Смекни!
smekni.com

Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс 2006г. (стр. 73 из 74)

Распутин находит очень точную метафору для выражения раз­думий Дарьи Васильевны о течении жизни: род - это нитка с узел­ками. Одни узелки распускаются, умирают, а на другом конце завя­зываются новые.

Размышления о продолжении рода и своей ответственности за него перемешиваются у Дарьи с тревогой о «полной правде», о не­обходимости памяти, сохранения ответственности у потомков - тре­вогой, сопряженной с трагическим осознанием эпохи.

В многочисленных внутренних монологах Дарьи писатель вновь и вновь говорит о необходимости каждому человеку «самому доко­паться до истины», жить работой совести. Сильнее всего автора и его стариков и старух тревожит желание все большей части людей «жить не оглядываясь», «облегченно» нестись по течению жизни. «Пуп не надрываете, а душу потратили», - бросает в сердцах Дарья своему внуку. Она не против машин, но неприемлемо для мудрой крестьянки, чтобы человек, обретший благодаря технике огромную силу, иско­ренял жизнь, бездумно подрубал сук, на котором сидит.

И все же, несмотря на определенный трагизм повествования, автор оставляет читателю надежду на человеческое благоразумие и душевное пробуждение. «Жизнь... она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой». Человек своим трудом сроднится с любым местом. В этом - еще одно назначение во Вселенной.

74. Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого). (Билет 23)

Вариант 1

Развитие драматургии во второй половине XX столетия - явление сложное и неоднозначное. Драматургия не стала единым и мощным явлением, она как бы «раздробилась» по отдельным темам, среди которых можно выделить следующие:

• «производственные пьесы» - «Сталевары» Г. Бокарева, «Человек со стороны» И. Дворецкого, «Протокол одного заседания» А. Гельмана, «Мы, нижеподписавшиеся» М. Шатрова;

• «психологические драмы» А. Арбузова, А. Володина, А. Вам­пилова, В. Розова, М. Рощина, Л. Зорина и др.

Основной идеей пьес, обращенных к производственно-трудовой тематике, стало изображение истоков и условий научно-технического прогресса. Главным героем этих произведений становится «деловой человек», командир производства. Героев пьес отличает гражданская активность, творческая страстность, развитый дух социалистического соревнования. Внутренний мир передового рабочего или секретаря парткома рассматривался в пьесах с особым пристрастием как образец и социальный феномен эпохи развитого социализма. Провозглашая идею духовно одаренной, духовно развитой личности, в действитель­ности «производственная драма» делала героем человека жесткого, нередко жестокого, максималиста непримиримого и непреклонного.

В свою очередь «психологическая драма» в разработке нравст­венной проблематики была более многообразна и многопланова. Пьесы того времени, не касаясь впрямую проблем социальной, деловой, про­изводственной жизни человека, тем не менее, обнаруживали взаимо­связь общественных катаклизмов и самочувствия отдельной личности.

В написанной в 1967 году и напечатанный в 1970 году пьесе «Утиная охота», А. Вампилов создал галерею характеров, озадачивающих зри­теля и читателя, вызывающих огромное общественное беспокойство.

Перед нами одно из бесчисленных, возникающих в то время, как грибы, учреждений, именуемых КБ (конструкторское бюро), формируемых из инженеров, научных работников с самыми благими намерениями, но во многих случаях оказывающихся нерентабель­ными. Однако сотрудники таких учреждений получают сносную зарплату, продвигаются по служебной лестнице, выпускают «научные труды». На самом же деле, придя на работу, они не знают, куда деваться от безделья. Группу таких деятелей из провинциального центрального бюро технической информации изображает Вампилов в пьесе «Утиная охота». Их обязанность - пугать нововведениями на разных заводах, обобщать и информировать о них научный мир, хотя и нет во всей округе настоящих заводов. Сидя в кабинетах по два-четыре человека, они обсуждают очередные футбольные матчи, играют в шахматы, посмеиваясь над шефом, требующим обобщения опыта «модерниза­ция поточного метода». Их рабочий принцип: «спихнуть и делу конец».

Эти слова принадлежат главному герою пьесы, инженеру Зилову. Автор так представляет героя: «Зилову около 30 лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности б своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в манере говорить у него сквозят некая небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». Невозможно потому, что он вообще как бы лишён стержня. Когда на новоселье друзья спрашивают Зилова, что он больше всего любит на свете, тот так и не отвечает им. Сослуживец Казаков не без иронии бросает: «Больше всего на свете Витя любит работу». И эта реплика вызыва­ет дружный смех. Его начальник, спасая положение, говорит: «Де­ловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способный па­рень, зачем же так шутить?»

