Смекни!
smekni.com

Правовой статус лиц, участвующих в делах особого производства (стр. 2 из 3)

Предметом прокурорского надзора, осуществляемого Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами, являются законность и обоснованность судебных постановлений по гражданским делам, а также соблюдение законодательства при их исполнении.

Прокурору закон не предоставляет функций правоприменительного характера. Основными функциями прокурорского надзора являются наблюдение с целью выявления и предупреждения правонарушений и реагирование с целью пресечения и устранения последствий правонарушений, в том числе и в гражданском процессе.

Для реализации названных функций прокурорского надзора в сфере гражданского судопроизводства прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением о возбуждении дела или вступить в дело.

По делам, возбужденным в суде без участия прокурора, его правовая позиция по делу отражается в заявлениях и во всех случаях - в ходе судебного разбирательства дела в виде его мнения по вопросам разбирательства дела и по существу дела во время судебных прений.

По делам, возбужденным прокурором в интересах других лиц, прокурор наделен правом активно содействовать защите интересов других лиц, правом поддерживать и обосновывать заявленное требование. Одновременно прокурор выполняет и функции надзора, поэтому обязан высказывать свое мнение по делу. Правовая позиция прокурора по делу выражается как в момент возбуждения гражданского дела, т.к. прокурор утверждает и обосновывает необходимость защиты прав одной стороны (истца, заявителя, ответчика) по встречному иску в заявлении, направленном в суд, а затем при рассмотрении дела по существу и в судебных прениях.

Под влиянием исследованных в суде обстоятельств возможно изменение прокурором правовой позиции по делу.

Выделяют две формы участия прокурора в особом производстве:

1) при возбуждении гражданского дела путем подачи заявления в защиту прав и охраняемых законом интересов граждан, юридических лиц или государства;

2) при вступлении в процесс, начавшийся по инициативе других лиц.

Общим для всех случаев возбуждения дела прокурором, а также кассационного, надзорного или иного производства является то, что прокурор имеет право не только на поддержание в суде иска (заявления) или протеста, представления и пользуется правами заинтересованного в исходе дела лица, характерными для соответствующего производства, но также обязан высказать мнение по делу.

Для осуществления прокурорского надзора за законностью и обоснованностью судебных постановлений, не вступивших в законную силу, прокурор вправе знакомиться с материалами дела и в том случае, если он в деле не участвовал.

Право на возбуждение кассационного производства путем принесения в кассационный суд кассационных и частных протестов на судебные решения и определения, которые не вступили в законную силу, принадлежит соответствующему прокурору и его заместителю в пределах их компетенции и независимо от участия в деле.

Право принесения протеста в порядке надзора на судебные решения, определения и постановления, которые вступили в законную силу, принадлежит Генеральному прокурору Республики Беларусь и его заместителям, а также прокурорам областей, города Минска, приравненным к ним прокурорам, а Белорусскому военному прокурору - на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые не пересматривались в кассационном порядке.

Прокурор, участвующий в деле в любой форме, вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства и пользоваться иными правами лиц, заинтересованных в исходе дела. Дополнительной гарантией осуществления конституционного права на судебную защиту является положение ст. 6 ГПК, которая наделяет государственные органы, юридические лица и граждан полномочием на защиту прав и интересов других лиц от собственного имени в случаях, предусмотренных законом.

Для государственных органов участие в процессе является выполнением возложенных на них функций в определенной сфере государственного управления. Поэтому формы участия в гражданском процессе государственных органов более разнообразны. Эти органы могут защищать права и охраняемые законом интересы других лиц не только посредством возбуждения гражданских дел, но и в форме дачи заключения по делу, вступив в него по своей инициативе, инициативе юридически заинтересованных в исходе дела лиц или будучи привлеченными судом.

Возбуждению гражданского дела по заявлению государственных органов, юридических лиц и граждан, выступающих в защиту прав других лиц от собственного имени, должна предшествовать проверка судьей установленных законом условий. Данные субъекты вправе обратиться в суд для защиты прав других лиц только в указанных законом случаях, поэтому судья должен проверить это условие (например, о защите интересов несовершеннолетних, а также интересов недееспособных). Судья проверяет также, наделен ли тот субъект, который обращается в суд, полномочием на возбуждение дела, поскольку объем прав государственных органов, юридических лиц и граждан на возбуждение гражданских дел в защиту прав других лиц существенно различается.

