Смекни!
smekni.com

Информационная безопасность России (стр. 7 из 8)

Правовые дефиниции являются стержнем словарей в информационно-поисковых системах. Поэтому к их выбору и определению следует подходить более требовательно и, в конечном счете, добиваться их унификации, своеобразной стандартизации в рамках права.

Так например, в Правилах подготовки документов, связанных с разработкой законопроектов федеральными органами исполнительной власти дано определение слова «термин». Под термином понимается «слово (или словосочетание) однозначно означающее содержание понятия предмета, явления, процесса». Предложено различать термины общеправовые, межотраслевые, отраслевые. Сформулированы правила работы с терминами. Норма - дефиниция должна содержать определения новообразуемого правового понятия, используемого в тексте закона. Правовая дефиниция понимается как определение правового понятия, отражающего существенные, главные признаки того или иного правового предмета, явления. В ходе проектирования документа разработчик с учетом концепции акта выбирает из уже существующих словарей термины, необходимые для его цели, вычисляет из них базовые понятия для своего акта и дополнительно формулирует те дефиниции, которые в действующие словари не вошли.

Учитывая, что дефинитивная часть информационного права только формируется, важно провести инвентаризацию терминов в уже действующих законах и наметить перспективное распределение терминов недостающих с учетом планов подготовки проектов законов в данной области. Иными словами, этим процессом также надо управлять. В настоящее время ощущается дефицит нормативного определения таких терминов, как «электронно-цифровая подпись», «электронный документ», «электронный документооборот», «электронная библиотека», «информационная система» (есть разночтения), «общественный интерес», «информационный продукт», «информационный объект». Это все термины предметного свойства. Вместе с тем еще много терминов, нуждающихся в правовом определении. К таковым относятся те, которые касаются видов субъектов, видов их деятельности. Например, все компоненты права на информацию - сбор, обработка, распространение и т.д. - ждут своего легитимного определения.

Таким образом, правовые дефиниции и образуемые на их основе поисковые слова и словосочетания - важнейшая часть инструментария составителей нормативно-правовых актов, органов, принимающих и издающих такие акты, а также организаторов и персонала информационно-поисковых, аналитических и экспертных систем, обслуживающих интересы и потребности различных категорий пользователей, и, наконец, самих пользователей, которые при наличии техники имеют широкие возможности самостоятельно обращаться с информационными системами.

3.2 Формирование политики информационного законодательства

Началом формирования законодательства России в информационной сфере можно считать 1992г., когда были приняты законы о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных, о правовой охране технологий интегральных микросхем. С момента принятия базового Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» прошло более 10 лет. За это время сформировался достаточно разнообразный массив законодательства и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в областях:

- формирования и использования информационных ресурсов;

- создания и использования информационных технологий;

- формирования необходимой инфраструктуры для информатизации на федеральном, региональном, отраслевом, ведомственном уровнях, в структурах местного самоуправления, а также для удовлетворения информационных потребностей граждан, средств массовой информации, различных юридических лиц, других структур общества.

Сегодня никого не удивит констатация факта, что решается задача формирования информационного общества, что Россия заняла свою нишу и структуре Интернета и что население, производственные, научные и управленческие структуры широко пользуются глобальными сетями для получения необходимой информации и представления своей собственной для обозрения всеми заинтересованными пользователями всемирной паутины.

Действующая нормативно-правовая основа практической информатики (так называется совокупность и взаимодействие информационных ресурсов, технологий, средств и сетей связи - коммуникаций), представляет достаточно сложное образование. Все уровни законодательства имеют самое непосредственное отношение к регулированию информационной деятельности, отношений, процессов реальной информатики, обеспечивают формирование многообразия информационной среды, а, в конечном счете, и всей информационной сферы.

Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы содержат немало норм, напрямую посвященных проблемам информации и информатизации, действует более десятка специальных федеральных законов, имеющих своим предметом исключительно информацию или инфраструктуру информатизации. Множество норм об информационных отношениях рассредоточены по другим федеральным законам. В рассматриваемый период шло активное формирование информационного законодательства субъектов Российской Федерации: около сорока ее субъектов имеют специальные законы либо об информационных ресурсах, либо об информатизации региона.

Жизнь ставит все новые и новые проблемы, которые не могут быть решены без участия права. Процессы глобализации в экономической, культурной, научной и иных областях жизни могут быть реализованы только на основе информационных технологий, которые формируют инфраструктуру обмена документами, мнениями, знаниями и позволяют принимать соответствующие решения. Остро стоит вопрос не только о развитии и применении международного законодательства, международного частного права, но и о гармонизации правовых норм в случаях, когда отношения проходят через ряд границ и систем права. Глобализация диктует вопросы о формировании наднационального права и создании соответствующей нормативной базы.

