Смекни!
smekni.com

Судебная защита прав и интересов несовершеннолетних детей (стр. 3 из 16)

1. Систему особой специализации российской юстиции — институт ювенальных судей.

Ювенальный судья представляет собой не только судью, но и целый штат работников, формирующийся вокруг этой фигуры. Жизненно необходимо создание служб социальных работников, осуществляющих вспомогательные функции по:

- сбору, анализу и представлению судье всего комплекса информации, связанной с конкретным подростком, его средовым окружением, обстоятельствами возникновения ситуации, требующей судебного вмешательства и рассмотрения;

- контакту с семьей несовершеннолетнего, средой его непосредственного окружения — для последующего судебного определения возможности успешного возвращения ребенка в семью или процедур и действий, которые необходимо предпринять в отношении этого средового окружения.

В работе ювенального судьи и в тексте Закона «О ювенальной юстиции» базовыми, отправными должны стать следующие позиции:

1) В подавляющем числе преступлений, совершаемых подростками, основная часть вины лежит на семье, в которой проживает несовершеннолетний правонарушитель (ближайшее окружение).

2) Почти всегда для общества (и для ребенка, безусловно) наиболее желательными являются действия, направленные на нормализацию внутрисемейных отношений, на сохранение семьи. При этом исключение должны составлять только те случаи, когда сохранение семьи невозможно без реальной и непосредственной угрозы здоровью и жизни подростка.

3) Непосредственно уголовное наказание должно стать чрезвычайной, исключительной мерой наказания для подростка.

Первая и вторая позиции не противоречат друг другу. Их конфликт надлежит решать именно обществу с помощью ювенального суда, социальных служб при суде и большого количества внесудебных процедур (реализуемых, в том числе негосударственными организациями).

Третий пункт предполагает возможность развития практики, основанной на реализации в отношении несовершеннолетнего мер воспитательного воздействия, не связанных с уголовным наказанием. Формой судебного воздействия в подавляющем числе случаев должно стать приобщение подростка к обязательному участию в различных социально-психологических и реабилитационных программах, направленных на его ресоциализацию.

2. Специализированную (ювенальную) прокуратуру. Реформирование нынешней системы правосудия неизбежно вызывает потребность изменений в принципах построения взаимоотношений государства с некоторыми негосударственными институтами.

3. Специализированную (ювенальную) адвокатуру. Важно создать предпосылки для расширения сферы деятельности и специализации адвокатуры по вопросам защиты прав несовершеннолетних. Поскольку указанный институт не является государственным, необходимо безусловное осознание государством важности:

- более разумной налоговой политики при использовании механизмов поощрения деятельности ювенальной адвокатуры;

- создания условий для повышения доступности и для правового и процедурного обеспечения услуг ювенальных адвокатов детям и подросткам.

4. Институт Уполномоченного по правам ребенка. Институт Уполномоченного по правам человека в России в настоящее время создан. Формируется структура, которая может иметь и некоторую ювенальную специализацию. Возможно создание должности заместителя Уполномоченного по правам человека. Такой заместитель должен был бы непосредственно курировать вопросы защиты прав ребенка.

5. Институт социальных работников.

Социальные работники должны осуществлять непрерывный сбор информации о неблагополучном ребенке в процессе его жизнедеятельности. Эта работа направлена на то, чтобы действия и решения судьи опирались не только на его правовые знания, человеческие качества и жизненный опыт, но и на солидную базу данных, собранных несколькими группами квалифицированных социальных работников.

В данном направлении предлагается формирование четырех различных групп социальных работников:

- действующих в непосредственном и тесном контакте с ювенальным судьей;

- «уличных» социальных работников, осуществляющих сбор первичной и наиболее объемной информации;

- контактирующих с семьей и непосредственным окружением ребенка;

- курирующих конкретного ребенка, помогающих ему после «встречи» с судьей и занимающихся непосредственной помощью в ресоциализации ребенка.

Наряду с перечисленными профессиональными группами к ювенальной юстиции следует отнести целый ряд социально-правовых технологий, связанных с обеспечением более полной защиты прав несовершеннолетних.

В качестве одной из таких форм защиты могут быть признаны процедуры примирения между правонарушителем и потерпевшим, использование которых способно значительно разгрузить суды, освободив их от необходимости рассмотрения большого объема дел невысокой степени тяжести. С другой стороны, процедуры примирения способствуют удовлетворению потребностей потерпевшего во внимании к его проблемам и в ресоциализации, а также позволяют путем совместного обсуждения найти способы и формы возможной компенсации[13].

Таким образом, ювенальная юстиция представляет собой совокупность правовых механизмов и институтов, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных процедур и программ, объединенных вокруг специального судебного института ювенальных судов в систему государственных и негосударственных органов и организаций, предназначенную для обеспечения наиболее полной защиты прав несовершеннолетних.

несовершеннолетний право юстиция защита


Глава II. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних детей

2.1 Семейно-правовые средства обеспечения безопасности несовершеннолетних детей России

В современной научной литературе даются различные определения безопасности личности (человека), под которой, в частности, понимается: а) защищенность условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод личности и возможности для ее саморазвития[14]; б) состояние защищенности человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей; в) социальная защищенность человека, обеспечивающая сохранность самого человека и его отдельных жизненно важных функций в соответствии с наибольшими возможностями общества[15]; г) способность развиваться и самореализовываться при наличии угроз и опасностей физического, психологического и иного характера на основе формирования новых свойств и качеств, использования угроз и опасностей в качестве стимулов развития[16].

Обеспечение безопасности личности, включая реальное обеспечение прав и свобод граждан, духовное и интеллектуальное развитие, достойного и гарантированного государством минимума условий существования, относится к жизненно важным интересам государства. Одной из составляющих безопасности личности является юридическая безопасность, под которой, по мнению А.А. Тер-Акопова, следует понимать состояние защищенности человека в связи с вступлением его в сферу правовых отношений[17].

Обеспечение безопасности личности тесно связано с решением проблемы возрождения и государственной поддержки семьи, выходом из кризисной для России демографической ситуации и созданием условий для эффективной защиты прав и законных интересов детей. Поэтому важное значение имеет рассмотрение юридической безопасности несовершеннолетних как состояния их защищенности семейно-правовыми средствами, от которой во многом зависит состояние безопасности общества в целом. Не случайно различные аспекты защиты прав ребенка в последнее время являются предметом достаточно частого исследования в юридической литературе. Более того, отмечается, что одна из основных целей семейного права - охрана прав ребенка, которая является самостоятельной областью науки семейного права[18].

В этой связи необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что существующая в Российской Федерации нормативно-правовая база по вопросам защиты прав детей в конце 90-х гг. претерпела некоторые изменения. Реализация в Семейном кодексе РФ неоднократно высказываемого предложения о замене существовавшего в Кодексе о браке и семье РСФСР довольно неопределенного термина "интересы детей" на конкретную и более содержательную норму о правах детей отвечает нормам международного права и позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних.

С 15 сентября 1990 года Российская Федерация является участником Конвенции ООН о правах ребенка, которая рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите. Закрепленный в Семейном кодексе РФ подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым Российской Федерацией обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка[19].

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств: а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство; б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации; в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию; г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения; е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания; ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка[20].