Смекни!
smekni.com

Допрос и очная ставка (стр. 9 из 10)

Использование систем видеоконференц-связи в российском уголовном судопроизводстве регулируется только в ст. 376 УПК применительно к заслушиванию осужденного, содержащегося под стражей, при рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Вместе с тем ст. ст. 164, 166, 189 и 241 УПК РФ предусмотрена возможность осуществления видеозаписи процессуальных действий, которая в силу ст. 457 УПК может применяться судом, прокурором и следователем в ходе исполнения иностранных запросов о проведении видеоконференц-связи. При этом, разумеется, необходимо соблюдать принципы уголовного судопроизводства, закрепленные в гл. 2 УПК РФ.

Согласно его ст. 455 доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам, заверенные и переданные в установленном порядке, обладают такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями УПК РФ. Это положение закона дает возможность российским правоохранительным органам использовать в качестве доказательств материалы, полученные в ходе сеансов видеосвязи за рубежом, при расследовании уголовных дел и их судебном рассмотрении.

При этом в судебном разбирательстве в таких случаях не усматривается нарушений принципа непосредственного исследования доказательств (ст. 240 УПК), поскольку полностью обеспечивается аудиовизуальный контакт судей и иных участников заседания с допрашиваемым в режиме реального времени, возможность наблюдения за физическим и эмоциональным состоянием лица, применением к нему какого-либо воздействия.

В 2006 г. Генеральной прокуратурой РФ исполнено ходатайство председателя Земельного суда Гамбурга Клауса Вилле об оказании правовой помощи по уголовному делу по обвинению ряда лиц в незаконной торговле наркотическими средствами в составе транснациональной организованной преступной группы. Инициатор ходатайствовал о проведении допросов свидетелей, отбывающих наказание в виде лишения свободы на территории Республики Мордовия, посредством видеоконференц-связи с упомянутым судом.

Допросы свидетелей проводились в помещении узла связи пос. Явас Зубово-Полянского района Республики Мордовия в течение трех сеансов видеоконференц-связи Земельным судом Гамбурга и следователем прокуратуры Республики Мордовия, на основании правовых норм обеих стран о судебном производстве в Германии и предварительном расследовании в России. Видеоконференц-связь была обеспечена ОАО «ВолгаТелеком» за счет запрашивающей стороны.

В результате проведенных мероприятий впервые был создан прецедент оказания данного вида правовой помощи в Российской Федерации.

Впоследствии в Генеральную прокуратуру РФ поступило письмо посольства ФРГ, в котором немецкая сторона выразила благодарность Генеральной прокуратуре за высокий уровень оказанной правовой помощи по названному уголовному делу[38].

Изложенное позволяет вести речь о необходимости интенсивного расширения и совершенствования практики применения систем видеоконференц-связи в международно-правовом сотрудничестве правоохранительных органов Российской Федерации, целесообразности изучения вопроса о внесении дополнений в уголовно-процессуальный закон в целях более детального правового регулирования порядка производства процессуальных действий с использованием этого технического средства.


Заключение

Конституция Российской Федерации, определив права и свободы личности высшей ценностью, возложила на государство обязанность не только признавать и соблюдать, но и защищать их. Наиболее ощутимо права личности затрагиваются при производстве предварительного расследования.

Анализ действующего УПК показывает, что в нем аккумулированы многие прогрессивные достижения уголовно-процессуальной науки, реализован положительный законотворческий опыт зарубежных стран, нашел отражение ряд разработок выдающихся советских и постсоветских процессуалистов. Не является исключением и институт следственных действий, который подвергся существенным преобразованиям. Принципиально новым стал судебный порядок получения разрешения на производство следственных действий, сопряженных с ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В УПК РФ впервые законодатель закрепил обязанность государства в лице суда, прокурора, следователя и органа дознания принимать меры по защите участников уголовного процесса в ходе таких процессуальных действий, как допрос и очная ставка. При производстве этих следственных действий уголовно-процессуальный закон не допускает применения каких-либо мер принуждения. Как указано в части 4 статьи 164 УПК РФ закон запрещает при производстве следственных действий применение насилия, угроз и иных незаконных мер.

