Смекни!
smekni.com

Воронежская ласточка (стр. 1 из 6)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

«Воронежская ласточка»

(Евдокия Петровна Ростопчина)

Выполнила: Саликова Светлана,

ученица 10 класса

Руководитель: Магеррамова Л.А.

Анна

2010г.

Содержание:

1. Введение.

2. «Здесь создавалась русская литература».

2. Додо Сушкова.

3. Тетрадь А.С. Пушкина.

4. Одной любовью.

5. Другая

6. Заключение.

7. Список литературы.

8. Приложение.

Ведение.

«Воронежская ласточка» - так любовно называли друзья Евдокию Петровну Ростопчину, русскую поэтессу, которую судьба соединила с нашим краем. Первый поме­щик Анны, получивший наши земли от императора Павла I в знак при­знательности и уважения. Федор Васильевич много сделал для улучшения жизни, укрепления быта людей. До сих пор существует парк, за­ложенный при нём, жива слава о конном заводе и скаковых лошадях, выписанных из Англии и Аравии. Камер-юнкер при дворе в год получе­ния Аннинских деревень через семь лет он был уже Действительным Тайным Советником, что соответствовало генеральскому чину. От Павла I Ростопчин получил все возможные награды, кроме Святого Геор­гия, которым награждали за подвиги на поле боя, по воле императора Федор Васильевич возведён в Графское достоинство с приложением к титулу «Сиятельных». Но гордый и своенравный, презирающий всякое угодничество и заискивание, Ростопчин не приехал в Петербург приветствовать нового царя Александра I в ответ новый император оставил графа в Москве, отдалив его от столицы, назначив вначале членом Государственного Совета, а с 1812 г, - генерал-губернатором Москвы. Герой, по мнению одних, варвар - по мнению других, Ростопчин прогневал императора своим поведением накануне вступления в Москву францу­зов (он сжёг свою дачу около Москвы, показав пример остальным, превратил город в пустыню, каким и нашёл его неприятель). Александр I заявил, что больше не хочет видеть его - Ростопчин рьяно занимает­ся имениями, а в 1815 г. надолго уезжает за границу. Имением в Ан­не управляет преданный и честный человек, швед по национальности А. Ф. Брокер. Со смертью старого графа в 1826г. владельцем Анны по завещанию становится его младший сын Андрей - будущий муж Евдокии Петровны Сушковой–Ростопчиной.

Итак, об Андрее Фёдоровиче Ростопчине можно сказать, что знаменит он только благодаря женитьбе на яркой и удивительной женщине одной из первых русских поэтесс. Именно благодаря интересу к ней, мы знакомы с этим гвардейским «шалуном» и кутилой, порой излишне легкомысленным, но добрым человеком, позволявшем Евдокии Петровне заниматься своим любимым делом. «Несмотря на свою преждевременную плешь, мой отец умел нравиться, когда желал, он имел важную осанку прекрасный рост, блестящий и игривый ум; его неуравновешенность проявилась позднее».– Л. Ростопчина «Семейная хроника».

Именно этому человеку «со странностями», на 3 года моложе же­ны, подчинившемуся воле своей матери, решившей, что лучшей жены ему не сыскать, предстояло сразу после свадьбы, которая состоялась в мае 1833г., привезти свою молодую жену в Анну. Крестьяне заранее прослышали новость: барин везёт молодую жену... Она легко спрыгнула с подножки кареты - тоненькая, с огромными чёрными глазам и идёт рядом с мужем.

«Здесь создавалась русская литература»

В Анне Евдокия Петровна проведет три года, иногда ненадолго выезжая в Вороново – (ещё одно родовое имение мужа) и на Кавказские минеральные воды. Сюда она будет приезжать ещё не раз летом и осенью, здесь родит детей, напишет множество стихотворений и большой роман о себе – поэтессе и женщине. Здесь - в тиши уединенья - шло развитие её таланта, развитие самой души. Наша аннинская земля являлась источником творчества и духовных сил для той, кому М. Ю. Лермонтов обращал слова:

«В наш круг ты брошена судьбой,

как божество страны чудесной.

Я верю: под одной звездой

Мы с вами были рождены;

Мы шли дорогою одною,

Нас обманули те же сны».

Анализируя творчество поэтессы, П. А. Плетнёв отмечал в рецен­зии на книгу «Стихотворения графини Е. Ростопчиной» в 1841 г., что «главное число стихов (37) принадлежит Москве…. Почти столько же (35) написано в другом месте и в другом уже возрасте. Под ними под­пись: «Село Анна». «Для неё поэзия то же, что для живого существа воздух», – писал он. Поэтесса, по мнению П. А. Плетнёва, в традицион­ные жанры привнесла «дыхание бытия».

