Смекни!
smekni.com

Отмена крепостного права 5 (стр. 2 из 3)

У Александра II и его министров не было продуманного плана реформ. Зато в обществе получили распространение записки различных общественных деятелей, содержащие проекты крестьянской реформы. Особый общественный резонанс вызвала “Записка об освобождении крестьян” историка К. Д. Кавелина (1856). Он считал, что нельзя нарушать право собственности, при проведении реформы необходимо учитывать интересы и крестьян, и помещиков: освободить крестьян с землей и вознаградить помещиков. Отмена крепостного права, по его мнению, откроет путь другим реформам: судебной, военной, ликвидации цензуры и пр. Крепостники крайне отрицательно встретили “Записку” Кавелина, он даже был уволен из университета. Но его “Записка” во многом определила основные положения крестьянской реформы.


Реформа 19 февраля 1861 года. Ее подготовка, содержание, ход.

Крымская война вскрыла все несовершенство крепостнической системы, как в экономическом, так и в политическом отношении и оказала огромное влияние на отмену крепостного права.

Армия оказалась вооруженной устаревшим оружием, не соответствовавшим уровню европейской техники, флот не имел паровых судов, ходил под парусами. В стране отсутствовали железные дороги. Все это являлось следствием технической и экономической отсталости России. Система организации армии была архаичной, а обучение войск рассчитано не на то, что необходимо на войне, а на подготовку к смотрам и плац-парадам. Офицерство в большинстве своем было невежественным, и система подготовки его также не была рассчитана для действий в боевых условиях.

Система лжи, показного благополучия и лицемерия, получившая в период кризиса феодально-крепостнической системы всеобщее распространение, обнаружила все свои отрицательные стороны во время войны. Несмотря на героизм войск, армия терпела неудачу за неудачей.

В 1856 г. наблюдаются массовые побеги крепостных крестьян в Крым из Екатеринославской, Харьковской, Херсонской и других южных губерний. Поводом к этому явились слухи о том, что переселяющиеся крестьяне получают волю. Движение это приняло огромные размеры. По данным Департамента полиции исполнительной, только в июле из двух уездов Екатеринославской губернии бежало около 900 человек. Все это говорило о том, что стремление крепостных крестьян получить волю имело большое распространение. Это вызывало страх и у правительства, и у дворянства. Вся эта обстановка свидетельствовала о нарастании революционной ситуации. Самодержавие не могло сохранять в неизменном виде свое господство.

Вступивший на престол в феврале 1855 г. после смерти Николая I Александр II отличался еще большим консерватизмом, нежели его отец. Даже те ничтожные мероприятия, которые были проведены в отношении крепостных крестьян при Николае I, встречали всегда сопротивление наследника престола. Однако сложившееся в стране положение заставило Александра II действовать вопреки своим стремлениям.

Александр II не обладал сильной волей, подобно своему отцу. Точнее, он был человеком слабовольным, но вместе с тем упрямым. В тех случаях, когда он приходил к твердому убеждению, что та или иная мера жизненно необходима его империи, он шел напролом, не считаясь с мнением своих сановников и царедворцев.

Выработка реформы была возложена на Министерство Внутренних дел с председателем А. И. Левшимым. Летом 1856 года Левшин А.И. предоставил записку с изложением принципов реформы. Царь посчитал эту записку недоделанной и 3 марта 1857 года образовал Секретный комитет с председателем князем Орловым А. Ф. «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян».

Это был последний десятый Секретный комитет по крестьянскому вопросу. Состоял он из николаевских сановников-крепостников, затягивающих дело. И вот уже 20 ноября 1857 года вышел царский рескрипт генерал-губернатору “Литовских” губерний об учреждении губернских комитетов для подготовки местных проектов крестьянской реформы. Не веря в возможность чисто бюрократического решения проблемы, царь пишет аналогичный рескрипт петербургскому генерал-губернатору П. М. Игнатьеву. А в 1858 году по приказу царя во всех губерниях были открыты такие комитеты. Гласность стала важнейшим стимулом подготовки реформы.

16 февраля 1858 года Секретный комитет переименован в «Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предложений о крестьянском состоянии». В него введен великий князь Константин Николаевич, назначенный председателем, сторонник освобождения крестьян.

Несмотря на жесткое сопротивление дворян-крепостников за 1858 – 1859 года в созданные при Главном комитете Редакционные комиссии поступило более сотни проектов реформы.

Интересы помещиков нечерноземных губерний отражал проект А.М. Унковского. В нем помещики стремились к быстрейшей ликвидации крепостных отношений и получение максимального выкупа с целью организации своего хозяйства на предпринимательских началах.