В действительности работа его не интересует. Все свободное время героя уходит на то, чтобы «выпить и закусить», да поволо­читься за девушками любого круга. Как выражается одна из его любовниц, продавщица Вера, он «алик из аликов». И о работе он не может говорить без скуки и насмешки. «У меня срочные дела. Дела, дела. Днями и ночами. Горим трудовой красотой», - заявляет он жене по телефону, как раз в тот момент, когда затевает очередной флирт со студенткой. Зину, свою красавицу и умницу, он не любит. В тече­ние четырех лет никак не соберётся навестить своего больного отца, которого назвал старым дураком.

И, несмотря ни на что его любят женщины, он легко увлекается, но ни к одной не испытывает настоящей привязанности. Он вообще легко загорается, но также легко гаснет. Он искренен в каждую кон­кретную минуту, хотя все считают его легкомысленным.

Лишь для успокоения жены он говорит: «Нет, из этой конторы надо бежать. Бежать, бежать...» Но в том-то и дело, что бежать он никуда не собирается. Покидая мужа, Галина говорит ему: «Куда я еду, к кому - тебе всё равно. И не делай вид, что тебя это волнует. Тебе всё безразлично. Всё на свете. У тебя нет сердца, вот в чём дело. Совсем нет сердца...» Он соглашается с ней, признаётся, что ему «опоршивела такая жизнь». «Ты права, мне всё безразлично, всё на свете.Что со мною делается,.» не знаю». Он признаётся так­же, что друзей, не имеет, работу не любит.

Остановись на этом автор, мы бы имели любопытный, но одно­значный характер. У нас не было бы сомнения, как его оценить. Но А. Вампилов создаёт образ неоднозначный. Более того, видя пороки героя, наделяет его ещё одной неожиданной чертой. Дело в том, что у героя есть настоящая привязанность - утиная охота. В сущности, он целый год живёт ожиданием отпуска и утиной охоты. И не пото­му, что является заядлым охотником. Кажется, до сих пор он не убил ни одной птицы. Утиная охота привлекает его вовсе не азартной стороной. Обещая Галине взять её с собой на охоту, он говорит: «Такое тебе и не снилось, клянусь тебе. Только там я чувствую себя человеком». Говоря об охоте, он преображается, становится поэтом: «Ты увидишь -мы поплывём как во сне, не известно куда. А когда подымается солнце? О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви... А ночь? Боже мой. Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет! Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет...»

На первый взгляд, можно истолковывать привязанность героя к ути­ной охоте, как бегство из города, бегство от установившейся жизни. Но это было бы упрощением и не согласовалось бы с тем, что Зилов сможет стать другим. Преображение Зилова вряд ли возможно.

В образе Зилова запечатлены типичные явления, которые уже не зависят от самого героя, явления большей частью опасные и труд­но искоренимые. Назвав их «зиловщиной», Валентин Распутин выс­казал предположение, что «...может быть, самая большая заслуга Вампилова как драматурга в том и состоит, что он одним из первых её распознал и показал».

Сложный и противоречивый характер Зилова отличается двойст­венностью: он складывается из обаяния и лжи, фантазерства и веро­ломства, честности и равнодушия. Раскрывая непростой внутренний мир героя, Вампилов исследует истоки неудавшейся человеческой судь­бы, глубоко анализируя причины, ведущие героя к духовному краху.

Пьеса А. Вампилова - это глубокое и тонкое понимание челове­ческой психологии, сильные и убедительные характеры, напряжен­ный сюжет, мастерство диалогов.

75. Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого). (Билет 21)

Вариант 1

Поэзия Александра Кушнера - явление в современной поэзии достаточно интересное. Лирика для поэта - область чувств, наме­ков, ощущений, мыслей о вечном, а если о сегодняшнем, то в сопо­ставлении с вечным. Лирические стихотворения - это ряд останов­ленных мгновений, данных человеку в чувственном восприятии, пережитых и осмысленных. Любая подробность дорога и сама по себе, и как лазейка в святая святых души поэта и читателя. Кушнер необыкновенно последователен. Ни поэма, ни драма в стихах, ника­кие жанры, кроме небольшого лирического стихотворения, для него как для автора не существуют.