Смекни!
smekni.com

Размышления у справочной полки (стр. 2 из 2)

Все чаще мы слышим по радио, телевизору, встречаем в прессе: мажоритарный, фискальный, лобби, филистер, олигархия, компрадор, продюсер, стагнация, личитимный и др. А каково их значение? Попадется объяснение – запишу в т. н. “Оперативный словарь”.

Спрашиваю учеников, которые делятся впечатлениями от очередного “Брейн-ринга”: “А что обозначает “ Брейн – ринг”? Многие не знают, На двух последних страницах тетради по русскому языку (специально для этого отведенных) записываем : “Брейн – ринг” - мозг + арена борьбы”

Часто и дети обращаются ко мне с вопросами: “Что такое клип?” Пожалуйста: clip – стричь, делать вырезки из газет, фильмов – короткий музыкальный номер, снятый на видеопленку часто на фоне декораций, ландшафта. Ср. видеоклип.

Если спросят, что такое “кич”, отвечу : безвкусица, халтура, литературная поделка.

“Нувориши” – новые богачи, быстро разбогатевшие на спекуляциях и пробившиеся в высшие слои общества; богачи-выскочки.

Ну а “кайф” – это эффект, удовольствие от разного рода чувственных впечатлений. “Карт-бланш” - неограниченные полномочия.

Все больше и больше иностранных слов вторгается в русский язык. Посмотрите в телепрограмму “Сюр-пляс”, “Альфа-попс”, “Синема-дайджест”.

А возьмем собственные имена. Недавно в харьковской газете написали, что новорожденной дано имя “Принцесса Диана”. И имена популярных мексиканских телесериалов заимствовали наши граждане для новорожденных почти все, разве что кроме “Мама Чоли”.

В русский язык входят называемые варваризмы. Автор “Словаря московского арго” В. Елестратор пишет: “Я не верю, что пришло время исполнять плач о погибели русского языка. Наоборот – мы явно на взлете. “ Дилеры” приходят и уходят, а Россия остается. А все варваризмы осмеиваются в том же арго. Знаете, что такое в народе “ваучер” (из словаря иностранных слов: расписка, гарантия)?

В народе – мужской половой орган. Вот вам и “куда вложить ваучер?”

Вот уже и газета “АиФ” возмущается: “Матерная ругань сегодня превратилась едва ли не в национальную гордость…” Действительно, в какой стране мира еще есть такой богатый и могучий второй язык, основанный на пяти существительных и тройке глаголов.

Кое-кто думает, что ничего страшного нет, если сказано крепкое слово в нужное время и в нужном месте. Да и для разрядки помогает. (Был на книжных прилавках “Словарь русского мата”.)

Так вот группа ученых Российской Академии Наук пришла к ошеломляющему выводу, что “с помощью словесных мыслеобразов человек способен созидать или разрушать свой генетический аппарат”. ДНК способно “слышать” нашу речь.

Одни сообщения оздоравливают ее, другие травмируют.

Слова молитвы включают резервные силы генетического аппарата, а проклятья, ругань – разрушают “волновые программы которые отвечают за нормальную работу организма. Так что не так все невинно и просто. Надо об этом говорить с нашими учениками. Иначе мы не далеко уйдем от Эллочки Людоедки. Одна из харьковских газет опубликовала таблицу, составленную неким Павленко В.М. “харьковский язык как самостоятельная лексическая единица”. Автор таблицы пишет: “О великий и могучий харьковский язык состоит из трех основных слов:

1 Шо

2 Тю

3 Ля

А вот и целое предложение: “Тю, та ты шо?” и еще одно: “Та ради бога!” “Это своего рода языковой ключ города”.

И тем не менее, мы учителя, должны знать язык (сленг) тинэйджеров, иначе иногда можем попасть в смешное положение, если при нас кто-нибудь из отроков выразится, а мы не будем знать – возмущаться, неловко улыбаться или сделать вид , что не слышали.

Вот кое-что из записанного мною: намылиться на булкотряс – (сходить на дискотеку), разрушить мозги – (пообщаться), шнурки свалили – (родители уехали), в морге на бутыльбол поиграть – (устроить пьянку), мудахера рихтануть – (побить бомжа), мармыге табло начистить – (пьяному по морде надавать) и т.п.

Словарь все пополняется. Недавно появился на книжном рынке “Большой толковый словарь русского языка” (Санкт-Петербург, 1998г., составитель и главный редактор Кузнецов С.А, однотомник. 130тыс. слов.) Купила-таки. Поставила на полку, чтобы время от времени снимать его с полки для работы. Тесно стоят на полке словари. Но этому место нашлось. Заранее предвкушаю наслаждение, которое буду получать, читая новый словарь. С начала. С конца. Из середины. Подряд. В разбивку и на выборку. С поводом и без повода. И ни разу, как и раньше мне это не будет скучно или бесполезно.

Книги (и словари тоже и, прежде всего они!) учат. Сколько бы ты не знал, ты ещё многого не знаешь. Тебе всё ещё предстоит учится…

Словари каждый раз, когда ты берёшь один из них в руки или бросаешь взгляд на полки, где они стоят, напоминают об этом.

Я пересказала слова С. Львова из его “Похвального слова словаря”. Но мне кажется, что он выразил мои мысли и чувства, как и С. Маршак:

Усердней с каждым днём смотрю в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руках свой потайной словарь.

Знать всё человек не может. Но он должен знать, где найти ответ (я не знаю это, но знаю, где найти). Этому и учу своих учеников. Они должны понять, что словари – их друзья и помощники. Ведь словарь – это “Вселенная в алфавитном порядке. Это книга книг”. А. Франс.

Словари и справочники наши инструменты. Они должны быть под рукой всегда. И стоять так, чтобы можно было, почти не глядя, взять то, что нужно.

Вот и закончила я осмотр своей справочной полки. Осмотр к сожалению беглый, но пройдёт немного времени, и я снова подойду к своим словарям, чтобы найти ответ на очередной вопрос. И найду. Непременно найду.