Смекни!
smekni.com

Реформы Александра II 2 (стр. 4 из 5)

IV. Судебная реформа.


Закончив с самоуправлением, возвращаемся в 1864 год, когда были утверждены новые Судебные уставы.
Демократические нововведения. Эти уставы ввели в российское судопроизводство целый ряд демократических черт, ставивших страну в один ряд с европейскими государствами. Суд стал бессословным: крестьянин мог теперь на равных судиться с дворянином. Произошло разделение судебной и исполнительной властей, выразившееся в принципе несменяемости судей: губернатор, лицо гораздо более высокопоставленное, чем судья, уже не мог сменить последнего по своему желанию.
Пожалуй, самое впечатляющее нововведение - состязательность судебного процесса. Ранее судья, выслушав доводы обвинения, решал, виновен ли подсудимый и каким должно быть наказание. Теперь после обвинителя (прокурора) выступал адвокат (он же - присяжный поверенный) - защитник, предоставлявшийся государством каждому обвиняемому. Доводы обвинения и защиты слушали (помимо простых зрителей - ведь суд стал гласным) двенадцать присяжных заседателей (или просто "присяжных"). Эти двенадцать выбирались самим местным населением и имели задачей только определить, совершал подсудимый то, в чём его обвиняют, или не совершал (виновен или невиновен). Если виновен, судья определял наказание. Если присяжные решали: "невиновен", это решение уже не мог отменить ни один суд, включая даже высший судебный орган империи - Сенат (за исключением случаев нарушения процедуры либо обнаружения в деле новых фактов).
Мировой суд. Описанная система именовалась коронным судом, параллельно с которым существовал мировой суд, предназначавшийся для решения малых дел (мелкие имущественные споры, телеснее повреждения и т.п.). Мировой суд состоял всего из одного судьи, именовавшегося мировым и выбиравшегося уездным земским собранием (с последующим утверждением Сенатом). Он должен был удовлетворять имущественному цензу вдвое большим по сравнению с цензом для первой курии земских избирателей, а также иметь опыт службы, преимущественно по судебной части.
Выгода мирового суда состояла в быстром решении дела. Если низший коронный суд действовал на уровне губернии, то мировых судей в каждому уезде было несколько. В случае несогласия одной из сторон с решением судьи приговор можно было обжаловать в уездном съезде мировых судей. Кроме того, за соблюдением законности в мировом суде следили прокуроры коронных судов.
Ограниченность реформы. Наряду с введением принципа бессословности в коронном и мировом судах сохранялся волостной крестьянский суд с его явно сословным характером. Сохранились отдельные духовный суд (для представителей церкви), военный суд (для военных), Верховный уголовный суд (для членов Госсовета, сенаторов, министров, генералов). Кроме того, для податных сословий, т.е. крестьян и мещан, сохранились телесные наказания (розги), не применявшиеся к дворянам и купцам.
Вывод по судебной реформе. Таким образом, и в этой реформе значительные демократические нововведения сочетаются с сословными пережитками.

