Смекни!
smekni.com

Вопросы, практика применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответств (стр. 2 из 6)

Ряд авторов по материалам проведенных исследований дают типологию потерпевших в зависимости от возможности их оценивать криминогенную ситуацию.

1. Потерпевшие, не способные сами адекватно оценивать виктимность ситуации, предшествующей преступлению. К ним относят детей и лиц с психическими отклонениями. Эта категория людей практически беззащитна перед преступными посягательствами, если они находятся вне сферы влияния лиц, призванных контролировать их поведение и защищать их.

2. Потерпевшие, способные сами адекватно оценивать опасность ситуации, предшествующей преступлению, но в силу того, что преступник, являясь их знакомым или родственником, не строящие предположение о криминальных последствиях.

3. Потерпевшие, находившиеся в своих домах, чаще всего в сельской местности, и подвергшиеся таким нападениям, которые иногда сопровождаются ограблением жертв, либо напротив вначале совершается разбой, который перерастает в изнасилование и сексуальное убийство.

4. Потерпевшие, способные сами адекватно оценивать виктимность ситуации, предшествующей преступлению, но по тем или иным соображениям пренебрегавшие мерами личной безопасности.

5. Потерпевшие, способные сами адекватно оценивать виктимность ситуации, предшествующей преступлению, но своим поведением способствовавшие трагической развязке. Это относится к женщинам, не особо разборчивым в установлении контактов с незнакомыми людьми, а также тем, которые находились в состоянии алкогольного опьянения[3].

Весьма интересным представляется анализ действий при изнасилованиях, который позволил выявить виды позиций жертвы по отношению к преступнику.

1. Жертва как объект, не имеющий отношения к преступнику.

2. Жертва как цель агрессивного контроля.

3. Жертва как сексуальный объект.

4. Жертва как ключ для криминальной активности.

5. Жертва, с которой желаемыми являются псевдоотношения.

Очень часто трудно определить тип поведения жертвы, так как восприятие и оценка конкретной ситуации женщиной может существенно расходиться, с тем как ее воспринимает насильник. В ряде случаев появляется суждение о женской «вине» в случившемся. Женщина обвиняется в безнравственности, антиобщественном образе жизни, поведении. Причем, как правило, так характеризуется ее поведение и в целом, и в ситуации, предшествующей изнасилованию. Однако для понимания психологии жертвы важным является не фиксация неправильных действий потерпевших, а объяснение того, почему они ведут себя таким образом.

Неправильное поведение потерпевших может быть выражено в совместных выпивках с будущим насильником, проявлении ласки по отношению к нему и т. п., либо оно может быть пассивным, например, при недостаточно активном противодействии сексуальным намерениям и др. Однако, при оценке конкретной ситуации следует исходить из того, что одни и те же действия, одно и то же поведение может одним людям показаться безнравственным, а другим – вполне нормальным, и жертва может относиться именно к такой категории людей. Кроме того, довольно часто сопротивление жертвы преступником воспринимается как мнимое, как притворство. Также многочисленны случаи, когда даже неосторожное поведение потерпевших, не являющееся аморальным расценивается насильником как безнравственное, допускающее половое сношение.

Таким образом, потерпевшая никогда не должна расцениваться как главная виновница совершенного в отношении нее изнасилования, несмотря на то, что ее вина может быть очевидна (вообще о вине потерпевшей можно говорить только внеправовом аспекте).

Весьма интересным представляется вопрос о том, все ли потерпевшие от изнасилования обладают виктимностью, и каким категориям она больше присуща.

Под виктимностью Антонян Ю.М., Ткаченко А.А. понимают, во-первых, незащищенность личности со стороны государства, общества и микроокружения от каких-либо преступных посягательств; во-вторых, субъективную предрасположенность личности стать жертвой преступления, что ослабляет способность противостоять преступнику[4].

Первая составляющая виктимности практически не зависит от человека и связана с внешними факторами, например, недостатками в деятельности правоохранительных органов.

Второе явление более сложно. Оно включает в себя:

- психологические (в том числе, индивидуально-психологические, социально-психологические) «дефекты» личности;

- биофизиологические свойства личности, например, возрастные;

- психопатологические особенности, связанные с психическими аномалиями и болезнями.

