Смекни!
smekni.com

Экспертиза как основная форма использования специальных познаний в уголовном процессе (стр. 7 из 9)

Не будет комплексной экспертизой исследование одних и тех же вещественных доказательств экспертами разных специальностей для решения вопросов, относящихся к различным классам и родам судебных экспертиз, если эксперты решали эти вопросы, действуя в пределах своей компетенции, но без совместных исследований, суммирующей оценки полученных результатов. В данном случае имеет место комплекс экспертиз.

Комплексные экспертизы можно классифицировать по разным основаниям. По родам используемых знаний можно выделить межклассовые (например, криминалистические и медицинские), межродовые (криминалистические трасологические и баллистические), межвидовые. Комплексные экспертизы можно классифицировать и по ведомственной принадлежности экспертных учреждений.

Совместными усилиями ученых за последние десятилетия для решения сложных экспертных задач были разработаны комплексные методики (по определению дистанции и положения стрелявшего комплексная судебно-баллистическая и судебно-медицинская комплексные экспертизы и методики; установление положения сидевшего за рулем; определение положения потерпевшего по следам на обуви и предметах одежды при ДТП и др.) [15, с. 660].

В случаях, когда установление того или иного обстоятельства невозможно путем проведения отдельных экспертиз либо это выходит за пределы компетенции одного эксперта или комиссии экспертов, может быть назначено проведение ряда исследований, осуществляемых несколькими экспертами на основе использования разных специальных знаний (комплексная экспертиза).

При этом эксперты составляют совместное заключение, в котором должно быть указано, какие исследования провел каждый эксперт, какие факты он лично установил и к каким пришел выводам. Каждый эксперт вправе подписать общее заключение либо ту его часть, которая отражает ход и результаты проведенных им лично исследований. Если основанием для окончательного вывода являются факты, установленные другим экспертом, то это также следует отразить в заключении [30, п. 12]. Эксперт дает заключение от своего имени на основании исследований, проведенных им в соответствии с его специальными знаниями, и несет за данное им заключение личную ответственность, полностью распространяется и на всех членов комиссии экспертов, участвующих в проведении комплексной экспертизы [5, ст. 236]. В заключении комплексной экспертизы должно быть указано, какие исследования, в каком объеме провел каждый эксперт и к каким выводам пришел. Каждый эксперт подписывает ту часть заключения, в которой содержатся его исследования и выводы. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 233 УПК общий вывод (выводы) делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов.

Кроме заключения эксперта результатом назначения экспертизы может быть сообщение о невозможности дачи заключения. Такой документ составляется, когда невозможность решения поставленных вопросов очевидна без исследования. Поскольку исследование не проводится, экспертиза считается несостоявшейся и никакого заключения эксперт не дает [34, с. 37]. Если эксперт убеждается, что поставленные вопросы выходят за пределы его специальных знаний или предоставленные ему материалы непригодны или недостаточны для дачи заключения и не могут быть восполнены, либо если состояние науки и экспертной практики не позволяет ответить на поставленные вопросы, он составляет мотивированное сообщение о невозможности дачи заключения и направляет его в орган, ведущий уголовный процесс и назначивший экспертизу [5, ст. 236 ].

Существует более широкий перечень оснований составления сообщения о невозможности дачи заключения. Оно составляется в следующих случаях:

1) Если поставленный вопрос выходит за пределы специальных знаний эксперта. Выходящими за пределы специальных знаний эксперта являются вопросы, относящиеся к области права или другой науке, в которой данный эксперт не компетентен. Компетентность в свою очередь проверяется путем истребования документов и справок об образовании, опыте работы, научных трудах, о прежней экспертной деятельности [31, с. 83]. А некомпетентность, в свою очередь, определяется принадлежностью поставленных вопросов к другой области знания или другой узкой специализации [16, с. 82]. В государственных экспертных учреждениях, по нашему мнению, определять выходят ли поставленные вопросы за пределы специальных знаний эксперта, должен руководитель экспертного учреждения [32, с. 78].

2) Ввиду непригодности или недостаточности для дачи заключения предъявленных эксперту материалов, если ходатайство эксперта не удовлетворено. Недостаточность материалов чаще всего выражается в малом количестве образцов для сравнительного исследования, непригодность объекта для исследования (обычно идентификационного) является результатом его малой информативности (например, смазанный отпечаток пальца).

