Смекни!
smekni.com

Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс 2006г. (стр. 72 из 74)

Естественно, творчество писателя неразрывно связано с его биографией. Много лет, проведенных в неволе, повлияли на Солженицына, но ведь не все, даже более несчастные, изливают все свои обиды и злобу в рассказах и повестях. На мой взгляд, творческая работа должна выражать только самое лучшее, что есть в человеке, чтобы показать: "Вот то хорошее, что во мне есть, почувствуй это и пойми!"

Искусство (в частности, литература) должно привносить светлые чувства в душу человека. Читатель должен сопереживать героям, чувствовать боль обид, разочарований и даже плакать (что, кстати, и произошло со мной), но ведь нехорошо если в душе у тебя остается неприятный осадок после прочи тайного. Наверное, это какое-то другое искусство, мне лично непонятное.

Зачем тогда вообще писать? Лучше рисовать в стиле апокалипсис. Все равно эмоции при этих двух занятиях (писать о плохом и рисовать) одни и те же, да и результатом сможет полюбоваться большее количество человек (если автору этого хотелось). Ведь раньше мастера создавали свои произведения именно для того, чтобы люди приходили в ужас от увиденных сцен всеобщей гибели. А при размещении подобных творений прямо на улицах (имеются в виду церкви) люди, связанные с религией, предусматривали и то, что не умеющие читать также будут знать о страшном наказании.

Но чего не отнять у Солженицына - это то, что он пишет о жизни, основываясь на личном опыте, пишет именно о себе, о пережитом и увиденном. Автор показывает нам жизнь такой, какова она есть (в его понимании). Хотя при чтении его работ складывается мнение, что, кроме плохого, невежественного и несправедливого, этому человеку ничего не приходилось видеть. Но главное не в этом. Цель Солженицына - открыть нам всю "прелесть" бытия, используя описание убогого жилища, злых соседей и неблагодарной родни.

Солженицын говорит о несправедливости, а также о слабости характера, излишней доброте и о том, к чему это может привести. В уста автора он вкладывает свои мысли и свое отношение к обществу. Автор (герой рассказа) пережил все, что пришлось перенести самому Солженицыну.

Описывая деревню, Матрену, суровую действительность, он параллельно этому дает свою оценку, высказывая собственное мнение. Сколько горечи и сарказма слышится в описании станции: на "серо-деревянном бараке висела строгая надпись: "На поезд садиться только со стороны вокзала!" Гвоздем по доскам было нацарапано: "И без билетов". А у кассы... было нацарапано ножом: "Билетов нет". Знакомя нас с председателем Горшковым, автор не забывает упомянуть, каким образом он (Горшков) получил Героя Социалистического Труда.

А сколько "тепла", "чуткости", "задушевности" чувствуется в описании скромного жилища Матрены и его обитателей: "Иногда ела кошка и тараканов, но от этого ей становилось нехорошо. Единственное, что тараканы уважали, - это черту перегородки, отделявшей устье от... чистой избы... в кухоньке по ночам кишели... - пол весь, и скамья, и даже стена были чуть не сплошь бурыми и шевелились..."

Заметим, что у Гоголя описание гостиницы города N. где также встречаются тараканы, не вызывает чувство брезгливости. Однако автор не может обойтись без чего-нибудь "эдакого". Не без скрытого удовольствия пишет о своей "скромности и тактичности", когда описывает стряпню хозяйки: все эти тараканьи ножки в однообразной еде, по его словам, "не совсем вкусной". "Я покорно съедал все наваренное мне, терпеливо откладывая в сторону, если попадалось что-то неурядное... У меня не хватало духу упрекнуть Матрену..." .

На мой взгляд, автор любит описывать чьи-то обиды и неудачи (имеется в виду данный рассказ): "...много было у Матрены обид..." Опять обиды. Если писать не о своих, то уж о чужих. И жалость. Рассказчик давит на жалость. Он пытается задеть за живое (так как лично меня он больше ничем не смог тронуть). Но жалость жалости - рознь...

"Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку". Автор хочет показать нам, какой он чувствительный и жалостливый. Однако внутри он человек жесткий и сухой. У меня едва хватило сил прочитать описание мертвой Матрены, ее изуродованного тела. Написано без эмоций, лишь констатация факта. Понять это тяжело. Но что еще может родиться в голове у человека под "скрежет мышей", "шуршание тараканов" да под впечатлением увиденной покойницы? Это утешает.

Но самое "веселое" - это конец. У человека, не знающего жизнь, появится мысль: "Не доверяй". Печальная картина, которую мы наблюдаем после смерти героини, доказывает нам это. Да, я согласна: родственники только и думали о том, что можно унести из дома. Дошло до того, что унесли и сам дом. Рассказчик не верит в искренность слез Киры. А соседка придерживается мнения, что Матрена была глупа, да и муж ее не любил. Одним словом, кругом пустота и несправедливость. Автор, наверное, считает, что все плохо и в конце концов постигнет нас несчастье. И люди нас окружают бездушные, и в других не видят прекрасное, и в добро не верят, и вообще, кроме него, никто не разглядел в Матрене доброту, скромность и бескорыстие. "Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша".