Если государственные органы, юридические лица или граждане придут в ходе рассмотрения дела к выводу, что обращение в суд необоснованно, они вправе отказаться от своего заявления в суде. Однако дело производством прекращается только в том случае, если последует принятый судом отказ от иска (заявления) со стороны лица, в интересах которого возбуждено дело, или его представителя, имеющего соответствующие полномочия. В ином случае дело рассматривается по существу (ч. 3 ст. 88 ГПК).

Гражданское процессуальное законодательство возлагает на данных участников процесса ряд процессуальных обязанностей, в том числе обязанность добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами (ч. 2 ст. 56 ГПК), поддерживать и обосновывать доказательствами заявленное ими в защиту прав других лиц требование (ст. 20 ГПК), являться в суд при отсутствии уважительных причин для неявки (ст. 282 ГПК) и некоторые другие.

Материально-правовые и процессуальные последствия рассмотрения и разрешения судом дела распространяются на лицо, в защиту прав которого оно возбуждено. После вступления решения суда в законную силу это лицо не вправе вторично обратиться в суд с тождественным заявлением.

В судебной практике наиболее распространенной формой защиты прав других лиц в гражданском процессе государственными органами является дача заключения по делу.

Для дачи заключения в процессе могут участвовать органы опеки и попечительства (эти функции возлагаются на отделы образования, здравоохранения, социальной защиты), жилищно-коммунальные и некоторые другие органы.

Конкретные случаи участия в гражданском процессе государственных органов для дачи заключения по делу предусмотрены нормами брачно-семейного, гражданского и гражданско-процессуального законодательства [4, с. 434].

Государственные органы вступают в процесс для дачи заключения по делу по определению суда. Полномочия представителя государственного органа подтверждаются доверенностью, дающей право на участие в деле от имени этого органа, за подписью руководителя.

Государственные органы, участвующие в процессе для дачи заключения по делу, обязаны представить такое заключение по вопросам, отнесенным к их компетенции. Заключения, даваемые государственными органами, могут касаться как всего дела в целом, так и отдельных фактов и вопросов.

Заключение представляется в суд в письменном виде и в зависимости от компетенции государственного органа должно содержать четкий, исчерпывающий ответ на вопросы, поставленные судом.

Заключение должно быть подробно мотивировано. При этом в обоснование могут быть положены не только те данные, которые имеются в материалах, но и собранные самим государственным органом. Заключения государственных органов, а также связанные с ними акты и другие документы относятся к средствам доказывания, поскольку кроме правовой оценки в них получают отражение установленные данным органом факты. Они исследуются судом в ходе рассмотрения дела в совокупности со всеми добытыми по делу доказательствами. Непривлечение государственного органа в процесс для дачи заключения в случаях, когда это предусмотрено законом, является основанием для отмены судебного решения как постановленного по недостаточно исследованным материалам дела [6, с. 201].

Участие в особом производстве лиц, не имеющих юридической заинтересованности в исходе дела

Участниками гражданского судопроизводства, не имеющими юридической заинтересованности в исходе дела, являются свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые, хранители арестованного или спорного имущества. Этих субъектов гражданских процессуальных правоотношений называют также лицами, содействующими суду в правильном и быстром разрешении дела. Однако с учетом различий целей их участия в процессе более точным представляется подразделять их на лиц, являющихся источниками доказательств (к ним относятся свидетели, эксперты, специалисты), и лиц, содействующих правосудию (это переводчики, понятые, хранители имущества).

В соответствии со ст. 91 ГПК свидетелем в гражданском процессе является лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела. Как правило, свидетели получают такие сведения в результате личного восприятия фактов, установление которых имеет значение для правильного разрешения дела. Иногда свидетель не является очевидцем таких фактов и получает сведения о них от других лиц.

Законодательство не содержит ограничений, связанных с возрастом свидетеля или его родственными связями с юридически заинтересованными в деле участниками процесса [5, с. 288].