Смекни!
smekni.com

Франко-прусская война 3 (стр. 1 из 5)

Фра́нко-пру́сская война́ 1870—1871 — военный конфликт между империей Наполеона III и добивавшейся европейской гегемонии Пруссией. Война, спровоцированная прусским канцлером О. Бисмарком и формально начатая Наполеоном III, закончилась поражением и крахом Французской империи, в результате чего Пруссия сумела преобразовать Северогерманский союз в единую Германскую империю. Фра́нко-пру́сская война́ 1870—1871 — военный конфликт между империей Наполеона III и добивавшейся европейской гегемонии Пруссией. Война, спровоцированная прусским канцлером О. Бисмарком и формально начатая Наполеоном III, закончилась поражением и крахом Французской империи, в результате чего Пруссия сумела преобразовать Северогерманский союз в единую Германскую империю.

Предыстория конфликта

После победы в Австро-прусской войне 1866 года Пруссия стремилась объединить все германские земли под своей эгидой, а так же ослабить Францию. Франция в свою очередь пыталась исключить возможность образования единой и сильной Германии. Формальным поводом к войне стали претензии на испанский престол, которые выдвинул родственник Вильгельма Прусского Леопольд Гогенцоллерн. Претензии эти тайно поддерживал Отто Фон Бисмарк. В Париже были возмущены притязаниями Леопольда. Наполеон III заставил Гогенцоллерна отказаться от испанского престола, а после этого посол Наполеона потребовал, чтобы этот отказ одобрил и сам Вильгельм.

Повод к войне (Эмсская депеша)

8 июля 1870 г. французский посол был направлен к престарелому прусскому королю Вильгельму I, лечившемуся в Эмсе, чтобы передать недовольство императора Франции Наполеона III кандидатурой Леопольда Гогенцоллерна на испанский престол. Согласившись с требованиями французской стороны, Вильгельм I вскоре лично связался с Леопольдом и его отцом Антоном Гогенцоллерном и дал понять, что было бы желательно отказаться от испанского престола. Леопольд согласился с доводами короля и прекратил претендовать на корону Испании.

Однако конфликт не был исчерпан. Канцлер Пруссии Бисмарк надеялся спровоцировать Францию на войну и пришёл в ярость, узнав о решении Вильгельма I. Наполеон III был удовлетворён дипломатической победой над Пруссией, однако его окружение и большинство французов резко выступали за войну.

13 июля Франция выдвинула новое требование Вильгельму I, по которому прусский король должен был дать формальное обязательство, что запретит Леопольду принять испанский престол, если ему когда-нибудь это предложат. По своему характеру это требование было вызывающим и нарушающим дипломатический этикет, и раздраженный Вильгельм ответил французскому послу, что не вправе давать подобных обещаний. Не удовлетворённый подобным уклончивым ответом короля, Париж направил новое требование, по которому Вильгельм I должен был дать письменное обещание никогда не покушаться на достоинство Франции. Однако прусский король отказал послу в аудиенции, и тому пришлось изложить требования на вокзале, перед отъездом Вильгельма в столицу. Король Пруссии пообещал, что продолжит этот разговор в Берлине. Уезжая из Эмса, он распорядился поставить канцлера в известность обо всех произошедших событиях.

Вечером Бисмарк ознакомился с полученной депешей. Он был разочарован поведением короля, идущим на унижения ради того, чтобы избежать войны с Францией, которая явно стремилась её развязать. Тогда Бисмарк вычеркнул из сообщения слова короля, сказанные на вокзале по поводу продолжения разговора в Берлине. В получившемся варианте депеши Вильгельм I отказал принять французского посла и «велел передать, что более не имеет ничего сообщить ему».

Тем же вечером 13 июля 1870 года Бисмарк отдал распоряжение опубликовать данную фальсифицированную депешу в газетах. Как он и рассчитывал, реакция Парижа была бурной – большинство французских депутатов проголосовало за войну против Пруссии, которая была объявлена 19 июля.

Дипломатия во время Франко-прусской войны

Россия и Франко-прусская война

Россия после поражения в Крымской войне и подписания в 1856 году позорного для неё Парижского мирного договора лишилась своих привилегий на Чёрном море. По условиям договора ей запрещалось иметь и строить флот на Чёрном море. Оставшейся в полной дипломатической изоляции России не оставалось ничего другого кроме подписания этого договора. Франция, Великобритания и Османская империя заняли на международной арене враждебную России сторону. Австрия считалась союзницей России, но после Крымской войны стало ясно, что император Франц Иосиф не собирается поддерживать Россию.

Оставалась только Пруссия, которая давно искала дружбы с Петербургом. Отто фон Бисмарк, хоть и недолюбливал Россию, но прекрасно понимал, что без союза с ней он не сможет продержаться на мировой европейской арене. Он всячески добивался расположения Петербурга, который, в свою очередь, также искал новых союзников. Пруссия, заручившись поддержкой Российской империи, начинала в Европе войну за войной. Взамен она обещала России поддержку по пересмотру Парижского мира 1856 г. Во время Датской войны 1864 года прусский флот усилился на Балтийском море, но Россия никак на это не отреагировала. Во время Австро-прусской войны 1866 года Россия также заняла нейтральную позицию, так как было ясно, что война со стороны Пруссии ведётся справедливая, направленная на воссоединение германского народа.