V. Народное образование и печать

.
Образование.
Начальное и среднее образование. Реформы в области начального и среднего образования провели в один год - 1864. Принципиальных нововведений здесь два. Во-первых, если раньше гимназии (среднее образование) являлись учреждениями дворянскими, то теперь они стали бессословными: сын дворянина и крестьянина могли оказаться за одной партой. Гимназии разделили на два вида: классические (более гуманитарные, с упором на древние языки) и реальные (с расширенной программой по математике). Во-вторых, образование стало преемственным: закончив трёхлетнее начальное училище, можно было перейти в семилетнюю гимназию; из классической гимназии выпускники переходили без экзаменов в университет, а из реальной поступали в технический вуз. Правда, бессословность системы образования не означала бесплатности, из-за чего даже в реальных гимназиях более половины учеников составляли дворянские дети; крестьяне же - всего 7 %. Только в университетах существовали "казённокоштных" студентов (которым государство оплачивало учёбу, а затем заставляло отработать несколько лет по распределению); преобладали, впрочем, "своекоштные".
Университеты. Одна из самых впечатляющих своей либеральностью реформ Александра II - новый Университетский устав, принятый в 1863 году. Устав в полтора раза увеличил число профессоров в университетах, увеличил им оклады, установил пенсию, ввёл новые дисциплины - всё это регулировалось государственным законодательством. Но главное - появилась автономия вузов. Автономия в научных, учебных, финансовых, административных вопросах, в распределении между факультетами государственных средств, в открытии или закрытии кафедр. Жизнью факультетов стали руководить факультетские советы. Деканы и ректоры стали выборными должностями (хотя и утверждаемым Министерством народного просвещения). Университеты даже получили свою цензуру и право не предоставлять на проверку обычной государственной цензуры издания, выписываемые из-за рубежа.
Цензура.
В 1865 году были изданы "Временные правила о печати", основное значение которых состоит в ограничении области действия предварительной цензуры. Она отменялась для сочинений более 10 печатных листов (порядка 200 страниц) и для центральной периодики (с согласия министра внутренних дел). Это не означало разрешение печать политически острые работы: если после выпуска издания цензор обнаруживал в нём подрыв государственных устоев (что может быть отнесено к этой категории, предвидеть далеко не всегда представлялось возможным), то тираж уничтожался, а издатель подвергался штрафу или иным репрессиям. Но по крайней мере, заметно облегчились условия издательской деятельности для тех, кто печатал издания, заведомо не содержащие ничего запретного. Собственно, это - та система, которая существует доныне (ведь право цензуры post factum государство за собой сохраняет, запрещая литературу, призывающую к насилию и т.п.).
Вывод. Образование и по итогам реформы оставалось в основном уделом высших слоёв общества, но оно перестало быть их монополией. И само высшее образование стало гораздо более свободным, чем прежде.

VI. Военная реформа

.
Военная реформа связана с именем Дмитрия Алексеевича Милютина, брата участника Редакционных комиссий Николая Алексеевича. Профессор Академии Генштаба, он стал военным министром в 1861 году. Уже на следующий год он начал реформы, сократив срок службы рекрутов до 15 лет и отменив телесные наказания в армии. Затем в 1860-х - начале 1870-х годов подверглись реформированию военное управление и образование, появилось нарезное оружие. Главной же составляющей военной реформы стала реформа комплектования армии - введение всеобщей военной обязанности.
Всеобщая воинская повинность. Она появилась в России в 1874 году вместе с Уставом о воинской повинности. Этот устав разделил регулярные части, запасные войска и ополчение. Мужское население всех сословий, достигшее 20 лет, стало военнообязанным. Отслужив 6 лет в действующей армии, человек на 9 лет зачислялся в запас, а затем до достижения сорокалетнего возраста - в ополчение (на флоте - 7 лет действительной службы и 3 года запаса). Помимо очевидных освобождений по состоянию здоровья, существовало много льгот по семейному положению, но остальных всё равно было больше, чем требовалось, поэтому служить шли по жребию.
Значение этой реформы состоит в том, что одновременно в регулярной, всегда готовой к бою, армией, у России появилось большое число знающих современное военное дело людей, которых можно было поставить под ружьё в случае большой войны, получив при это не толпу новобранцев, а готовую сражаться армию.
Стоит отметить значительные льготы в зависимости от уровня образования. Чем выше образование, тем меньше призывник должен был служить: от 4 лет после начальной школы до полугода после вуза. Для имеющих образование вольноопределяющихся (т.е. пошедших добровольно, не дожидаясь повестки) сроки сокращались в два раза. А неграмотных, проходивших военную службу, стали обязательно обучать грамоте, что немало содействовало распространению грамотности в мужицкой России.
Вывод. Помимо чисто технического значения этой реформы, стоит отметить чёткое проведение принципа бессословности; при этом, конечно, в действительности дворяне всё равно имели преимущества ввиду более высокого образовательного уровня.