Смекни!
smekni.com

Быт и интерьер в романе Евгений Онегин (стр. 2 из 4)

- описание может быть фрагментарным: изображена не полная картина интерьера, а только характерная деталь, черта; при этом автор мощно воздействует на читательское воображение, читатель становится как бы соавтором, восполняя полученное представление в собственном сознании;

- иногда описание включает пояснения автора, акцентируя внимание читателя на мыслях, привычках героя и т.д.

Известное определение Белинского, назвавшего «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», подчеркнуло совершенно особую роль бытовых представлений в структуре пушкинского романа. Конкретизируя этот тезис, Г. А. Гуковский писал: ... «уже самое количество бытовых тем и материалов принципиально отличает пушкинский роман от предшествующей литературы. В «Евгении Онегине» перед читателем проходит серия бытовых явлений, нравоописательных деталей, вещей, одежд, цветов, блюд, обычаев". И далее: «Не в том заключено реалистическое новаторство «Евгения Онегина», что в нем описан быт, неоднократно изображенный до него русскими поэтами, которых мы не захотим и не сможем отнести к реалистам, а в том, что бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками, по-новому, реалистически, то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека и его судьбу».

Быт и интерьер тесно связаны с таким аспектом поэтики литературного произведения, как художественная деталь, то есть небольшая подробность, становящаяся важнейшей чертой образа. Именно через деталь нередко и передаются основные характеристики персонажа. Как целое можно представить через его часть, множественное увидеть в единичном, так глубину образа как художественного единства можно передать посредством детали.

Одной из особенностей «Евгения Онегина» является то, что описание бытовых реалий дает нам необходимое понимание характеров главных героев романа даже тогда, когда они непосредственно не упоминаются или лишь мелькают в виде кратких отсылок, намеков. Это заставляет нас рассматривать характеристику некоторых черт дворянского быта онегинской эпохи как важный художественный прием, помогающий раскрыть сущность образов главных героев романа. При этом мы, разумеется, не ставим перед собой цели характеризовать быт эпохи как таковой - внимание будет привлекаться лишь к тем его сторонам, которые прямо или косвенно отразились в тексте пушкинского романа в отношении его героев.

2. Быт в изображении образов главных героев в романе

«Евгений Онегин»

Быт - часть физической и социальной жизни человека, включающая удовлетворение духовных и материальных потребностей в: пище, одежде, жилье, поддержании физического здоровья, сохранении и продолжении семьи (рода), а также духовных потребностей в повседневном обеспечении душевного комфорта и общении с другими людьми.

Бытовые сцены, а иногда даже целые главы, полностью посвящённые быту, составляют значительную важную часть литературных произведений. Очень часто в произведениях прослеживается определение быта как «низкой» стороны жизни человека в противопоставление различных «высоких» сторон: любовь, культура и др.

Быт в широком смысле — уклад повседневной жизни.

Безусловно, основное место в романе занимает описание жизни главного героя - молодого столичного «повесы» Евгения Онегина. Не описание жизни как набора биографических последовательных событий, а именно описание образа жизни героя, ее повседневного уклада, дает нам представление о среде, в которой формировался характер героя и, реалии которой определили систему ценностей, которые стали во главу угла его жизненной позиции.

Одним из самых важных и интересных примеров раскрытия характера главного героя посредством литературного описания образа жизни, который, в конечном итоге, оказал влияние на его духовное состояние, можно рассматривать приведенное в романе описание распорядка дня столичного дворянина Евгения Онегина.

Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязательств. Следует отметить, что лишь немногочисленная группа дворянской молодежи Петербурга могла себе позволить вести подобную жизнь.

День таких людей начинался далеко за полдень. Право вставать как можно позже являлось своего рода признаком аристократизма.

Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут:

(Гл.1, XV)

Утренний туалет и чашка чаю или кофе сменялись к двум-трем часам дня прогулкой. Излюбленное место гуляний петербургских франтов – Невский проспект и Английская набережная Невы. Так и Онегин в эти часы гуляет по «бульвару».

Покамест в утреннем уборе,

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед.

(Гл.1, XV)

Время обеда наступало около четырех часов пополудни.

Уж тёмно: в санки он садится…

…К Talon помчался: он уверен,

…Вошел: и пробка в потолок,

Вина кометы брызнул ток;

Пред ним roast-beef окровавленный,

И трюфли, роскошь юных лет,

Французской кухни лучший цвет…

(Гл.1, XVI)

Еще бокалов жажда просит

Залить горячий жир котлет,

Но звон брегета им доносит,

Что новый начался балет.