Таким образом, незащищенность потерпевшей выступает в качестве объективного внешнего условия, а субъективная предрасположенность, если она есть – внутренней причиной того, что она стала жертвой изнасилования.


Глава 2

Конституция Российской Федерации устанавливает, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Защита соответствующих прав - обязанность государства. Половая свобода и половая неприкосновенность личности относятся к числу прав, установленных и гарантированных Конституцией. Так, например, ч.1 ст. 22 гласит: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Изнасилование – это наиболее распространенное и тяжкое преступление против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

2.1. Объективные признаки изнасилования.

Ст. 131 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) определяет изнасилование как половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей.

Поскольку ст. 131 УК помещена в Раздел «Преступления против личности», то родовым объектом изнасилования являются общественные отношения, охраняющие личность. Видовой объект – общественные отношения, охраняющие половую неприкосновенность и половую свободу личности. Непосредственный объект – отношения, охраняющие половую неприкосновенность и половую свободу женщины. Здесь можно говорить о дифференциации двух указанных категорий. Так как половая свобода – это возможность решения вступать или не вступать в половые отношения, свобода в выборе партнера, то уголовный закон охраняет общественные отношения, обеспечивающие половую свободу взрослой женщины, т.е. женщины, достигшей, по крайней мере, шестнадцатилетнего возраста. При посягательстве на лиц женского пола, не достигших шестнадцати лет, речь идет также о половой неприкосновенности, поскольку половая неприкосновенность есть запрет на совершение действий сексуального характера по отношению к несовершеннолетней в силу отсутствия ее физической и психологической готовности к таковым. Законодатель не зря выделяет в качестве квалифицирующих признаков совершение изнасилования заведомо несовершеннолетней и потерпевшей заведомо не достигшей четырнадцатилетнего возраста.

Потерпевшей от изнасилования может быть только женщина. В теории высказывались мнения о том, что следует закрепить возможность привлечения к ответственности за совершение изнасилования мужчины[5], но законодатель изложил данные нормы иначе.

При анализе изнасилования можно говорить о наличии дополнительного объекта, в качестве которого выступают общественные отношения, охраняющие честь и достоинство личности, его конституционные права.

Весьма сложным представляется анализ объективной стороны изнасилования, требующий подробного рассмотрения всех его составных элементов. Само деяние выражено в виде противоправного действия – полового сношения с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей. Таким образом, изнасилование с объективной стороны предполагает активное поведение субъекта путем совершения двух действий: во-первых, полового сношения, во-вторых, физического или психологического насилия либо использования беспомощного состояния потерпевшей. Изнасилование в физиологическом смысле – это естественное половое сношение (половой акт, совокупление. Физическое и психическое насилие используется виновным как средство преодоления сопротивления потерпевшей, когда она вынуждена уступить его домогательствам, желая избежать более тяжких последствий, и как средство, когда потерпевшая приводится в такое состояние, при котором лишается возможности оказать сопротивление.

Под физическим насилием понимается фактическое воздействие на потерпевшую, которое может выражаться в простом приложении силы, а также в причинении побоев, телесных повреждений, связывании, ограничении свободы, сдавливании или перевязывании шеи и даже причинении смерти.

Психологическое насилие – запугивание женщины такими действиями или высказываниями, которые выражают намерение немедленного применения к потерпевшей или ее близким физического насилия. Угрозы могут выражаться жестами, словами, демонстрацией оружия, предметов, используемых в качестве оружия и т.д.

Уголовный кодекс РСФСР (далее УК РСФСР) определял изнасилование как половое сношение с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потерпевшей. Соответственно такая трактовка делала спорным вопрос об использовании норм об изнасиловании в случае применения физического или психологического насилия не к самой потерпевшей, а к иным лицам. Действующий УК РФ включил в диспозицию ст.131 применение насилия или угрозу его применения к другим лицам. Закон при этом не требует, чтобы эти лица были близкими потерпевшей. Однако обязательным условием является восприятие потерпевшей как реальных угроз, применяемых к ней или иным лицам, как угроз, которые в любой момент могут быть реализованы в случае невыполнения требований насильника.