Допрос – это единственное следственное действие, без которого не может обойтись расследование ни одного уголовного дела, сущность которого заключается в получении от допрашиваемого лица показаний об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу. По сравнению с действовавшим ранее УПК РСФСР новый УПК имеет существенные отличия по целому ряду принципиально важных положений. В частности, это касается правовой модели допроса потерпевшего и свидетеля. В УПК РСФСР была включена специальная глава, посвященная правовому регулированию допроса потерпевшего и свидетеля. В ныне действующем УПК такой главы нет.

Кроме того, впервые в уголовно-процессуальный закон введена норма, предусматривающая право следователя не приводить в протоколе следственного действия данные о личности потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких для обеспечения их безопасности. Полагаем, что данная новация может быть востребована и использована российским правоприменителем, так как технология проведения допроса в условиях, исключающих визуальное наблюдение защищаемого участника уголовного процесса вполне соответствует современным процессуальным требованиям.

Трудно переоценить значение видеоконференц-связи и использование указанного технического средства при проведении таких следственных действий как допрос и очная ставка в случаях когда возникает необходимость обеспечения в режиме реального времени аудиовизуального контакта лица, производящего процессуальное действие, и других участников уголовного судопроизводства с допрашиваемым (опознаваемым), находящимся например, за рубежом, если личное присутствие того на территории запрашивающего государства невозможно или нежелательно для предварительного или судебного следствия.

Таким образом, совершенствование законоположений о содержании таких следственных действий как допрос и очная ставка продолжает оставаться важной задачей отечественной науки процессуального права и юридической практики.


Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: от 12 декабря 1993 г.// РГ. 1993. 25 дек.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ [Текст]: от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. №1. Ст.5.

3. Федеральный закон «О внесении изменений в УПК Российской Федерации» [Текст]: от 12 апреля 2007 г. № 47-ФЗ // РГ. 2007. 17 апр.

4. Федеральный закон «О внесении изменений в УПК Российской Федерации и Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации»» [Текст]: от 05 июня 2007 г. № 87-ФЗ // РГ. 2007. 8 июня.

5. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в УПК Российской Федерации и Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации»» [Текст]: от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ // РГ. 2007. 1 авг.

6. Определение Конституционного Суда РФ «По жалобе В.Н. Демьяненко на нарушение его конституционных прав требованиями ст. 56, 246, 278 и 355 УПК РФ» [Текст]: от 6 февраля 2004 г // РГ. 2004. 7 апр.

7. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» [Текст]: от 31 октября 1995 года № 8 // РГ. 1995. 28 дек.

Научная литература

8. Абшилава, Г.В. Некоторые особенности производства допроса с участием переводчика [Текст] / Г.В. Абшилава // Российский следователь. 2004. N 10. С. 16-19.

9. Абдумаджидов, Г. Проблемы совершенствования предварительного расследования [Текст] / Г. Абдумаджидов. Ташкент: Фан, 1975.

10. Алексеев, Н.С., Даев, В.Г., Кокорев, Л.Д. Очерк развития науки советского уголовного процесса [Текст] / Н.С. Алексеев, В.Г. Даев, Л.Д. Кокорев. Воронеж, 1980.

11. Быков, В.М., Жмурова, Е.С. Следственные действия по Уголовно-процессуальному кодексу РФ [Текст] / В.М. Быков, Е.С. Жмурова // Правоведение. 2003. N 2. С.125-135.

12. Быков, В. Правовые основания производства следственных действий по УПК РФ [Текст] / В. Быков // Уголовное право. 2007. N 1. С. 48-50.

13. Быховский, И.Е. Развитие процессуальной регламентации следственных действий [Текст] / И.Е. Быховский // Советское государство и право. 1972, № 4. С.108-114.

14. Безлепкин, Б.Т. Уголовный процесс России [Текст]: Учебник / Б.Т. Безлепкин. М., 2004.

15. Вандышев, В.В. Уголовный процесс. Курс лекций [Текст] / В.В. Вандышев. СПб., 2004.

16. Васильев, А.Н., Корнеева, Л.М. Тактика допроса [Текст] / А.Н. Васильев, Л.М. Корнеева. М., 1965.

17. Герасимов, И.Ф. Некоторые проблемы раскрытия преступлений [Текст] / И.Ф. Герасимов. Свердловск: СЮИ, 1975.

18. Гусаков, А.Н. Следственные действия и тактические приемы [Текст]: Дисс. канд. юрид. наук / А.Н. Гусаков. М.,1973.