Смекни!
smekni.com

Лексические поля звукоинтонационных образов в поэзии Н.А.Некрасова (стр. 2 из 2)

Творчество Некрасова интересно и в плане музыкальной динамики. У него вообще довольно часто встречаются указания на динамику, причем основное внимание сконцентрировано как раз на крайних точках динамического вектора. Среди тихих звуков наиболее часто употребляются слова, входящие в лексическое поле "шепот" (более 15), среди громких - "крик" (около 70 раз). В целом же звукообразы, относящиеся к громким звукам, употребляются в 5,5 раз чаще, чем упоминания тихих звуков (соотношение - приблизительно 110 к 20).

В противоположность динамике, прямых указаний на звуковысотность Некрасов почти не дает. О высоте звука можно говорить лишь в отдельных случаях, как, например, рев медведя или щебет птиц. Поражает, скорее, разнообразие звучащего мира во всех сферах жизни. Чего только стоят фразы "звучно щиплет траву лошаденка" или "дремучий лес (…) ревел как зверь"! Весь окружающий мир в его произведениях озвучен, наполнен жизнью. Поэт с жадностью и упоением ловит эти звуки, тишина для него - часто отрицание жизни, смерть. Сама жизнь - песня, и весь мир жив и наполнен смыслом, пока он подчиняется ее законам. С песней человек рождается, живет и умирает, и не случайно поэтому последний некрасовский текст (в прижизненном издании) завершается его известной колыбельной:

Уступит свету мрак упрямый,

Услышишь песенку свою

Над Волгой, над Окой, над Камой,

Баю-баю-баю-баю!..

("Баюшки-баю")

Список литературы

1. К.Чуковский. Мастерство Некрасова. М.: Художественная литература, 1971. - С. 232.

2. Ю.М.Лотман. О поэтах и поэзии. Спб: Искусство - СПБ, 1996. - С. 195

3. Рассматривались произведения, написанные до 1972 г., по нотно-библиографическому справочнику: Иванов Г.К. Н.А.Некрасов в музыке. М., 1972.

4. К.Чуковский. Мастерство Некрасова. - С. 399.

5. Ю.М.Лотман. Некрасов // История всемирной литературы: В 9-ти томах. Т.7. - М.: Наука, 1991. - С. 77.

6. К.Чуковский. Мастерство Некрасова. - С. 312.

7. Н. А. Некрасов. Избр. произв.: В 2-х томах. Т.1. - М.: Художественная литература, 1966.

8. Сокол А.В. Про експресію звукоінтонаційних образів в поетиці "Кобзаря" Т.Г.Шевченка // Одесский музыковед'93. Одесса, 1993.

9. Термин "лексическое поле" в данном случае употребляется в значении "семьи слов", происходящих от одного слова.