Смекни!
smekni.com

История политических и правовых учений (стр. 4 из 23)

Но поскольку Римское государство сочетает в себе лучшие стороны монархии, аристократии и демократии, оно является идеальным и «в самом себе черпает исцеление». Эти 3 формы правления представлены в Риме полномочиями соответственно консулов, сената и народного собрания, которые дополняют один одного. Они уравновешивают друг друга и не позволяют утвердиться у власти какой-либо политической группировке. Такое смешанное устройство дало Римскому государству возможность освободиться от законов циклического развития и пребывать в состоянии равновесия. Именно это, по мнению историка, позволило Римской республике вести многочисленные войны и завладеть огромными территориями.

12. Учение Цицерона о государстве и праве

Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.) – оратор и государственный деятель Римской республики. Он исполнял различные государственные магистратуры, в том числе высшую должность консула, и прославился активной защитой республики от диктаторских притязаний.

В диалогах «О государстве» и «О законах» Цицерон высказывал мнение о том, что государство происходит из врожденной потребности людей жить вместе; семья при этом является основной ячейкой общества. Возникает государство естественным путем; основывается оно на всеобщем разуме и справедливости. С другой стороны, Цицерон рассматривал государство как общее дело и достояние народа («республика» - «общее дело»). По его знаменитому определению, республика - это соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов». Государство не просто сообщество людей, но правовое сообщество. Право выступает неотъемлемым признаком государства, его определяющим началом.

Право также имеет естественное происхождение из божественного принципа справедливости, который заключается в непричинении друг другу вреда и взаимных прав. Этот принцип заложен в природе и потому является общим для всех людей. Поэтому источником права служит не воля одного или нескольких лиц, пусть даже большинства граждан, но исключительно естественный закон. Цицерон различал 2 вида права: естественное и позитивное, человеческое. Первое существует изначально и потому неподвластно людям. Естественные законы представляют собой запрещающие или предписывающие веления высшего разума, заложенного в природе. Важнейшие общественные институты, включая собственность, восходят к ним. Нормы естественного права присущи всем народам, они неизменны и едины для всего человечества. Подлинная справедливость возможна только в естественном праве. Единственным критерием справедливости человеческого закона будет его соответствие естественному праву.

Политическим идеалом Цицерона была аристократическая республика. Римский политик различал 3 «простые» формы государства: монархию, власть оптиматов (аристократию) и демократию. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки: «Благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью – оптиматы, свободой – народы». Любая из форм государства постепенно приходит в упадок и сменяет одна другую, происходит постоянный круговорот. Поэтому идеальным является смешанное устройство, воплощенное в Римской республике. В этом Цицерон близко смыкался с взглядами Полибия. Он так же считал, что основой устойчивости римского государства является то, что его политический строй сочетает в себе элементы монархии, аристократии и демократии. В нем нет оснований для совершения государственного переворота или вырождения, так как каждый занимает подобающее ему место. Кроме того, в смешанном устройстве максимально полно реализуется идея справедливости, что невозможно при обычных 3 формах государственного устройства.

13. Новозаветные идеи о власти, государстве и праве

Новый Завет лояльно, в отличие от Ветхого завета, относится к государству и власти. Всякая власть от бога, нет власти не от бога. Это краеугольный камень христианского учения. Подчинение власти – долг. Ответственность за любое дело. В человеческом обществе устанавливается такая же иерархия, как и на небе. В нравственном плане – богово – выше царево. Царь – земные дела, церковь – духовные дела. Церковь требовала от царей достойного поведения: уметь владеть собой.

Таким образом, создаются 2 независимые власти: светская и церковная.

В Византии – цезарепапизм, в западном мире – папацезаризм.

14. Политико-правовые взгляды Августина

Самым значительным христианским богословом античности был Аврелий Августин (354 – 430 гг.). Начав жизнь легкомысленно и беспутно, Августин под влиянием трагических обстоятельств обратился к философии, а затем стал христианином. Последние 35 лет своей жизни он провел на должности епископа североафриканского города Гиппона. Августину принадлежит множество богословских трудов, самый значительный из которых называется «О граде Божием».

