Смекни!
smekni.com

Правовая охрана Конституции Российской Федерации (стр. 4 из 6)

Ю.А. Тихомиров в своей работе "Коллизионное право", выделяет следующие основные черты конституции: она занимает ведущее место в правовой системе, в отраслях законодательства; обладает высшей юридической силой; выступает мощным правообразующим фактором как в смысле прямого действия ее норм, так и благодаря нормативно-ориентирующему воздействию на процесс законотворчества; служит главным нормативно-правовым критерием толкования и применения всех юридических актов, совершения юридических действий.

По мнению В.В. Невинского: "юридические свойства составляют формальную основу социально-политической сущности конституции, раскрывают природу конституции как основного закона общества и государства, определяют ориентиры развития системы права. Обновление доктрины конституционализма, ролевого назначения и содержания пятой российской Конституции сопровождалось наполнением новым смыслом ранее выделяемых свойств (верховенство, высшая юридическая сила, учредительный и базовый характер, стабильность) и обоснованием дополнительно признанных свойств (прямое действие норм Конституции и специализированная охрана Конституции Конституционным Судом РФ)".

Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин выделяют юридические, политические и идеологические "основные черты" или "свойства" конституции. К первым они относят: характер конституции как основного закона, ее высшую юридическую силу, усложненный порядок принятия и изменения, а также связанную с ними стабильность. Однако они отмечают, что у этих характеристик есть исключения. В мусульманских странах над конституциями стоит Коран (законы, противоречащие ему, не действуют независимо от того, соответствуют они конституции или нет), в Великобритании все законы парламента независимо от того, считаются они законами или нет, входящими в понятие конституции, равны по своей юридической силе, порядку принятия и изменения.

С.А. Авакьян, характеризуя конституцию как нормативный акт – закон, обращает внимание на некоторые особенности ее норм:

1) все нормы конституций – правовые, т.е. они имеют все черты, характерные вообще для норм права, - содержат правила поведения субъектов права, общеобязательны, рассчитаны на многократное применение и т.д.

2) большинству норм конституции свойственна высокая степень обобщенности, чаще всего это основополагающее регулирование.

3) Конституция имеет прямое действие.

4) для остального законодательства все нормы конституции рассматриваются как имеющие более высокую юридическую силу.

С точки зрения Е.И. Козловой конституцию от других правовых актов отличают следующие черты: особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается; учредительный, первичный характер конституционных установлений; всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет. И, кроме выше изложенного, особые юридические свойства, которые выражаются "в верховенстве конституции; ее высшей юридической силе; в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права; в особой охране конституции; в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок". Н.В. Витрук придерживается иной позиции: два последних "свойства" являются отличительными чертами Конституции, признаками в сравнении с иными нормативными актами, а не ее правовыми свойствами. По его мнению, правовые свойства конституции устанавливаются ее собственными нормами (установлениями). К ним он относит верховенство и высшую юридическую силу. Однако, исходя из его концепции, странным кажется "упущение" прямого действия Конституции, закрепленного в ней (ч.1 ст.15).

Таким образом, Конституция Российской Федерации – это Основной Закон государства и общества, закрепляющий основополагающие общественные отношения, основы правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, организацию государственной власти и местного самоуправлении; Конституция – это ведущий элемент действующего права Российской Федерации. Вместе с тем, Конституция Российской Федерации это и политико-юридический акт, закрепивший определенные ценности государства и общества, имеющий программный характер.

Юридические свойства Конституции – это ее сущностные характеристики как Основного Закона. К ним относятся: нормативность всех предписаний, высшая юридическая сила, верховенство, прямое действие, стабильность и самодостаточность.

2.6 Конституционная ответственность как средство правовой охраны Конституции РФ

Ретроспективная конституционная ответственность занимает "финальное" место в механизме охраны Конституции Российской Федерации, что обусловлено восстановительным характером значительной части конституционно-правовых санкций. Применение мер конституционной ответственности возможно в том случае, если осуществление Президентом Российской Федерации полномочий как гаранта Конституции, а также судебный конституционный контроль или конституционный надзор не привели к восстановлению нарушенных норм Конституции. Роль конституционной ответственности обусловливается особым характером конституционно-правовых санкций - они направлены не только на наказание виновных, но и на восстановление нарушенных конституционных норм.

По вопросу существования конституционной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности в литературе высказываются различные, зачастую прямо противоположные мнения. Нельзя не согласится с Н.М. Колосовой, считающей, что для создания эффективного механизма охраны Конституции РФ необходим институт конституционной ответственности, то есть ответственности за нарушение норм Конституции РФ, как самостоятельный вид юридической ответственности.

Вышеуказанный автор предлагает ограничить политическую ответственность: "отсутствие четких юридических оснований в каждом конкретном случае для привлечения того или иного субъекта к конституционной ответственности свидетельствует или о пробеле в конституционном законодательстве или о том, что здесь налицо сугубо политическая ответственность."

Н.М.Колосова полагает, что основанием для наступления конституционной ответственности является нарушение "Конституции РФ, а равно и других источников конституционного права". Однако, исходя из определения юридической ответственности, нарушения конституционных норм здесь недостаточно, Необходимо также, чтобы ответственность за нарушение этих норм была предусмотрена законом, что и предлагает автор.

В отличие от Н.М.Колосовой Д.Т. Шон напротив считает, что определить точный перечень оснований конституционной ответственности невозможно.

По кругу субъектов конституционной ответственности мнения различных авторов также разделились. По мнению Д.Т. Шона, круг этих субъектов достаточно ограничен. К ним следует отнести высшие, региональные, местные органы власти, должностные лица высшего уровня, то есть структуры и лица, принимающие наиболее важные государственные решения.

Круг субъектов конституционной ответственности, называемый Н.М.Колосовой значительно шире. Это органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, должностные лица, депутаты, физические лица. Кроме того, автор причисляет к субъектам конституционной ответственности государство в целом, обосновывая свое утверждение тем, что государство согласно статьи 53 Конституции РФ обязано возместить пострадавшему лицу вред, причиненный незаконными действиями (или бездействиями) органами государственной власти и должностных лиц.

Исходя из того, что конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности, ее санкции должны отличаться от санкций других видов юридической ответственности.

Н.М.Колосовой описаны следующие виды санкций за конституционные правонарушения:

"1. Досрочное лишение (изменение) конституционного статуса органа, должностного лица, общественного объединения. Например, отставка Правительства РФ (статья 117 Конституции РФ).

2. Устранение конституционного нарушения. В частности, признание неконституционными актов или их отдельных положений (часть 6 статьи 125 Конституции РФ), приостановление действия актов органов власти субъектов РФ (часть 2 статьи 85 Конституции РФ).

3. Ограничение (лишение) специального статуса физического лица. Так, часть 1 статьи 56 Конституции РФ ограничивает права и свободы граждан в условиях чрезвычайного положения."

Юридическая ответственность представляет собой дополнительные (так называемые штрафные) санкции, которые правонарушитель несет помимо обязанности восстановить положение, существовавшее до совершения правонарушения (возместить вред). В этой связи нельзя не согласиться с Д.Т. Шоном, который "не относит отмену незаконных актов к санкциям конституционной ответственности, так как нет ограничений или ущемлений материального или юридического характера для тех, кто их издал."