Смекни!
smekni.com

История развития полицейских органов в России с древнейших времен и до наших дней (стр. 1 из 7)

Воронежский государственный университет.

Юридический факультет.

Кафедра «Организации судебной власти и

правоохранительной деятельности».

«История развития полицейских органов в России с

древнейших времен и до наших дней».

Курсовая работа студента 1 курса 4 группы дневного отделения

Шипилова Алексея.

Научный руководитель профессор Панюшкин В. А.

Воронеж 2001

Оглавление:

1. История развития термина «полиция». Стр.3

2. История развития термина «милиция». Стр.4

3. Развитие органов, осуществлявших полицейскую Стр.5

функцию в период зарождения Русского государства.

(V – сер. VXI в.в.)

4. Опричнина – прообраз политической полиции. Стр.6

5. Развитие органов, осуществлявших полицейскую Стр.9

функцию в период сословно – представительной

монархии. (сер. XVI в.- сер. XVII в.)

6. Развитие полицейских органов в период абсолютной Стр.11

монархии. (сер. XVII в. – I четверть XIX в.)

· Общая полиция.

· Политическая полиция.

7. Развитие полицейских органов в период с I четверти Стр.16

XIX в. до1917г.

· Общая полиция.

· Политическая полиция.

8. Становление и развитие советской милиции. Стр.21

9. Милиция в Российской Федерации. Стр.28

1. История развития термина «полиция».

По справедливому замечанию Ф. Энгельса, «полиция также стара, как и государство»[1]. Слово «полиция» происходит от греческого politeia (polis – город) - так Аристотель называл городские или, если учесть, что в то время представление о государственности было связано только с городом, - и в целом государственное управление, устройство. Основой смысл усилий государственной власти сводился к обеспечению внешней безопасности. Римляне заимствовали слово « полиция », и из средневековой латыни с конца XVI века оно входит в лексикон европейских государств. При этом рассматриваемый термин употребляется в самом неопределенном смысле, включая «доброту нравов», хорошую нравственность, охраняемую законом» [2]. В XVI веке в городах Западной Европы полиция возникает как правительственное учреждение, имеющее своей задачей обеспечение безопасности. Однако само понятие полиции к концу XVI века охватывало собой и законодательную, и судебную, и административную деятельность. В XVI веке от «полиции» отпочковывается «политика», т.е. государственная деятельность в сфере международных отношений, а к концу того же века обособились правосудие, финансовое и военное управление. Таким образом, к началу 18 века «полиция» обозначала всю правительственную и административную деятельность, государственное управление в тесном смысле слова. В России полицейская деятельность осуществлялась, разумеется и до получения слова «полиция», вытеснившим в последствии отечественное «благочиние», российского «гражданства».

2. История развития термина «милиция».

Милиция (лат. militia) у римлян первоначально обозначала службу солдат - пехотинцев (лат. miles),что, в свою очередь, производится от mille (тысяча, легион). Со времени учреждения постоянных армий в противоположность им милицией стали называть войско, формализуемое только на время войны, род ополчение, совокупность всех обученных военному делу военно - способных граждан, срок обучения которых сводился до минимума. В мирное время кадров для образования милиции не содержалось вовсе, или они содержатся в самом незначительном составе. Армия организованная на таких началах, называется милиционной. В техническом смысле термин «милиция» служит также для обозначения особых частей войск. В России, в частности, под этим названием было сформировано ополчение (земское войско 16 к 1806 г. в составе 612 тыс. человек, которое через год было распущено. Главное их отличие от войск регулярных и начальных состояло в том, что они комплектовались из лиц, не военнообязанных, поступающих на службу добровольно. [3]

Термин «милиция» использовался кроме того «для обозначения обывательских дружин, формируемых для несения полицейской службы и охранение порядка в тех случаях, когда правительственная власть силою обстоятельств (народное волнение, эвакуация в виду наступления неприятеля) лишается возможности правильно отправлять свои функции»[4].

В узуальном значении слово «милиция» используется, в частности, в работах Ф. Энгельса. Его он называл народное ополчение, организованное в дружины[5], и вел речь о «Милиционной армии»[6], о «милиционных», в отличае от регулярных, войсках[7], о милиции как особым образом сформированной армии[8].

3. Развитие органов, осуществлявших полицейскую функцию в период зарождения Русского государства (V – сер. VXI в.в.).

Полицейская функция возникла одновременно с появлением государства. Уже в первых государственных образованиях восточных славян (VI-VIII века), позднее в Киевской Руси, функции полиции выполнялись дружиной князя. По мере развития государства полицейские функции в той или иной мере реализовывали посадники, волостели, тысяцкие, сотские, старосты, вирники и т.д. Однако эта деятельность не была их основой обязанностью и совмещалась с другим родом деятельности. С конца XV века на местах стала формироваться система полицейских служителей - бирючей, тюремных сторожей, палачей и т.д. В период с конца XV века до середины XVI века полицейские функции осуществляли в центре органы дворцово - вотчинного управления, а на местах - наместники и волостели. Позже к ним присоседятся временные уполномоченные великого князя, направляемые на места с самыми различным поручениями, в том числе с для борьбы с разбоями.