Писатель просто навязывает нам свои пессимистические взгляды на мир и пытается что-то доказать. Он скептик и никогда не будет способен сотворить прекрасное просто в силу своих исковерканных жизнью убеждений. Впрочем, это всего лишь мое мнение.

73. Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого). (Билет 16)

Вариант 1

Произведения Валентина Распутина - это откровенный и довери­тельный разговор автора с читателями на самые разные темы, но всегда во всех произведениях автор обязательно поднимает один вопрос - воп­рос человеческой совести, жизненной позиции, нравственного выбора.

В повести «Прощание с Матерой» легко прочитывается судьба родной деревни писателя - Аталанки, в годы строительства Брат­ской ГЭС попавшей в зону затопления, а события, о которых рас­сказывает автор, достоверны.

Так что же такое Матера? Матера - это остров и деревня, распо­ложенная на этом острове. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Но вот надумали построить на реке мощную гидроэлек­тростанцию. Остров попадает в зону затопления. Всю деревню надо было переселять в новый поселок на правом берегу Ангары. Но эта перспектива никак не радовала стариков. Душа, например, бабки Дарьи облилась кровью. Ведь в Матере не только она выросла. Это — родина ее предков. А сама Дарья считает себя хранительницей тради­ций своего народа. Она искренне верит:«... нам Матеру на подержание только дали... чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились».

Но ей противостоят горе-новаторы. Чтобы ускорить ход пересе­ления, они пытаются оборвать все корни, связывающие обитателей Матеры с прошлым, лишить их памяти. Прежде всего, новоявлен­ные строители попытались снести на острове кладбище.

Размышляя о причинах вандализма, Дарья приходит к выводу, что в обществе стало утрачиваться чувство совестливости. «Народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть, поди-ка, та же -вот и истончали ее, уж не для себя, не для спросу, хватило б для показу. Али сильно большие дела творят, про маленькие забыли, а при больших делах совесть , однако, что железная, ничем ее не укусишь. А наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит. Ой, господи! Че про совесть, ежли этакое творится!»

Утрату совести герои Распутина впрямую связывают с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. Здесь клю­чевое значение имеют раздумья старшего сына Дарьи — Павла и ее внука Андрея.

Павлу тяжелей всего. Он разрывается на два дома: нужно уже обустроить жизнь в новом поселке, но еще ее вывезена мать из Ма­теры. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнс­кой избой, с землей ее предков. «Не больно терять это только тем, -считает он, - кто тут не жил, не работал, не поливал своим потом каждую борозду». Но и восстать против переселения Павел не в си­лах. Ему кажется, что технический прогресс уже не остановить. И остается только одно - попытаться на новую почву перенести при­вычный уклад и старые обычаи. А это не получается. Как заметил Павел, в новом, неуклюже построенном поселке человек делается «без твердости и надежности», стремясь жить без комфорта.

Андрею легче. Он уже смолоду вкусил новое. Его тянет к реши­тельным переменам. «Сейчас время такое живое"... все, как говорит­ся в движении. Я хочу, чтоб было видно мою работу, чтоб она навеч­но осталась...» В его представлении ГЭС - это вечность, а Матера -уже что-то отжившее. Как он считает, «наша Матера на электриче­ство пойдет». Только в этом ему видится польза родной деревни. В поступках Андрея - путь к духовному одичанию. Ему изменяет историческая память. Уезжая строить ГЭС, он вольно или невольно освобождает место другим единомышленникам - уже «пришлым», которые доделывают то, чем пока еще неудобно заниматься урожен­цу Матеры - чуть ли не насильно заставлять людей покидать обихо­женную деревню.

«Пришлые» убеждены, что несут островитянам благо, но пока не осознанное жителями Матеры. С какой решительностью они го­товы претворить свои планы! Только вот итог плачевен. С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним - уникальные тради­ции и обычаи, которые на протяжении многих десятилетий форми­ровали душу народа, его неповторимый характер.

Подобная участь постигла и родное село автора Аталанку. Это село перенесли на другое место.

И еще одна любимая тема поднимается автором в этом произве­дении - это русская идея соборности, слиянности человека с миром, Вселенной, родом.

В повесть включен целый ряд эпизодов, поэтизирующих общую жизнь миром. Распутин подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благостное ощущение жизни, удовольствие от единства друг с другом, с природой. Очень точно подметил отличие жизни сельчан на Матере от суетной деятельности строителей ГЭС внук бабки Дарьи Андрей: «Они там живут только для работы, а вы здесь вроде как наоборот, вроде работаете для жизни». Работа для «люби­мых» героев Распутина не самоцель, а участие в продолжении се­мейного рода и - шире - всего человеческого племени. Вот почему не сумел беречься, а работал на износ отец Дарьи, завещавший ей то же самое. Вот почему и сама Дарья, ощущая за собой строй поколений предков, «строй, которому нет конца», не может смириться, что их мо­гилы уйдут под воду - и она окажется одна: порвется цепь времен.