Смекни!
smekni.com

Народный Совет Финляндии (стр. 2 из 3)

Высший революционный суд был высшей судебной инстанцией, куда можно было жаловаться. Принцип был такой, что жалобы вряд ли будут, поскольку приговоры подразумевались правильные. По этой причине срок подачи жалобы сократили до одних суток. Хоть у высшего суда было право изменить приговор, на деле жалоб в него не поступило. Все протоколы трибуналов нужно было доставлять в высший суд. Если члены революционного трибунала не знали законов, то лучше всего не оказаться под судом таких судей. Ни у одного из членов верховного суда не было юридического образования, только у троих был опыт работы адвокатом.

Департамент юстиции обновил управление тюрем. В тюрьмы нужно было избирать совет из трёх членов и кандидата в комиссары. Окончательное назначение комиссара производил департамент. Проблемы тюрем стали актуальными при начале гражданской войны — тюрьмы стали переполняться. По решению Народного совета начали освобождать за незначительные преступления, чтобы освободить место «военным преступникам». Самые матёрые преступники оставались конечно в тюрьмах, хотя заключённые в тюрьме Какола (Турку) пытались даже поклясться, что имеют искреннее желание сражаться в рядах революционеров.

Департамент внутренних дел был для революционного правительства важнейшим. Он отвечал как за военные дела, так и управление на местах. Департаментом руководили Ээро Хаапалайнен и Адольф Тайми. Назначение того же Хаапалайнена ещё и главнокомандующим а Тайми его помощником запутывало дело. Разделение обязанностей между ними не было толком определено. Поле работы было обширное, чтобы выправить ситуацию в департамент назначили множество секретарей.

Комплектацию муниципальных управлений оставили местным организациям рабочих. В крупных центрах дело продвигалось быстро. Всего же на подвластной красным территории власть сменилась только в 142 районах из 235.

Правление ляней (более крупная административная единица) изменили, назначив в руководство ляней комиссаров. Этого было недостаточно, так как чиновники бастовали. 13 февраля вышел закон о временном порядке внутреннего управления. Советы ляней стали состоять из пяти членов и Народный совет назначал главного. Должности губернатора (maaherra), пристава (kruununvouti), полицмейстера (poliisimestari), обвинителя (nimismies) и городского пристава (kaupunginvouti) прекращали существование. Закон о временном порядке управления коммун (кунта — самая мелкая административная единица) был составлен, но не успел вступить в силу.

Красная гвардия Финляндии была подчинена Народному совету. Её внутренняя структура была организована ещё до революции, и у Народного совета не было желания вмешиваться. Это происходило потому, что члены Народного совета справедливо считали себя слишком неопытными распоряжаться армией и оставили эту задачу другим. Позднее, когда проявилась слабость армии, Народный совет вмешается и в командование красной гвардией. Красная гвардия, наоборот, вмешивалась бесцеремонно в гражданские дела. Верховный совет рабочих с самого начала был за разделение военного и гражданского департаментов. Это осуществилось лишь 20 марта.

Финансовый департамент вел вначале один человек, Яло Кохонен, но уже на первой неделе после восстания ему дали помощника — Эдварда Гюллинга. В подчинении у департамента были Финляндский банк, монетный двор, управление счетами, бухгалтерия сбербанков, государственная бухгалтерия. 7 февраля по предложению департамента учредили финансовую комиссию, в которую входили: председатель, уполномоченные по финансам и по внутренним делам и уполномоченный того департамента, которого рассматриваемое дело касалось.

Департамент просвещения возглавил Отто Куусинен. У него в подчинении были школы и воспитательные учреждения. 9 февраля Народный совет основал Совет школ, который делился на департамент народных школ и департамент учащихся. Целью департамента просвещения было обновить школьную систему так, чтобы она лучше соответствовала «современному понятию добродетели». Народный совет Финляндии был противником церкви и религии, поэтому преподавание закона божьего планировалось прекратить и все религиозные черты должны были из школы исчезнуть. Народный совет публикует 12 февраля закон о прекращении взимания церковного налога и различных выплат на церковные нужды.

Сельскохозяйственный департамент возглавил Эверт Элоранта. В его задачи входило решение проблем безземельных крестьян в соответствии c революционными идеалами. В подчинении у департамента были сельскохозяйственный совет, жилищный совет, лесной совет, и землемерный совет. Возможную социализацию предвещал составленный 30 января пункт программы. В соответствии с ним, у государства было право отбирать средства производства (в том числе землю), если они использовались в ущерб обществу, или ими не пользовались. В условиях гражданской войны такие объекты, естественно имелись. Владельцы скрывались от мятежа и, например, многие усадьбы, таким образом, сменили хозяина.

