Смекни!
smekni.com

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса (стр. 3 из 4)

— команды зимой не переводились в береговые экипажи, а содержались на кораблях;

— улучшилась подготовка морских офицеров. В Морской академии, готовившей ранее технических специалистов, был введен военно-морской факультет.

В 1909 г. на российских верфях были заложены 4 линейных корабля для Балтийского флота, в 1911 г. для Черноморского флота началось строительство 3 линкоров, 2 крейсеров, 9 миноносцев. Весной 1912 г. было принято решение о строительстве еще 4 линкоров, 6 крейсеров, 36 миноносцев и 12 подводных лодок. Завершить программу строительства боевых кораблей предполагалось в 1917—1919 гг. Кроме того, Морское министерство готовило и еще более обширную программу военного судостроения, рассчитанную на 1914 – 1930 гг.

В процессе реформирования армии и флота были приняты меры по улучшению материального положения личного состава:

— повышено денежное содержание офицерам, принят новый Устав о пенсиях;

— атрибутами солдатского быта стали простыни и одеяла;

— в нормы довольствия вошел чай, увеличивалось количество мяса, хлеба и других продуктов.

В результате проведенных преобразований боеспособность армии и флота России повысилась.

В то же время:

— реформа проводилась поспешно, без учета реальных финансовых возможностей государства;

– недостаточная подготовка высшего командного состава нередко тормозила осуществление мероприятий реформы;

— общая техническая отсталость не позволила полностью перевооружить армию и флот.

Геостратегическое положение России вынуждало ее даже в мирное время содержать армию в 1,4 млн человек (то есть более 20% всех военнослужащих мира), но по такому показателю, как количество солдат в строю и в запасе на 1 тыс. жителей, она уступала, как выше уже отмечалось, Франции, Германии и Австро-Венгрии. По величине военных расходов Российская империя занимала второе место в мире после Германии, однако по уровню финансовых затрат на одного военнослужащего в 2 раза уступала Германии, в 3 раза — Англии и почти в 5 раз — США.

По всем показателям оснащения вооруженных сил, за исключением артиллерии, Россия не дотягивала даже до среднемирового уровня.

Так, по оснащению пулеметами русская армия имела в два раза меньшие показатели, чем среднемировые, и в три раза худшие, чем германская армия. Даже винтовок (5 млн шт.) не хватало для вооружения мобилизованных военнообязанных первой очереди (7 млн человек).

Поэтому военный потенциал России и ее готовность к войне не следует переоценивать.

Русский солдат всегда отличался храбростью, стойкостью, большой выносливостью. Неплохо были подготовлены к войне унтер-офицерский состав и офицеры младшего и среднего звена. Но подготовка генералитета по-прежнему оставалась слабой, и назначения на высшие должности в этом звене определялись главным образом связями и близостью ко дворцу.

Глава3. Россия в первой мировой войне

В 1906 – 1914 гг. на международной арене, как выше уже отмечалось, происходило дальнейшее обострение противоречий между различными государствами, что, в конечном счете, привело к развязыванию в 1914 г. мировой войны. Основное соперничество шло между ведущими европейскими государствами — Англией и Германией, которые возглавляли два противостоящих друг другу военно-политических блоха — Антанту и Тройственный союз.

Исторический характер этих противоречий заключался в межцивилизационной борьбе за доминирующий тип развития. все цивилизации на определенном этапе развития имели общую тенденцию к экспансии — территориальному, военно-политическому, финансово-экономическому, социально-культурному расширению.

К XX веку в этом преуспели великие державы: Австро-Венгерская, Британская, Германская, Российская, Японская империи, Италия, США и Франция. Имперская экспансия великих держав, в конце концов, достигла крайних пределов и в начале XX в. переросла в первый глобальный военно-политический конфликт между двумя группировками. Суть конфликта составлял вопрос — по какому из двух реальных вариантов развития индустриального общества пойдет западная цивилизация в целом?

По западноевропейскому (североамериканскому, франко-англо-американскому) — гражданско-правовому,

По центрально-европейскому (германо-австро-итальянскому) — имперскому?

Ответ в немалой степени зависел от позиции России — бурно развивавшейся аграрно-индустриальной державы.

Разрешить эти глобальные межцивилизационые, межимперские противоречия могла только мировая война. И хотя фатальной неизбежности войны не существовало, все, в конечном счете, зависело от позиции высшего военно-политического руководства ведущих держав, прежде всего, Германии, Великобритании, Франции.

За годы советской власти история Первой мировой войны пребывала в тени так называемой Великой Октябрьской социалистической революции. У нас до сих пор нет ни одного полноценного обобщающего труда о войне 1914 — 1918 гг. и об участии России в ней, в частности, хотя по отдельным вопросам создано немало интересного.

