Смекни!
smekni.com

Шагреневая кожа 2 (стр. 11 из 56)

семидесятилетнего, -- это лучший сорт дядюшек. (Всеобщее оживление. )

Накормите его под каким-нибудь предлогом паштетом из гусиной печенки...

-- Ну, у меня дядя длинный, сухопарый, скупой и воздержный.

-- О, такие дядюшки -- чудовища, злоупотребляющие долголетием!

-- И вот, -- продолжал господин, выступивший с речью о дядюшке, -- в то

время как он будет предаваться пищеварению, объявите ему о несостоятельности

его банкира.

-- А если выдержит?

-- Дайте ему хорошенькую девочку!

-- А если он?.. -- сказал другой, делая отрицательный знак.

-- Тогда это не дядюшка... Дядюшка -- это по существу своему живчик.

-- В голосе Малибран пропали две ноты.

-- Нет!

-- Да!

-- Aral Ага! Да и нет -- не к этому ли сводятся все рассуждения на

религиозные, политические и литературные темы? Человек -- шут, танцующий над

пропастью!

-- Послушать вас, я -- дурак?

-- Напротив, это потому, что вы меня не слушаете.

-- Образование -- вздор! Господин Гейнфеттермах насчитывает свыше

миллиарда отпечатанных томов, а за всю жизнь нельзя прочесть больше ста

пятидесяти тысяч. Так вот, объясните мне, что значит слово "образование".

Для одних образование состоит в том, чтобы знать, как звали лошадь

Александра Македонского или что дога господина Дезаккор звали Беросилло, и

не иметь понятия о тех, кто впервые придумал сплавлять лес или же изобрел

фарфор. Для других быть образованным -- значит выкрасть завещание и прослыть

честным, всеми любимым и уважаемым человеком, но отнюдь не в том, чтобы

стянуть часы (да еще вторично и при пяти отягчающих вину обстоятельствах), а

затем, возбуждая всеобщую ненависть и презрение, отправиться умирать на

Гревскую площадь.

-- Натан останется?

-- Э, его сотрудники -- народ неглупый!

-- А Каналис?

-- Это великий человек, не будем говорить о нем.

-- Вы пьяны!

-- Немедленное следствие конституции -- опошление умов. Искусства,

науки, памятники -- все изъедено эгоизмом, этой современной проказой. Триста

ваших буржуа, сидя на скамьях Палаты, будут думать только о посадке тополей.

Деспотизм, действуя беззаконно, совершает великие деяния, но свобода,

соблюдая законность, не дает себе труда совершить хотя бы самые малые

деяния.

-- Ваше взаимное обучение фабрикует двуногие монеты по сто су, --

вмешался сторонник абсолютизма. -- В народе, нивелированном образованием,

личности исчезают.

-- Однако не в том ли состоит цель общества, чтобы обеспечить

благосостояние каждому? -- спросил сен-симонист.

-- Будь у вас пятьдесят тысяч ливров дохода, вы и думать не стали бы о

народе. Вы охвачены благородным стремлением помочь человечеству?

Отправляйтесь на Мадагаскар: там вы найдете маленький свеженький народец,

сенсимонизируйте его, классифицируйте, посадите его в банку, а у нас всякий

свободно входит в свою ячейку, как колышек в ямку. Швейцары здесь --

швейцары, глупцы -- глупцы, и для производства в это звание нет

необходимости в коллегиях святых отцов.

-- Вы карлист[*]!

-- А почему бы и нет? Я люблю деспотизм, он подразумевает известного

рода презрение к людям. Я не питаю ненависти к королям. Они так забавны!

Царствовать в Палате, в тридцати миллионах миль от солнца, -- это что-нибудь

да значит!

-- Резюмируем в общих чертах ход цивилизации, -- говорил ученый,

пытаясь вразумить невнимательного скульптора, и пустился в рассуждения о

первоначальном развитии человеческого общества и о первобытных народах: --

При возникновении народностей господство было в известном смысле господством

материальным, единым, грубым, впоследствии, с образованием крупных

объединений, стали утверждаться правительства, прибегая к более или менее

ловкому разложению первичной власти. Так, в глубокой древности сила была

сосредоточена в руках теократии: жрец действовал и мечом и кадильницей.

Потом стало два высших духовных лица: первосвященник и царь. В настоящее

время наше общество, последнее слово цивилизации, распределило власть

соответственно числу всех элементов, входящих в сочетание, и мы имеем дело с

силами, именуемыми промышленностью, мыслью, деньгами, словесностью. И вот

власть, лишившись единства, ведет к распаду общества, чему единственным

препятствием служит выгода. Таким образом, мы опираемся не на религию, не на

материальную силу, а на разум. Но равноценна ли книга мечу, а рассуждение --

действию? Вот в чем вопрос.

-- Разум все убил! -- вскричал карлист. -- Абсолютная свобода ведет

нации к самоубийству; одержав победу, они начинают скучать, словно

какой-нибудь англичанин-миллионер.

-- Что вы нам скажете нового? Нынче вы высмеяли все виды власти, но это

так же пошло, как отрицать бога! Вы больше ни во что не верите. Оттого-то

наш век похож на старого султана, погубившего себя распутством! Ваш лорд

Байрон, дойдя до последней степени поэтического отчаяния, в конце концов

стал воспевать преступления.

-- Знаете, что я вам скажу! -- заговорил совершенно пьяный Бьяншон. --

Большая или меньшая доза фосфора делает человека гением или же злодеем,

умницей или же идиотом, добродетельным или же преступным.