Исходным понятием теологии Августина является первородный грех – грех прародителей человечества Адама и Евы. Все социальные институты – это последствия первородного греха. Согласно Августину, история человечества есть история борьбы 2 враждебных и непримиримых царств-градов: града земного и града небесного, Божьего. Под «градами» Августин понимал не политические образования, а духовные общности, вперемешку распределенные среди людей. Различие между 2 «градами» заключены в духовном состоянии разных людей: одних, живущих согласно принципам морали (и, с его возникновением, - христианства), других – действующих исходя из собственных корыстных побуждений, преследующих низменные цели удовлетворения своих материальных потребностей. Греховный град земной Августин связывал с государством; град Божий – с христианской церковью.

Гиппонский епископ резко противопоставлял государство и церковь. Государство по своей сути греховно; оно основано на человеческом эгоизме. Это область непрерывной борьбы между людьми, конфликтов и войн. В отличие от государства церковь в своей власти опирается непосредственно на Бога. Поэтому ее авторитет должен стоять выше власти светских правителей. В целом, по мнению Августина, в мире существует разделение полномочий между светской и церковными властями. Человек несвободен; божественная благодать предопределяет вехи жизненного пути каждого. Поэтому светские правители должны прислушиваться к правителям церкви.

15. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве

Фома из Аквино (1225 – 1274 гг.) – выдающийся средневековый западноевропейский богослов, стремился рационально обосновать христианскую доктрину, прежде всего, опираясь на наследие Аристотеля. Основное сочинение называется «Сумма теологии». Политическое учение изложено в трактате «О правлении государей». После смерти Фома был причислен к лику святых; его философское наследие – томизм и неотомизм – до сих пор является направляющим в католической церкви.

Фома выделял 4 вида права: вечное, божественное, естественное, человеческое. На вершине системы находится «вечный закон» - божественное провидение, управляющее миром. Человеческому сознанию «вечный закон» не доступен. Божественный закон – та часть «вечного закона», которая открывается людям через откровение в Священном Писании. Естественное право рассматривалось как отражение «вечного закона» человеческим разумом. К нему относятся нормы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Человеческое (позитивное) право, действующее в обществе, создается самими людьми. Оно представляет собой выражение требований естественного права, подкрепленное принуждением. Содержание человеческого права подвержено изменениям, его нормы в разных странах не совпадают. Общие нормы человеческого права образуют «право народов». Специфические являются «правом граждан» отдельного государства.

Аквинский считал, что по природе своей человек является политическим существом. Для раскрытия своих способностей он стремится к объединению с другими людьми; конечным результатом такого объединения является государство. Государство есть часть божественного миропорядка. Фома различал 3 элемента государственной власти: сущность, происхождение и использование. Сущность власти - это порядок отношений господства и подчинения, установленный Богом. Происхождение представляет собой форму государственного устройства. Фома признавал естественным подчинение властям, ибо подчинение – «добродетель подданных». Его государственным идеалом была монархия. Это наиболее естественная форма правления, что доказывается историческими примерами. Устройство монархии сходно с устройством мира: подобно тому, как в мире правит один Бог, во главе государства должен быть один монарх. Существует 2 разновидности монархии – абсолютная и политическая. Во втором случае власть монарха ограничена крупными светскими и духовными феодалами. Использование власти Фома связывал с личностью, руководящей государством. Если правитель не соблюдает естественные законы, он является тираном. Фома одобрял восстание против тиранов, заставляющих совершать поступки, противоречащие вере, т.е. естественному праву.

16. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского

Марсилий из Падуи (ок. 1275 – ок. 1343 гг.) – итальянский монах, философ и политик. Он отстаивал интересы светской власти германского императора против притязаний католической церкви. Одному из императоров он посвятил сочинение «Защитник мира». В нем Марсилий резко критиковал теократические теории. По его мнению, неверное представление о соотношении между церковью и государством – это основная причина смут и возмущений. Церковь необходимо лишить светской власти. Светский государь может быть выше церкви, так как папство, это не более чем исполнительная церковная должность, установленная обществом.