(Гл.1, XVII)

Послеобеденное время, промежуток между рестораном и балом, Онегин, как и молодые люди его круга, проводит в театре. Он для петербургского франта той поры не только художественное зрелище и своеобразный клуб, где происходили светские встречи, но и место любовных интриг и доступных закулисных увлечений:

Все хлопает. Онегин входит,

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложе незнакомых дам.

(Гл.1, XХI)

Еще амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят…

…А уж Онегин вышел вон;

Домой одеться едет он.

(Гл.1, XХII)

Отношение героя романа к одежде определяется, прежде всего, мнением той общественной среды, в которой он живет, и автор очень точно, в нескольких строках, описывает это так:

…Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил

И из уборной выходил

Подобный ветреной Венере,

Когда, надев мужской наряд,

Богиня едет в маскарад.

(Гл.1, XХV)

Онегин спешит на бал. Описание бала дает нам важные детали и помогает понять поведение главного героя. Бал в эпоху Онегина начинался польским (полонезом), который в торжественной функции первого танца сменял менуэт. Показательно, что поэт вводит нас в бальную залу в тот момент, когда,

Музыка уж греметь устала;

Толпа мазуркой занята…

(Гл.1, XХVIII)

т.е. в самый разгар праздника, чем подчеркивается модное опоздание Евгения. Не бал цель Онегина, а всего лишь его собственное появление, которое через опоздание выражает отношение героя романа к празднику как некоторое пренебрежение, создавая впечатление о «высоте» своего положения.

День Онегина заканчивается в утренних сумерках:

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

(Гл.1, XХХV)

Но, шумом бала утомленный

И утро в полночь обратя,

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя.

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.

(Гл.1, XХVI)

Перед нами предстает беззаботная светская жизнь Онегина - однообразная в своем блеске череда дней, калейдоскоп повторяющихся событий. Начав вести светскую жизнь в юном возрасте, герой постепенно усваивает нравы и обычаи окружающего общества, становится полноправным его членом. Но соответствие предопределенного ему происхождением и общественным положением образу жизни, ограничивает его созидательную деятельность, препятствует духовному росту Онегина. В результате внутреннего неразрешимого противоречия следует разочарование в жизни.

…Но к жизни вовсе охладел.

Как Chaild-Harold, угрюмый томный

В гостиных появлялся он…

…Ничто не трогало его,

Не замечал он ничего.

(Гл.1, XХXVII)

Текст в «Евгении Онегине» построен по принципу, когда внетекстовой мир в романе отображается посредством представления многообразных, очень точных и органически связанных между собой описаний. Очень точное описание «мелочей» быта, учитывая все детали, вплоть до мельчайших черточек помогает нам понять не только внутреннее состояние героя романа, но и делать выводы о глубоких движениях идей эпохи, судить о внутренней (бытовой) культуре общества того времени.

Онегин попадает в деревню. Совсем другая жизнь. Отсутствие светской мишуры столичного города, размеренное течение спокойной деревенской жизни, неприхотливая пища определяют иное ощущение о времени. И снова, перед читателем проходит серия бытовых явлений, нравоописательных деталей, вещей, одежд, цветов, блюд, обычаев», которые формируют у нас цельное и законченное представление об укладе деревенской жизни героя романа.

…В седьмом часу вставал он летом…

…Потом свой кофе выпивал,

Плохой журнал перебирая,

И одевался...

(Гл.4, XXXVI, XXXVII)

Прогулки, чтенье, сон глубокой…

...Обед довольно прихотливый,

Бутылка светлого вина,

Уединенье, тишина:

Вот жизнь Онегина святая…

(Гл.4, XXXVIII, XXXIX)

Один, в расчеты погруженный,

Тупым кием вооруженный,

Он на бильярде в два шара

Играет с самого утра.

Настанет вечер деревенский:

Бильярд оставлен, кий забыт,

Перед камином стол накрыт…

(Гл.4, XLIV)

Но что же наш герой, что изменилось в его жизни? Все та же праздность, отсутствие жизненной цели, существование подчиненное сложившимся бытовым обстоятельствам и, отчасти, «деревенским» обычаям.

Прямым Онегин Чильд-Гарольдом