Смекни!
smekni.com

Образы крестьян в поэме Гоголя Мертвые души

Образы крестьян в поэме Гоголя Мертвые души

Образы крестьян в поэме Гоголя Мертвые души

Рнтерес к творчеству Гоголя не ослабевает и в наши дни. Наверное, причина в том, что Гоголь сумел наиболее полно показать черты характера русского человека, величие и красоту России.

«Мертвые души» начинаются с изображения городской жизни, набросков картин города и описания чиновнического общества. Пять глав поэмы отведены на изображение чиновников, пять — помещиков и одна — на биографию Чичикова. В результате воссоздается общая картина России с огромным числом действующих лиц разных положений и состояний, которые выхватываются Гоголем из общей массы, ведь помимо чиновников и помещиков Гоголь описывает и других городских и сельских жителей — мещан, слуг, крестьян. Все это складывается в сложную панораму жизни России, ее настоящее.

Посмотрим, какими Гоголь изображает крестьн.

Гоголь отнюдь не склонен их идеализировать. Вспомним начало поэмы, когда Чичиков въехал в город. Два мужика, рассматривая бричку, определили, что одно колесо не в порядке и Чичиков далеко не уедет. Гоголь не скрыл, что мужики стояли около кабака. Бестолковыми показаны в поэме дядя Митяй и дядя Миняй, крепостной Манилова, просящийся на заработки, а сам идущий пьянствовать. Девочка Пелагея не умеет отличить, где право, где лево. Прошка и Мавра забиты и запуганы. Гоголь не обвиняет их, а, скорее, добродушно смеется над ними.

Описывая кучера Селифана Рё лакея Петрушку — дворовых слуг Чичикова, автор проявляет доброту Рё понимание. Петрушка охвачен страстью Рє чтению, хотя его больше привлекает РЅРµ то, что РѕРЅ читает, Р° сам процесс чтения, как это РёР· Р±СѓРєРІ «вечно выходит какое-РЅРёР±СѓРґСЊ слово, которое РёРЅРѕР№ раз черт знает что значит». РњС‹ РЅРµ РІРёРґРёРј РІ Селифане Рё Петрушке высокой духовности Рё нравственности, РЅРѕ РѕРЅРё уже отличаются РѕС‚ РґСЏРґРё Митяя Рё РґСЏРґРё РњРёРЅСЏСЏ. Раскрывая образ Селифана, Гоголь показывает душу СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ мужика Рё старается понять эту душу. Р’СЃРїРѕРјРЅРёРј, что РѕРЅ РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ значении почесывания РІ затылке Сѓ СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ народа: «Что означало это почесывание? Рё что вообще РѕРЅРѕ значит? Досада ли РЅР° то, что РІРѕС‚ РЅРµ удалась задуманная назавтра СЃС…РѕРґРєР° СЃРѕ СЃРІРѕРёРј братом… или уже завязалась РІ РЅРѕРІРѕРј месте какая зазнобушка сердечная… Рли просто жаль оставлять отогретое место РЅР° людской РєСѓС…РЅРµ РїРѕРґ тулупом, СЃ тем чтобы РІРЅРѕРІСЊ тащиться РїРѕРґ дождь Рё слякоть Рё РІСЃСЏРєСѓСЋ дорожную невзгоду?В»

Выразителем идеального будущего Р РѕСЃСЃРёРё является Р РѕСЃСЃРёСЏ, описанная РІ лирических отступлениях. Здесь тоже представлен народ. Пусть народ этот состоит РёР· «мертвых душ», РЅРѕ РѕРЅ обладает живым Рё Р±РѕР№РєРёРј СѓРјРѕРј, это народ, «полный творящих способностей души…В». Рменно Сѓ такого народа могла появиться «птица-тройка», которой без труда управляет ямщик. Это, например, ярославский расторопный мужик, который «одним топором РґР° долотом» смастерил чудо-экипаж. Его Рё РґСЂСѓРіРёС… мертвых крестьян РєСѓРїРёР» Чичиков. Переписывая РёС…, РѕРЅ рисует РІ своем воображении РёС… земную жизнь: «Батюшки РјРѕРё, сколько вас здесь напичкано! что РІС‹, сердечные РјРѕРё, поделывали РЅР° своем веку?В» Мертвые крестьяне РІ РїРѕСЌРјРµ противопоставлены живым крестьянам СЃ РёС… бедным внутренним РјРёСЂРѕРј. РћРЅРё наделены сказочными, богатырскими чертами. Продавая плотника Степана, помещик Собакевич описывает его так: «Ведь что Р·Р° силища была! Служи РѕРЅ РІ гвардии, ему Р±С‹ Р±РѕРі знает что дали, трех аршин СЃ вершком ростом».

Образ народа РІ РїРѕСЌРјРµ Гоголя постепенно перерастает РІ образ Р РѕСЃСЃРёРё. Здесь тоже просматривается противопоставление настоящей Р РѕСЃСЃРёРё идеальной будущей Р РѕСЃСЃРёРё. Р’ начале одиннадцатой главы Гоголь дает описание Р РѕСЃСЃРёРё: «Русь! Р СѓСЃСЊ! Вижу тебя…В» Рё «Какое странное, Рё манящее, Рё несущее, Рё чудесное РІ слове: РґРѕСЂРѕРіР°!В» РќРѕ эти РґРІР° лирических отступления разрываются фразами: «Держи, держи, дурак!В» — кричал Чичиков Селифану. «Вот СЏ тебя палашом! — кричал скакавший навстречу фельдъегерь СЃ усами РІ аршин. — РќРµ видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж!..В»

В лирических отступлениях автор обращается к «необъятному простору», «могучему пространству» русской земли. В последней главе поэмы бричка Чичикова, русская тройка превращается в символический образ России, стремительно несущейся в неведомую даль. Гоголь, будучи патриотом, верит в светлое и счастливое будущее Родины. Гоголевская Россия в будущем — великая и могучая страна.