Исходя из цивилизациониого подхода, можно выделить первую группу причин мировой войны, которые носили конкретно-исторический характер. Здесь важное место занимали межгосударственные и межрегиональные конфликты.

Так, вариант Тройственного союза по перекройке мира предусматривал аннексию района Вогезских гор и пограничных крепостей в Бельгии, а также части Северной Франции, создание “Срединной Европы”, в которую, кроме Германии и Австро-Венгрии, должны были войти Нидерланды, Швейцарии, скандинавские страны, Италия, Румыния и Болгария. Поляки “оттеснялись” на восток от Вислы, Россию предполагалось “повернуть” на восток, отбросив к границам допетровских времен. Все это и составляло суть изложенной германским правительством перед рейхстагом сентябрьской программы “1914 г.”.

Планы Антанты отличались меньшей разработанностью. Они составлялись уже “по ходу дела” во время войны, но тоже впечатляли. Показательна здесь договоренность о присоединении к России Константинополя, Босфора и Дарданелл в обмен на соглашение о разделе между Англией и Францией турецких владений на арабском Востоке, получившая название “План Сайкса-Пико” (по имени дипломатов, подготовивших его проект, — М. Сайкса — Великобритания и Ф. Жорж-Пико — Франция). Первый шаг к империалистической сделке был осуществлен еще в 1914 г, В ноябре 1914 г. российский посол в Лондоне А. К. Бенкендорф телеграфировал на родину: “Король (Георг V — авт.) мне неожиданно заявил: “Что касается Константинополя, то ясно, что он должен быть вашим”.

Отсутствие системы общеевропейской безопасности и раскол европы на два враждебных военно-политических лагеря объективно способствовало развязыванию мировой войны.

Вторая группа причин развязывания первой мировой войны носила субъективный характер и выражалась в победе “партий войны” в правящих кругах ведущих западных держав (прежде всего Германии, Великобритании. Австро-Венгрии и Франции), где верх одержали наиболее экстремистские силы.

Именно имя и было принято решение, что настал самый подходящий момент для выявления военно-силовым путем того, кому принадлежит гегемония в Европе.

Последние исследования о планах Россини в первой мировой войне вывели ее из когорты инициаторов конфликта по ряду факторов.

После поражения в русско-японской войне и революции 1905 – 1907 гг. самодержавие было больше всего заинтересовано в сохранении существующего положения, чем в коренной перекройке карты мира. Об этом свидетельствуют высказывания тех лет председателя Совета министров В. И Коковцова (1911 – 1914 гг.), министра иностранных дел России С. Д. Сазонова, других членов высшего руководства страны. Последние исследования доказывают, что захват Константинополя и проливов не был конкретной целью российской политики.

Поводом к первой мировой войне послужило убийство 15 июня 1914 г. в Сараево (Босния) сербскими националистами наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда (1863 – 1914 гг.).

В Австро-Венгрии вспыхнула военная истерия. Усиленно подталкивал Австро-Венгрию к решительным действиям германский кайзер Вильгельм II, который рассматривал данный момент наиболее подходящим для развязывания военного конфликта, даже если он приведет к войне с Россией, Францией и Англией.

Несмотря на попытки России предотвратить военный конфликт, 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила Сербии войну и в тот же день подвергла обстрелу из тяжелых орудий Белград. Так военный конфликт на Балканах вылился в мировую войну, в которую были втянуты 33 государства. К австро-германскому военному блоку впоследствии присоединились Турция и Болгария, к странам Антанты — остальные государства.

Большинство исследователей считают, что Россия вступила в войну неподготовленной. Но все же Россия готовилась к войне. Ее армия на 1 августа 1914 г. насчитывала 5 млн 338 тыс. человек, армия Германии к 1914 г. имела 800,5 тыс. человек. Расходы Германии на оборону в 1913 г. составляли более 61% от всего бюджета государства. Прямые военные расходы России за 5 лет (1909 – 1913 гг.) составляли 22,6% от всех расходов. В конце 1913 г. в России была утверждена царем так называемая “Большая программа по усилению армии”, которая предусматривала увеличение сухопутных сил России мирного времени к 1917 г. еще на 480 тыс. человек.

Анализ данной программы свидетельствует, что она была направлена на ведение молниеносной войны, на успех в ней. Руководство России в ходе подготовки к войне не смогло правильно оценить военно-политическую обстановку того периода, выбрало ошибочный прогноз на быстрое окончание будущем воины, что, в конечном счете, оказалось неверным. Правительство России готовило для войны армию, а не народ, предполагало воевать военным министерством, а не целой страной, ожидало быстрого разгрома противника и прекращения войны, без учета ее продолжительности.