«Сухие, жёлтые листы,

Предвестники поры печальной,

Вы любы мне!.. Мои мечты

Привыкли к думе погребальной»,

с любовью и тоской пишет Евдокия в Анне в августе 1834 г. в стихо­творении «Осенние листы»

«Люблю я колокол унылей

В вечерний час, вдали сует»,-

продолжает здесь же грустя, скорбя и покоряясь судьбе, заставившей очнуться от снов и мечтаний. Но и здесь в глуши поэтесса не остав­ляет пера и бумаги. С 1834г, стихи стали появляться в московских журналах и сразу были отмечены читателями. Появляются и первые кри­тики. П.А. Вяземский в письме к Александру Тургеневу пишет по по­воду напечатанного в «Московском наблюдателе» стихотворения « Послед­ний цветок»: «Каковы стихи? Ты думаешь Бенедиктов? Могли бы быть Жуковского, Пушкина, Баратынского, уж верно, не отказались бы они от них. И неужели сердце твоё не забилось радостью Петровского и Чистых прудов и не узнал ты голоса некогда Додо Сушковой, а ныне графини Ростопчиной?»

«Поэзия - она благоуханье

И фимиам восторженной души.

Но должно ей гореть и цвесть в тиши», -

какая простота, женственность и в то же время сила духа заключены в стихотворении, написанном в нашей Анне. Читатели в Москве с нетерпением ждут все новых стихов. Проводя зимы 1834/35гг, в Москве, Додо – теперь графиня испытывает после «заточения в глуши» первые бальные триумфы. Но светский шум, бал, успех в обществе не приносят ей настоящего счастья. Окруженная музыкой, масками, поклонниками, игрой страстей в столице, она лишь удачно скрывает тоску, одиночество, несчастье супружеской жизни. Ей не хватает чувства, настоящего, искреннего. Жизнь везде ей кажется дремотной, унылой.

«А летом – в Анну.

Бывают дни – я чую

вдохновенье

Вокруг меня витает и горит.

То песнею сердечной

прозвучит,

То проскользнёт как райское

виденье.

В те дни гляжу -

и солнце ярче блещет,

Прислушаюсь – и в воздухе журчит

Мой шаг смелей.

И выше взор парит…»

В такие дни она вскакивала на коня и мчалась в степь. Удобный дом, тенистый парк, живописный Битюг, любимый ею соловей – все это придаёт

силы и вдохновения.

«И он поэт, - о, да!- и он поэт,

Мой чудный соловей, мой песенник

унылый!

Он любит тишину, и ночь, и лунный

свет;

Ему зелёный лес и струй журчанье

милы», -

пишет Е. Ростопчина в нашей Анне. Но граф увлечен в деревне только лошадьми, проводит время в обществе любителей доброй выпивки да закуски, троек, цыган, бросает деньги налево и направо, часто беспричинно раздражён. А графине – дом, соловей, шорох двух люлек да "двойные рамы? воспоминания о друзьях и, к счастью, поэзия.

«Двенадцать бьет, двенадцать бьет!..

О балов час блестящий, -

Как незаметен твой приход

Среди природы спящей!

Как здесь, в безмолвной тишине,

В светлице безмятежной,

Ты прозвучал протяжно мне

Беззывно, безнадежно!....

И мне представилось: теперь танцуют там,

На дальней родине, навек избранной мною…» -

Как ярко проявилась ее женская душа в стихотворении «Искушение». Друзья, знакомые, университетская молодёжь – все в восторге от свежести её таланта. Её стихи заучивали наизусть. Как нас, аннинцев, может не интересовать такая поэтесса и женщина, о которой современник Я.К. Грот писал П.А. Плетневу: «Как я удивляюсь ее таланту! Взяв книгу её в руки, трудно оторваться от чтения». Плетнев, возглавивший после смерти Пушкина «Современник» писал о Ростопчиной: "Она, без сомнения, первый поэт теперь на Руси». В Московском и Петербургском салонах её ежедневно бывали Пушкин, Лермонтов, Чуковский, князья Вяземский и Одоевский.

Встречи с нею считали за честь Гюго и А. Дюма. На тексты её стихов более ста композиторов писали романсы: Алябьев, Булахов, Даргомыжский, Рахманинов, Рубинштейн, Чайковский. Ещё при жизни ее пьесы не сходили со сцен театров Москвы и Петербурга. В 1841 году первый сборник выходит стихотворений, в Анне заканчивает первую книгу прозы.

В Анне, живая и общительная по натуре, графиня часто посещает крестьянские семьи. Её кошелек всегда открыт для нуждающихся. Осенью 1842г. графиня Е. Ростопчина прощалась с Анной. Уезжала навсегда.

Зачем же сладкою

тревогой сердце бьётся

При имени твоем,

пустынное село,

Ведь прежде я тебя,

край скучный, не любила,

Ведь прежде ссылкою

несносной был ты мне.

Но много счастливых,

восторженных минут,

Сердечной радостью

волшебно одарённых,

Прожито там в степях.

О, пусть они живут навеки в памяти

и в мыслях сокровенных...

Несправедливо было бы назвать ее мужа пустым мотом: он создал первую в России общедоступную картинную галерею, но имея привычку продавать всё за бесценок, он к 1845 г. промотал все состояние своего знаменитого отца и оставил детей практически без средств к существованию. Не способный к успешному хозяйствованию, в 1845 году он продает казне конный завод, а в 1850г. само имение в Анне. Да и никто из потомков не достиг даже тени своего "сиятельного" предка. Фамилию Ростопчиных на нашей аннинской земле увековечила графиня Евдокия Петровна – снох а известного и неоднозначного генерала: ее имя перешло к потомкам как одно из светлых явлений пушкинской поры.