3) Если современное состояние науки и экспертной практики не позволяет решить вопрос. Например, в настоящее время не существует методики определения давности выстрела свыше нескольких дней [12, с. 38].

Если такого рода вопросы ставятся вместе с другими, которые могут быть разрешены, то обычно отдельного документа - сообщения о невозможности дачи заключения - не составляется. Эксперт указывает на невозможность решения этих вопросов в заключении, наряду с выводами, данными по другим вопросам. Такая практика представляется правильной, поскольку фактической необходимости составления по одной экспертизе нескольких документов нет. Однако, в статистической отчетности такие ответы должны показываться как сообщения о невозможности дачи заключения.

Другим вариантом, когда назначенная экспертиза считается несостоявшейся, является возвращение материалов без исполнения руководителем экспертного учреждения лицу или органу назначившему экспертизу. Это бывает в случаях, когда в принципе экспертиза возможна, но в данной конкретной ситуации ее провести нельзя. Основания для такого возвращения следующие:

- серьезные недостатки в процессуальном оформлении материалов, предъявляемых на экспертизу. Согласно действующим инструкциям руководитель экспертного учреждения сначала уведомляет об этом лицо или орган, назначивший экспертизу, и, если последний в течение определенного срока не принимает мер для устранения недостатков, возвращает ему материалы без исполнения;

- отсутствие в судебно-экспертном учреждении соответствующих специалистов, оборудования, препаратов. Об этом руководитель также сразу уведомляет лицо или орган, назначивший экспертизу, и в соответствии с его указаниями направляет материал в другое учреждение или возвращает без исполнения. Какого-либо процессуального оформления возвращение материалов без исполнения не требует, для этого достаточно сопроводительного письма [12, с. 39].

На практике, сообщение эксперта о невозможности дачи заключения по всем поставленным на разрешение вопросам состоит из следующих частей: вводной, мотивировочной и заключительной. Вводная часть сообщения эксперта о невозможности дачи заключения аналогична вводной части обычного заключения эксперта. В мотивировочной части эксперт обосновывает причины, по которым ему не представилось возможным решить поставленные вопросы. Заключительная часть - констатирующая невозможность решения вынесенных на разрешение экспертизы вопросов [15, с. 662]. Ввиду того, что УПК Республики Беларусь не регламентирует содержание такого процессуального документа как сообщение о невозможности дачи заключения, то целесообразно дополнить УПК соответствующей нормой [32, с. 79].

Следователь, дознаватель, ознакомившись с заключением эксперта или сообщением о невозможности дачи заключения, вправе получить объяснение от эксперта в случае проведения экспертизы до возбуждения уголовного дела или допросить эксперта для разъяснения данного им заключения. Эксперт может изложить свои ответы собственноручно. Протокол допроса эксперта составляется с соблюдением требований статей 193 и 194 УПК [5, ст. 237]. При этом по вызову следователя эксперт обязан явиться для допроса в указанный день и час. За неявку без уважительных причин, эксперт может быть подвергнут денежному взысканию.

Перед допросом следователь (при необходимости) удостоверяется в личности эксперта, его компетентности, разъясняет цель допроса и обязанности эксперта. Затем перед экспертом ставятся вопросы, требующие разъяснения, дополнения, уточнения. Допрос, как указано выше, фиксируется протоколом, где дословно воспроизводятся все вопросы и ответы на них. Протокол прочитывается экспертом (или зачитывается следователем). Правом эксперта является дополнение протокола, внесение поправок. Протокол допроса подписывается (каждая страница) экспертом и следователем [15, с. 665]. Получение объяснения либо допрос эксперта до представления им заключения не допускаются [5, ст. 237].

Критерием разграничения оснований проведения допроса эксперта и назначения дополнительной экспертизы, как правило, служит необходимость в проведении дополнительных исследований. Если для разъяснения выводов эксперта или уточнения содержания заключения не требуется таких исследований, проводится допрос эксперта [15, с. 666].

Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дачи заключения, а также объяснение или протокол допроса эксперта до окончания предварительного расследования предъявляются подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, а также свидетелю, подвергшемуся экспертизе, которые вправе давать свои объяснения и заявлять ходатайства по выводам эксперта [5, ст. 237].