-- Можно ли так рассуждать о добродетели! -- воскликнул де Кюрси. -- О

добродетели, теме всех театральных пьес, развязке всех драм, основе всех

судебных учреждений!

-- Молчи, нахал! Твоя добродетель-Ахиллес без пяты, -- сказал Бисиу.

-- Выпьем!

-- Хочешь держать пари, что я выпью бутылку шампанского единым духом?

-- Хорош дух! -- вскрикнул Бисиу.

-- Они перепились, как ломовые, -- сказал молодой человек, с серьезным

видом поивший свой жилет.

-- Да, в наше время искусство правления заключается в том, чтобы

предоставить власть общественному мнению.

-- Общественному мнению? Да ведь это самая развратная из всех

проституток! Послушать вас, господа моралисты и политики, вашим законам мы

должны во всем отдавать предпочтение перед природой, а общественному мнению

-- перед совестью. Да бросьте вы! Все истинно -- и все ложно! Если общество

дало нам пух для подушек, то это благодеяние уравновешивается подагрой,

точно так же как правосудие уравновешивается судебной процедурой, а

кашемировые шали порождают насморк.

-- Чудовище! -- прерывая мизантропа, сказал Эмиль Блонде. -- Как можешь

ты порочить цивилизацию, когда перед тобой столь восхитительные вина и

блюда, а ты сам того и гляди свалишься под стол? Запусти зубы в эту косулю с

золочеными копытцами и рогами, но не кусай своей матери...

-- Чем же я виноват, если католицизм доходит до того, что в один мешок

сует тысячу богов, если Республика кончается всегда каким-нибудь Наполеоном,

если границы королевской власти находятся где-то между убийством Генриха

Четвертого и казнью Людовика Шестнадцатого, если либерализм становится

Лафайетом[*]?

-- А вы не обнимались с ним в июле?

-- Нет.

-- В таком случае молчите, скептик.

-- Скептики -- люди самые совестливые.

-- У них нет совести.

-- Что вы говорите! У них по меньшей мере две совести.

-- Учесть векселя самого неба -- вот идея поистине коммерческая!

Древние религии представляли собою не что иное, как удачное развитие

наслаждения физического; мы, нынешние, мы развили душу и надежду -- в том и

прогресс.

-- Ах, друзья мои, чего ждать от века, насыщенного политикой? -- сказал

Натан. -- Каков был конец "Истории короля богемского и семи его замков"[*]- такой чудесной повести!

-- Что? -- через весь стол крикнул знаток. -- Да ведь это набор фраз,

высосанных из пальца, сочинение для сумасшедшего дома.

-- Дурак!

-- Болван!

-- Ого!

-- Ага!

-- Они будут драться.

-- Нет.

-- До завтра, милостивый государь!

-- Хоть сейчас, -- сказал Натан.

-- Ну, ну! Вы оба -- храбрецы.

-- Да вы-то не из храбрых! -- сказал зачинщик,

-- Вот только они на ногах не держатся.

-- Ах, может быть, мне и на самом деле не устоять! -- сказал

воинственный Натан, поднимаясь нерешительно, как бумажный змей.

Он тупо поглядел на стол, а затем, точно обессиленный своей попыткой

встать, рухнул на стул, опустил голову и умолк.

-- Вот было бы весело драться из-за произведения, которое я никогда не

читал и даже не видал! -- обратился знаток к своему соседу.

-- Эмиль, береги фрак, твой сосед побледнел, -- сказал Бисиу.

-- Кант? Еще один шар, надутый воздухом и пущенный на забаву глупцам!

Материализм и спиритуализм -- это две отличные ракетки, которыми шарлатаны в

мантиях отбивают один и тот же волан. Бог ли во всем, по Спинозе, или же все

исходит от бога, по святому Павлу... Дурачье! Отворить или же затворить

дверь -- разве это не одно и то же движение! Яйцо от курицы, или курица от

яйца? (Передайте мне утку! ) Вот и вся наука.

-- Простофиля! -- крикнул ему ученый. -- Твой вопрос разрешен фактом.

-- Каким?

-- Разве профессорские кафедры были придуманы для философии, а не

философия для кафедр? Надень очки и ознакомься с бюджетом.

-- Воры!

-- Дураки!

-- Плуты!

-- Тупицы!

-- Где, кроме Парижа, найдете вы столь живой, столь быстрый обмен

мнениями? -- воскликнул Бисиу, вдруг перейдя на баритон.

-- А ну-ка, Бисиу, изобрази нам какой-нибудь классический фарс!

Какой-нибудь шарж, просим!

-- Изобразить вам девятнадцатый век?

-- Слушайте!

-- Тише!

-- Заткните глотки!

-- Ты замолчишь, чучело?

-- Дайте ему вина, и пусть молчит, мальчишка!

-- Ну, Бисиу, начинай!

Художник застегнул свой черный фрак, надел желтые перчатки и, прищурив

один глаз, состроил гримасу, изображая Ревю де Де Монд[*],

но шум покрывал его голос, так что из его шутовской речи нельзя было уловить

ни слова. Если не девятнадцатый век, так по крайней мере журнал ему удалось

изобразить: и тот и другой не слышали собственных слов.

Десерт был сервирован точно по волшебству. Весь стол занял большой

прибор золоченой бронзы, вышедший из мастерской Томира. Высокие фигуры,