4. Опричнина – прообраз политической полиции.

За точку отсчета начала организации и деятельности специальных служб на Руси, по видимому, следует принять 1565 г., когда царем Иваном IV (1533-1584) был создан прообраз будущей политической полиции. Известно, что конфликт уже с боярами был обусловлен затянувшейся Левонской войной. Часть знати не видела смысла в борьбе за неплодородные земли Балтийского побережья и предлагала продолжить завоевания на южном рубеже Руси. Конфликт, казалось зашел в тупик, как вдруг, 3 декабря 1564 г. Иван VI неожиданно покинул Москву, захватив с собой царскую казну и святые иконы. Государь обосновался в Александровской слободе. Несколько недель москвичи не получали никаких сведений о том, почему царская семья покинула Кремль. Слухи множились, нагнетая обстановку тревоги и неуверенности. Незадолго до Рождества Царь послал из слободы 2 грамоты Боярской думе и горожанам. В первой царь извещал иерархов и бояр о своем решении отказаться от престола из-за их измены, а во второй сообщал горожанам, «чтобы они себе никакого сумнения не держали, гневу ни них и опалы никакой нет». Возмущенные горожане заставили бояр начать диалог с царем. Акция Ивана VI возымела успех: у него были развязаны руки – чтобы рассчитаться с теми, кого он считал врагами, если ему будут выделены особые владения, где он установит целесообразный с его точки зрения порядок. Требования царя были удовлетворены, и территория государства разделилась на опричнину (от слова «опричь» - кроме, которое в XIV-XVI в.в. означало часть наследства, выделенное в особое владение) и земщину. В опричнину , т.е. особый государев удел, вошла часть наиболее важных в экономическом и стратегическом отношении земель центра страны (Москва, Можайск, Вязьма, Ростов, Ярославль и др.), юга (Козельск, Белев и др.) и Поморья (Холмогоры, Великий Устюг, Каргополь). В земщину, представлявшую собой далеко не лучшие земли, были выселены потомки удельных князей и бояр, и их владения были разданы «опричным служилым людям». Для борьбы с «изменой» внутри государства Ивана IV создал опричное войско, в основном состоящее из дворян. При «вступлении в службу» человек давал клятву отречения «от всея и всех» – отца, матери, семьи. С этого момента он клялся служить только государю и беспрекословно выполнять только его приказания. Ему включалось в обязанность выискивать, а затем изгонять или истреблять государевых противников, доносить обо всем, что видит, и с людьми не из опричнины не иметь. Опричное войско было построено по типу монашеского ордена: «Сам он был игуменом, князь Афанасий Вяземский – келарем, Милюта Скуратов - пономарем; и они вместе с другим распределяли службы монастырской жизни». [9] Доносы и подозрения переросли под пытками в «тайные заговоры». Население, не сдерживаемое законом и нравственным нормам, разрасталось, затрагивая все население: от крестьянина до дворянина. Иван IV безудержно стремился реализовать свое право судить и наказывать подданных. «Царской власти, утверждал он, - дозволено действовать страхом и запрещением чтобы строжайше обуздать безумие злейших и коварных людей»[10]. Жестокость Царя порождала множество заговоров против него, однако и без этого мнительный царь повсюду видел заговорщиков, особенно среди ближних бояр, стремился раскрыть воображаемые заговоры и измены, создавая механизм обеспечения безопасности Главы государства, ориентированный на беспощадное подавление потенциальных политических противников. Машина политического сыска начала набирать обороны. Иван IV заложил основы использования политического сыска для формирования ближайшего окружения лидера государства из политически благонадежных соотечественников, путем предоставления последним наиболее благоприятных условий для существования, достаточно широких прав и свобод, а также изгнание в отдельные районы, с менее благоприятными условиями существования людей, в преданности некоторых царь испытывал сомнение, причем зачастую ничем не обоснованные. Признак деления россиян на благонадежных и неблагонадежных подданных был характерен для всех последующих правителей царской России. Исследователи истории политического сыска в царской России Ч. Рууд и С. Степанов отмечают: «В русской истории одной из центральных тем всегда было неустанное стремление власти следить не только за наличием преданности подданных, но и за степенью их преданности; и вот эта извечная попытка разыскать врагов монарха прежде, чем они нанесут ущерб ему или его окружению, привел к рождению розыскных институтов, призванных обнаруживать всех, кто склонен к такому умыслу или уже злоумышляет против существующего строя»11. Вскоре опричники на собственном опыте убедить как трудно оправдаться от ложных доносов даже первым людям опричнины. Так, по ложному доносу был убит один из идеологов опричнины А. Д. Басманов, по приказу Ивана IV был ликвидирован глава опричной думы – князь Черкасский, в опалу попал и В. Грязной. Добившись устранения политической оппозиции, государь освободился от сподвижников. В 1572 г. опричнина упраздняется также неожиданно, как и была введена. Под страхом казни запрещалось даже употребление этого слова. Несмотря на то, что опричнина была достаточно коротким эпизодом в истории России, печальная память о ней сохранилась надолго. Истинные замыслы Ивана IV и сегодня расцениваются неоднозначно.