Закономерно ставить вопрос о включении в этот ранг и информационных отношений, выходящих за рамки национального регулирования.

Учитывая интерес населения ко всем событиям как внутри страны, так и за рубежом, чувствительность к состоянию дел средств массовой информации, к государственным решениям по всем проблемам жизни общества и граждан, можно с уверенностью утверждать, что развитие законодательства к области информационной сферы включает понятие «законность» и «беззаконие» и что состояние правовой основы информатики в социальном ее облике - один из острейших вопросов общественного интереса и безопасности не только в информационной сфере.

Призывы к деполитизации общества, к деидеологизации, к разгосударствлению жизни с середины 80-х годов нанесли огромный ущерб массовому сознанию в оценке и доверии к государственным, а следовательно, и к правовым институтам. В то же время на основе развития концепций элитарности определенных кругов общества, опирающихся на механизмы полугласного признания ценза собственников, обеспечили выброс в сферу политики самых разных сил. И в сфере информационной деятельности на первом месте стоит вопрос не об удовлетворении потребностей общества в целом (именно это диктуется природой глобализации), а вопросы завоевания монополии, достижения дохода.

Действуют и традиции, согласно которым государство и общество находятся в конфронтации и именно государство обязано быть открытым (голос налогоплательщика) и прозрачным, что совсем не обязательно для других структур - негосударственных. Система тайн не балансируется в идеале. Государственная тайна - это обеспечение интересов «всех», всей страны, а коммерческая, частная, личная - сфера отдельных субъектов, как бы отстраненных от забот и притязаний социума.

За последнее время выстроилась линия «государственная безопасность, судебная, правовая, экономическая, административная, военная реформы». Такого изобилия концепций, доктрин, прогнозов, стратегий страна не знала давно. Постепенно политика государства приобретает систему. В ней не последнее место занимают проблемы информационной сферы. Доктрина информационной безопасности органически вытекает из Концепции государственной безопасности и создает импульс для постановки и решения очень сложных для общества вопросов в этой предметной области.

Осмысление проблем информационных процессов в настоящее время идет почти во всех направлениях современной науки - философии, социологии, психологии, политологии, праве, экономических науках, математике, логике, лингвистике и т.д. Все стороны научного понимания мироздания и социальной жизни затронуты процессами информатизации, компьютеризации общества. Общество нуждается в выстраивании правил поведения, правил отношений различных субъектов в новых условиях. Нужны не только коридоры власти, но и системы регуляторов, создающие необходимые указатели, куда и как идти и чего нельзя допускать при этом в целях сохранения безопасности человека, его ассоциаций, государства и иных обеспечивающих безопасность институтов общества.

Теоpeтических правовых исследований в области информационного права пока немного. Преобладают исследования прикладного характера, публикации малых, журнальных форм. И все же в этой области уже накоплены знания, которые приближают возможность структурировать область правовых исследований по информационной проблематике. Большинство из них ориентировано на законодательную, нормативную область права, что характеризует центростремительную технологию формирования правовой науки в данной области. Весьма существенной проблемой является и исследование вопросов, связанных с влиянием информатики на всю систему правовой науки и правовую систему в целом, на государственное управление. Это специальные проблемы, и они еще требуют своего развития, нежели простая констатация факта наличия новых факторов социального значения. Проект Концепции совершенствования правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации следующим образом формулирует национальные интересы России в информационной сфере. Это сфера общественной жизни, образуемая совокупностью субъектов информационного взаимодействия или воздействия; собственно информации, предназначенной для использования в информационной сфере; информационной инфраструктуры; общественных отношений в области работы с информацией. Возможно, выстроить этот ряд с учетом следующих приоритетов. Новый материал для ответа на эти вопросы представлен Доктриной информационной безопасности и итогами работы ряда Международных конференций, которые прошли в первой половине 2001г. в г. Москве. Международная конференция «Информационное общество и интеллектуальные информационные технологии XXI века» состоялась 28-30 марта с участием Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Британского совета в России (один из организаторов конференции), социально-инженерного парка «Будущая Россия», представителей ряда зарубежных стран и специалистов России. Ряд проблем информационной политики затронут и на 2-й международной конференции «Модернизация экономики России», прошедшей 3-5 апреля, в рамках которой работали секции «Правовое обеспечение устойчивого развития экономики» и «Модернизация государства и экономическое развитие». Плодотворные обобщения по некоторым вопросам достигнуты конференцией «Проблемы правового и организационно-технического обеспечения информационной безопасности России», состоявшейся в Екатеринбурге 22-24 мая. Политической основой для решения проблем информатики являются такие документы, как Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2004г. Путеводным документом является Окинавская хартия «Глобальное информационное общество» и развивающие его решения различных стран, в том числе России.