Не вмешалась Российская империя и во Франко-прусскую войну, хотя и могла извлечь из этого свою выгоду. К примеру, если бы Россия напала на Пруссию во время Франко-прусской войны, то в благодарность Наполеон III, как один из авторов унизительного Парижского мира, мог бы отменить некоторые его пункты. Сам Наполеон III не искал дружбы и союза с Россией, и это была его очень большая политическая ошибка. Уже во время Франко-прусской войны в Петербург был отправлен Адольф Тьер, который умолял о вмешательстве России в войну с Пруссией. Но было уже поздно. Тьер вернулся в Париж ни с чем.

Петербург надеялся, что после войны Бисмарк отблагодарит Россию за нейтралитет и заставит Францию отменить статьи Парижского мира. Сам же Бисмарк был иного мнения. Он считал, что России нужно тайно строить себе флот на Чёрном море и не распространяться об этом. Естественно, напрямую он об этом не говорил. Он делал вид, что всецело разделяет интересы России, и обещал свою поддержку после окончания Франко-прусской войны. Большинство дипломатов Петербурга считало Бисмарка надёжным союзником. Александр Горчаков был одним из немногих русских политиков, «раскусивших» политику Бисмарка. Он пытался убедить императора Александра II пересмотреть своё отношение к Пруссии. Но Александр даже и слышать об этом не хотел. Бисмарк ненавидел Горчакова и даже не скрывал этого. В итоге ни запоздалые просьбы Франции о помощи, ни просьбы Горчакова не доверять Бисмарку (как, впрочем, и Тьеру) не сумели переубедить Александра II изменить своё отношение к Пруссии. Россия оставалась союзницей Пруссии и не вмешивалась в войну с Францией.

В самом начале франко-прусской войны вышла российская декларация о нейтралитете. Она завершилась многозначительной фразой:

«Императорское правительство всегда готово оказать самое искреннее содействие всякому стремлению, имеющему целью ограничить размеры военных действий, сократить их продолжительность и возвратить Европе блага мира.»[2]

Самое важное в этом пассаже — указание «ограничить размеры военных действий». Относилось оно к Австрии и удерживало её от вмешательства в войну на стороне Франции.

Италия и Франко-прусская война

Во время Франко-прусской войны Италию на свою сторону пытались склонить Франция, Австро-Венгрия и Пруссия. Но ни одна из стран не добилась успеха. Франция всё ещё удерживала Рим, её гарнизон стоял в этом городе. Итальянцы желали объединить свою страну, включив в неё и Рим, но Франция этого не позволяла. Франция не собирались выводить свой гарнизон из Рима, тем самым она потеряла возможного союзника. Пруссия опасалась того, что Италия может начать войну с Францией, и всячески пыталась добиться итальянского нейтралитета в начавшейся войне. Боясь усиления Италии, Бисмарк сам лично писал королю Италии Виктору Эммануилу, прося его не вмешиваться в войну с Францией. Со стороны Австрии, хотя и поступали предложения о союзе против Пруссии, они не имели такого эффекта как слова Бисмарка. Канцлер Пруссии сумел добиться от Италии нейтралитета в этой войне.

Австро-Венгрия и Франко-прусская война

Австро-Венгрия, после поражения в Австро-прусской войне 1866 года, жаждала реванша. Богатейшие люди Австрии были готовы спонсировать коалицию против Пруссии. Они надеялись, что к австро-французскому союзу (который так и не состоялся), присоединится Италия. Во время Австро-прусской войны Наполеон III поддерживал Австрию и даже собирался оказать ей помощь, напав на Пруссию. Но Наполеон слишком долго решался на войну с Пруссией. Когда же всё-таки он решился, то война с Австрией закончилась и Франция осталась один на один с Пруссией. Естественно, воевать с Пруссией без поддержки Австрии Наполеон не решился. Момент для уничтожения планов Бисмарка был упущен. Теперь уже все немецкие государства подчинялись Вильгельму I. Даже южно-германские государства, которые зачастую выступали против политики Пруссии, присоединились к оборонительно-наступательному пункту Северогерманского союза. Австрия была исключена из Германского союза, а это означало, что теперь Австрия остаётся в полной дипломатической изоляции. Австрия не напала на Пруссию во время Франко-прусской войны по той же причине, по которой Наполеон III не напал на Пруссию во время Австро-прусской войны: несогласованность и нерешительность действий военных кругов и дипломатии. Франц Иосиф, как и Наполеон III, не обладал твёрдостью и решительностью характера. Австрия «опоздала» начать войну с Пруссией. Франко-прусская война быстро закончилась, а после сражения при Седане в Австрии вообще похоронили мысли о войне против всего Северогерманского союза. Союз с побеждённой Францией уже никому в Австрии был не нужен. Вдобавок, была вероятность того, что Россия может объявить войну Австро-Венгрии, защищая интересы своего союзника Пруссии, и свои собственные. Австрия, боясь вести войну одновременно с Россией и Пруссией, сохраняла нейтралитет во время Франко-прусской войны.