Интересы помещиков черноземных губерний воплотил проект

крупного полтавского помещика Позена М.П.: стремление помещиков к сохранению в своих руках максимального количества земли, но вместе с тем и их незаинтересованность в обезземелии крестьян, сохранение крестьянского хозяйства необходимо было для обеспечения помещиков рабочими руками.

В степной местности проект Самарина Ю.Ф. предусматривал необходимость личного освобождения крестьян с землёй и предоставление им гражданских прав, установить переходный период (10 – 12 лет), во время которого сохранялось бы отбывание крестьянами барщинских работ за наделенную землю и право вотчинской полиции за помещиком в его имении.

Несмотря на внешнее различие проектов, суть их была одинакова: сохранение помещичьего землевладения, власти помещиков и самодержавного строя. Они были направлены на создание условий для предпринимательской перестройки помещичьего хозяйства.

Обсуждение крестьянского вопроса заняло центральное место в русской прессе. Чернышевский проводил в подцензурной форме и внешне благополучном тоне идею немедленного освобождения крестьян с землей без всякого выкупа.

В состав главного комитета входили близкий друг Александра II

Я. И. Ростовцев и Н.А. Милютин, один из самых образованных и талантливых государственных деятелей той эпохи. Они сыграли немалую роль в процессе подготовки реформы. В большей степени именно эти люди подготовили вместе с Редакционными комиссиями в августе 1859 года проект “Положения о крестьянах”.

С 26 января по 16 февраля 1861 года проект обсуждался в Государственном Совете, где он был подвергнут очередным изменениям в пользу помещиков.

Подписание Положений и Манифеста было предписано к 19 февраля – шестой годовщине восшествия Александра II на престол. Текст Манифеста переделал митрополит Филарет, который придал ему форму, призванную воздействовать на религиозные чувства крестьян.

В тот же день был учрежден Главный комитет “об устройстве сельского состояния”, призванный осуществлять высшее наблюдение за введением в действие “Положений 19 февраля 1861 года”, рассматривать проекты законов в дополнение и развитие этих Положений, решения ряда спорных и административных дел, под председательством великого князя Константина Николаевича.

Правительство понимало, что подготовленный закон не удовлетворяет крестьян, поэтому было принято ряд мер для подавления крестьянских волнений, которые могли вспыхнуть в ответ на “даруемую волю”. В декабре 1860 – январе 1861 годов происходили секретные совещания высоких чиновников по поводу последствий манифеста.

Так закончилась подготовка реформы, которая должна была стать новым этапом в жизни России. Но впереди стояла новая задача – привести эту реформу в жизнь, что и началось с обнародования её в течение месяца с 5 марта по 2 апреля.

Крепостное право отменялось. Крестьяне получали:

1. Личную свободу, статус сельских обывателей и элементарные экономические и гражданские права;

2. Имели право на собственность;

3. Могли защищать свои права в суде;

4. Крестьянам дозволялось свободно торговать, основывать фабрики, торговые и ремесленные заведения;

5. Разрешалось вступать в купеческие гильдии и ремесленные цехи;

6. Крестьяне могли вступать в брак без согласия помещика;

7. Крестьяне становились после завершения выкупной операции собственниками земельного надела, т. е. усадьбы (дом с огородом) и пахотной земли.

Размер надела, выкупа, а также повинностей, которые крестьянин нес до начала выкупной операции, определялись с согласия помещика и крестьянина и фиксировались в уставной грамоте. В случае если помещик и крестьяне не приходили к единому мнению в дело вступалмировой посредник, который и принимал окончательное решение по спорным вопросам.

В 4-х местных положениях устанавливались максимальные и минимальные размеры наделов. В этих пределах и должны были договориться помещик с крестьянами. В случае невозможности компромисса вопрос решался мировым посредником. Максимальные и минимальные размеры были различны по трем зонам: в черноземной зоне был введен уменьшенный душевой надел - от 2,75 до 6 десятин; в нечерноземной - пределы устанавливались от 3 до 7 десятин, что практически означало сохранение в руках крестьян дореформенных площадей пахотной земли; в степных районах надел мог колебаться в размере от 3 до 12 десятин.

Земли сверх нормы (отрезки) изымалась - отрезались - у крестьянина. В целом по стране, за вычетом 8 западных губерний, где наделы даже были увеличены, крестьяне потеряли до 20% угодий. Размер выкупа полевого надела исчислялся, исходя из размера оброка, который прежде выплачивался крестьянином и существенно превышал рыночную цену земли.

Помещику крестьянин выплачивал сам 20-25% выкупа, иногда в рассрочку. Часто эта доля выкупа заменялась отработками.

Государство оплачивало 75-80% выкупа, но эту сумму крестьянин получал в виде ссуды и должен был ее возвратить государству в течение 49 лет, выплачивая, кроме того, 6% годовых.