные сведения о подкопе, точно указав, куда он ведется и что на Михайлов день, 8 ноября, тот уже будет заряжен порохом. В ту же ночь пришел в монастырь выходец из лагеря Лисовского – казак Иван Рязанец. Он подтвердил, что подкоп уже почти готов и что он ведется, как указал Дедиловский, под круглую наугольную, или Пятницкую, башню (смотрите приложение рис. 13).

Вместе с тем он рассказал о видениях, которые были казакам, находившимся в войске Лисовского, и которые должны были подбодрить осажденных. Рязанец говорил, что многие атаманы и казаки видели ходящих по поясу монастырской стены двух старцев, похожих на Сергия и Никона чудотворцев. __________________________________________________________________