Продовольственный департамент возглавил Оскари Токой. Он разделил свой департамент на четыре отдела: отдел поставок, отдел производства, отдел разрешений и карточек, управление. Позднее основали справочный отдел. Комитеты ляней заменили 7 февраля комитетами продовольствия, состоящими из трёх членов. 18 марта Народный совет основал Управление продовольствия, чтобы внести ясность в сложное положение. Оно сложилось из-за того, что продовольственный департамент и комитеты снабжения красной гвардии дублировали друг друга.

Департамент почты и информации возглавил Эмиль Эло. В подчинении была почта, телефон, телеграф. По предложению уполномоченного Народный совет создаёт в феврале Совет почт из семи членов. В качестве официального революционного органа создаётся газета «Информатор народного совета Финляндии» (Suomen Kansanvaltuuskunnan Tiedonantaja), которая появляется первый раз 1 февраля. [6] Буржуазные газеты закрываются 2 февраля. Департамент транспорта возглавил уполномоченный Константин Линдквист. Для обеспечения работы железных дорог 30 января создаётся Совет железных дорог. Дополнительно назначается группа комиссаров для наблюдения за движением. Другие должности пытались укомплектовать, не затрагивая саму организацию. В марте почтовый и информационный департамент и отдел морского судоходства из департамента труда присоединяют к департаменту транспорта.

Департамент труда возглавлял Йохан Эрик Лумивуокко. Поначалу в задачи входило решать все вопросы, относящиеся к работникам. Эту обширную область решили разделить на пять отделов: торговлю, промышленность, институт лоцманов и морское судоходство, общественные работы, социальная служба. В каждом секторе был свой наблюдатель. Для комплектации отделов создали ещё 11 подотделов, эту задачу поручили профсоюзам. Так руководство профсоюзов, изначально независимых, оказалось на службе у правительства — Народного совета. 11 марта Народный совет основывает Промышленный комитет, состоящий из единственного уполномоченного.

Должность прокурора занял Матти Туркиа. Ему в помощники назначили Йохана Аронена, который временами оказывался главным ответственным за работу учреждения. В задачи прокурора входило наблюдение за законностью, что в имеющихся условиях было невозможной задачей, и вообще удивительно, что учреждение должности прокурора было формальным подражанием старой системе. Прокурор следил, например, за приговорами, назначаемыми революционными трибуналами, но полномочий на изменение решений у него не было.

5. Переезд в Выборг и бегство

Всё изменилось 3 апреля с известием о высадке немецких войск. Народный совет сразу начал подготовку к переезду в Выборг и создал для этого исполнительный комитет. Комитет без промедления берётся за оборону Хельсинки и заменяет гражданское правление диктатурой. Красногвардейцы назначили в это правление в основном ранее не известных личностей из самих красногвардейцев.

Члены Народного совета прибывают в начале апреля в Выборг. Поиск подходящего места для работы и другие организационные дела приводят к тому, что пару дней центральное правление не действовало. Работа начинается с 10 апреля, когда Верховный совет рабочих, Народный совет уполномоченных, командование красной гвардии и представители от прочих находящиеся в Выборге организаций собираются на общее собрание. Собрание избирает Кулерво Маннера в диктаторы, несмотря на его возражения. Ему в штаб назначаются Эверт Элоранта, В. Ринне, Эрнст Хаусен и Эйно Рахья. Эйно Рахья назначается также и командующим в Хельсинки.

Структуру Народного совета обновляют 12 — 13 апреля. Департаменты формируются по новой, их теперь шесть: общий департамент (прежние внутренних дел, внешних дел, юстиции, просвещения и прокуратуры), финансовый департамент, департамент продовольствия, труда (прежние труда, сельского хозяйства и социальных дел), департамент транспорта и военный департамент. Председатель сменился, новым председателем Народного совета уполномоченных выбран Куусинен, но поскольку он отбыл в Россию, его задачи выполняет Гюлинг. Также обновлено представительство в Петрограде. После переезда в Выборг Народный совет так и смог начать нормальную работу. Это произошло потому, что уполномоченные слишком много пребывали в России. Последний час для Народного совета пробил ночью 25 апреля, когда руководители финской революции оставили замок в Выборге и отправились на корабле в сторону Петрограда. Последний раз революционное правительство Финляндии можно было увидеть в сборе 27 апреля 1918 в Петрограде, где 20 участников собрались, чтобы подвести итоги революции.