Смекни!
smekni.com

О художествеииом своеобразии романа А. Кекилбаева "Конец легенды" (стр. 2 из 2)

В природе нет места человеческим порядкам и установлениям, нарушающим естественный ход событий. В природе нет места феномену человеческой власти, который отчуждает его носителя от мира и других людей.

Таким образом, пейзажные описания в романе служат в основном для выражения различных онтологических проблем и мотивов. Конкретный, детализированный живописный план постепенно вытесняется обобщающими размышлениями и выводами онтологического, и шире — философского характера.

Таким образом, художественное пространство в романе является онтологически осмысленным, а не антропологически ориентированным, как это было в классическом романе, где человек выступал основной мерой вещей, и внешний мир изображался как второстепенный по отношению к антропоморфному персонажу фрагмент. В пределах художественного мира романа А. Кекилбаева важна роль человека не как субъекта социальной действительности, а как части бытия.

Художественное время в романе так же, как и художественное пространство, характеризуется ярко выраженной онтологической направленностью. Главные герои не имеют развернутого биографического времени. Существенно редуцированное биографическое время центральных персонажей является необходимым условием их органичного пребывания в художественном мире романа, для которого характерно преобладание символического плана.

Художественное время произведения характеризуется неразрывным синтезом прошлого и настоящего. Сфере прошлого придается большое значение. Прошлое, образуя с настоящим единый поток, выступает в качестве основного источника онтологического начала в романе. На первый план выдвигается тема памяти. Значительная часть художественного содержания представлена в потоке сознания Повелителя. В своих воспоминаниях он воскрешает события далекой молодости, а также главные эпизоды своего восхождения к власти. Таким образом, прошлое актуализируется, наряду с настоящим участвуя в процессе развития сюжета произведения.

В изображении художественного времени, имитирующего историческое время правления Тимура, выделяются два плана: конкретный и символический. Тщательно воссоздавая признаки исторического времени, писатель заботится о том, чтобы сфера художественного времени содержала универсальные приметы, характерные для всего человечества и неизменные на протяжении всей истории человечества. Онтологические мотивы власти, жизни, смерти, целесообразности бытия присутствуют в романе благодаря наличию в сфере художественного времени символического плана. Источником символизации художественного времени выступает культурно-религиозный и эстетический контекст. В романе имеют место цитаты из Корана, обращения к библейским, кораническим сюжетам и мотивам. Все это образует особую сферу художественного времени — символическое время, несущее в себе свет вечных нравственных ценностей.

Таким образом, в романе «Конец легенды» органично воплотились принципы онтологической поэтики. В персонажной сфере обобщающие онтологические характеристики явно доминируют над социально-индивидуальной характерологией. Первостепенные персонажи прежде всего воплощают определенную онтологическую проблему, чем обуславливается их символическое содержание. Наряду с персонажами-людьми в качестве основных героев здесь выступают онтологические образы времени, природы, памяти, власти, жизни, смерти. Сказанное выше позволяет считать роман «Конец легенды» ярким образцом онтологического романа, в котором наблюдается отказ от антропологической эстетики, постепенно исчерпавшей свои художественно-смысловые возможности. Роман был написан в 1971 году. В это время происходили масштабные изменения, существенно изменившие поэтику и проблематический строй казахской художественной литературы и жанра романа, в частности. А. Жаксылыков пишет: «Реальное обновление казахской литературы, отход от шаблонов отжившей методологии наметился в 70-е годы. Причиной тому были следующие факторы: влияние изменившейся мировой онтологической ситуации, влияние мировой литературы, последствия критики репрессивной политики сталинского режима и культа личности, более зрелый уровень сознания и мышления художников слова этого периода» [3, с. 40]. Это произведение А. Кекилбаева органично входит в контекст русской и западной онтологической романистики, творцы которой искали и успешно воплощали новые литературно-эстетические принципы, позволявшие более точно и глубоко изображать кардинально изменившееся состояние картины мира и человека.

Редукция литературно-художественной антропологии, доминирование онтологической проблематики, повышение статуса образов бытия, синтез прошлого и настоящего, актуализация прошлого, включение в художественный мир романа культурно-эстетического контекста, значительная роль онейрического пространства — эти эстетические принципы роднят роман А. Кекилбаева с романами А. Белого «Петербург» и А. Платонова «Чевенгур», а также с произведениями Джойса, Пруста и других представителей онтологической традиции.

В целом можно говорить об отходе А. Кекилбаева от традиции классического романа XIX века, который был основан на многосторонней апологии человека и изображении стабильной картины мира, утверждавшей высокий статус человека в бытии.

Список литературы

Огни Магистау, авгут 2009