Смекни!
smekni.com

Общественно-политическая жизнь Армении в 1920 1930-х гг.



План
Введение
1 Роль Компартии Армении в 1920—1930-х гг. в обществе
1.1 Влияние на людей
1.2 Численность членов Компартии Армении в 1920—1930-х гг.
1.3 Волна репрессий в 1930-х гг.

2 Итог



Введение

Государственная система, созданная в Советской Армении, не являлась суверенной государственностью, так как была лишена ряда функций, присущих подлинной независимости. Армянская ССР:

· не имела самостоятельных дипломатических отношений с зарубежными странами,

· не располагала национальными вооружёнными силами,

· не вела внешнеторговой деятельности.

Все эти функции выполнялись союзным правительством. В введении республиканской власти находились:

· управление народным хозяйством (при том, что часть ведущих промышленных предприятий находилась в союзном подчинении),

· контроль над исполнением законов и постановлений правительства,

· руководство местными органами власти, деятельность в области просвещения, культуры и т. д.

Однако все эти функции выполнялись в строгом соответствии с установками центра. В силу этих обстоятельств Армения в течение семи десятилетий советской власти может считаться Второй Республикой весьма условно.

1. Роль Компартии Армении в 1920—1930-х гг. в обществе

Уже на протяжении 1920—1930-х гг в Армении, как и во всём СССР, установилась командно-административная система, ядром которой являлась коммунистическая партия. Осуществляя по существу все функции государственного управления, мероприятия в области социально-экономического развития, разрабатывая внешнюю и внутреннюю политику государства, зачастую подменяя собой соответствующие органы государственного и хозяйственного управления, компартия превратилась в государственную структуру, подчинившую себе все сферы жизни общества. Однопартийная система привела к удушению декларированной конституцией демократии. Как и во всём Союзе, выборы Советов всех уровней стали фикцией, поскольку состав Советов заранее определялся партийными органами, а сами выборы были лишены состязательности кандидатов.

1.1. Влияние на людей

Коммунистическая партия использовала все средства — печать, школу, культуру и т. д. — для распространения и утверждения коммунистической идеологии, теории марксизма-ленинизма, признанной «единственно верной и всепобеждающей». Не допускалось ни малейшего сомнения в отношении правильности генеральной линии компартии, отступники строго карались. В 1920—1930-х гг. в организациях Компартии Армении, повторяя разработанный в центре сценарий, велась борьба против троцкизма, различных «уклонов» от генеральной линии партии, проводились чистки рядов Компартии Армени. Внутри партии довольно быстро сформировался слой партийных функционеров разного уровня; часть их, будучи фанатично преданной идее, стала невольным её заложником, а другая часть была представлена людьми, стремившимися использовать в своих корыстных интересах принадлежность к партийному руководству. Коммунистическая партия Армении, как и всего СССР считалась партией рабочего класса, соблюдала классовый принцип пополнения своих рядов. Тем не менее в Компартии Армени состояло немало интеллигентов, часть которых вступила в неё не по убеждению, а лишь рассматривая принадлежность к правящей партии условием личной безопасности и благополучия. Известно, что эти расчёты не оправдались: незаконные репрессии, осуществлявшиеся тоталитраной системой, коснулись и значительной части коммунистов.

1.2. Численность членов Компартии Армении в 1920—1930-х гг.

На протяжении 1920—1930-х гг. наблюдался рост численности Компартии Армении: если к моменту установления советской власти (1920 г.) в рядах партии состояли 8,2 тыс. человек, то к 1930 г.12,2 тыс., а в течение следующего десятилетия численность коммуниство возросла более чем в 2,5 раза, то есть около 30 тыс. человек. В полном подчинении Компартии Армении находились профсоюзы, комсомол, общественные организации Армении.

C 1922 по 1937 года в Армянской ССР регулярно созывались съезды советов (всего было проведено 9 съездов), а с 1937 г., после принятия новой Конституции АрмССР (она повторяла положения «Сталинской конституции» 1936 г.) — сессии Верховного совета. Решения по всем рассматриваемым вопросам принимались, как правило, единогласно; во всяком случае, не зафиксировано ни одного случая несогласия или просто действенной критики в отношении предлагавшихся решений. Иначе и не могло быть, поскольку все решения заранее предопределялись высшими партичными инстанциями. Отсутствие даже формальной демократии преподносилось официальной пропагандой как свидетельство «нерушимого единения партии и народа».

1.3. Волна репрессий в 1930-х гг.

В условиях тоталитарной системы были неизбежны произвол, подавление инакомыслия, жестокие репрессии. Выше отмечалось, что репрессии в Армении начались уже с 1920-х гг. Следующая волна репрессий прокатилась в первой половине 1930-х гг. и была напрпвлена против крестьян, признаных «кулаками» и противниками проводящейся политики коллективизации сельского хозяйства. В результате были «раскулачены» и высланы за пределы родной Армении несколько тысяч крестьян и членов их семей — из числа не только имущих, но и середняков.

Однако своего апогея репрессии, как и во всём Союзе, так и во всей Армении, достигли во второй половине 1930-х гг., в условиях расцвета культа личности И. Сталина. В июле 1936 г. в Тифлисе был убит первый секретарь ЦК КП (б) Армении Агаси Ханджян, пользовавшийся большим авторитетом в Армянской ССР. Это политическое убийство, совершённое по указанию секретаря Завкавказского комитета ВКП(б) Л. Берия, ставшего вскоре наркомом внутренних дел СССР, послужило сигналом к массовым репрессиям в Армении. Были арестованы тысячи невинных людей — специалисты различных отраслей экономики, работники государственных учреждений, военнослужащие, писатели, учёные, деятели культуры и др. разгул произвола во многом стимулировало письмо Иосифа Сталина, адресованное руководству Армянской Республики с обвинениями в попустительстве «врагам армянского народа». Это письмо в сентябре 1937 г. доставили в Ереван член Политбюро ЦК ВКП (Б) Анастас Микоян и заведующий отделом ЦК ВКП(б) Георгий Маленков, потребовавшие от руководства Армении усилить борьбу против «врагов народа». Были арестованы писатели Е. Чаренц, А. Бакунц, Г. Маари, Алазян и др., литературовед П. Макинцян, деятели культуры Н. Степанян, А. Егизарян, инженер-гидротехник И. Тер-Аствацатрян, многие руководящие партийные и государственные деятели Советской Армении, в том числе все остававшиеся в живых бывшие первые секретари ЦК Компартии Армении, члены бывшего Ревкома Армении, главы правительства республики, тысячи специалистов различных отраслей народного хозяйства, просвещения, культуры и искусства. Репрессии коснулись и духовенства. Сотни священнослужителей были арестованы, многие расстреляны. В 1938 г. агентами карательных органов был умерщвлён Католикос всех армян Хорен I Мурадбегян. Общее число репрессированных достигло 25 тыс. невинных душ; примерно половина из них была расстреляна, остальные по приговорам интенсивно работавших «троек», то есть фактически без суда и следствия, были заключены в концентрационные лагеря, во множестве имевшиеся в СССР.

2. Итог

К рубежу 1940-х гг. тоталитарная система в Армении, как и во всём СССР, подошла окрепшая, обновившая свои звенья работниками-исполнителями новой, «сталинской» формации и унесла жизни множества десятков тысяч невинных людей по всей Армении.

Литература

· Гагик Саркисян, Константин Худавердян, Карен Юзбашян, «Потомки Хайка» (Ереван,1998)

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Общественно-политическая_жизнь_Армении_в_1920—1930-х_гг.