Смекни!
smekni.com

Сравнительная характеристика изнасилования и насильственных действий сексуального характера. Пра (стр. 4 из 14)

Таким образом, в законе дан исчерпывающий перечень способов действия, свойственных изнасилованию, постольку совершение полового сношения с женщиной каким-либо иным способом, например, обманом, состава изнасилования не образует. В частности, Пленум Верховного Суда РВ от 22 апреля 1992 года "О судебной практике по делам об изнасиловании" разъяснил: "Действия лица добившегося согласия женщины на совершение полового акта путем обмана или злоупотребления доверием, например, заведомо ложного обещания вступить с ней в брак, не могут рассматриваться как изнасилование"[12].

Физическое насилие состоит в нанесении побоев, связывании, насильственном удержании, лишении возможности позвать на помощь, причинении вреда здоровью. По ч. 1 ст. 131 УК РФ имеется ввиду причинение побоев (ст. 116 УК РФ); легкого (ст. 115) или средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ). Как видно из приведенного перечня, физическое насилие чаще всего выражается в воздействии на тело потерпевшей. Вместе с тем физическим насилием может признаваться и воздействие на ее внутренние органы (дача наркотиков, токсичных либо психотропных веществ).

Верховный Суд России по этому поводу высказал мнение, что подобное воздействие должно расцениваться как способ приведения женщины в беспомощное состояние. Соглашаясь с подобной трактовкой в принципе, следует, однако, добавить, что в этих случаях необходимо вменять виновному оба признака: физическое насилие (воздействие на организм потерпевшей против ее воли) для приведения ее в бессознательное состояние и изнасилование с использованием этого состояния.

Психическое насилие осуществляется запугиванием потерпевшей, угрозой немедленно причинить вред ее здоровью либо физической расправы над ее детьми, родственниками и другими, даже незнакомыми ей людьми. Угроза должна быть воспринята потерпевшей как реальная, так как только она может парализовать сопротивление женщины. Угрозы полностью входят в объективную сторону изнасилования и не требуют дополнительной квалификации по ст. 119 УК РФ.

Итак, угроза как действие при изнасиловании должна отвечать следующим требованиям:

1. по своему характеру быть непосредственной, т.е. могущей быть немедленно приведенной в исполнение, если потерпевшая не уступит домогательствам виновного;

2. по содержанию быть серьезной, т.е. угрожать жизни, здоровью потерпевшей или других лиц;

3. по внешнему проявлению выражаться достаточно интенсивно с тем, чтобы не оставалось сомнений, что угрожающий намерен ее осуществить;

4. по возможности своего осуществления должна быть реальной, т.е. потерпевшая должна быть убеждена в том, что угроза будет осуществлена.

Непосредственный характер угрозы и возможность ее осуществления в тот момент ставят женщину в безвыходное положение, вынуждают ее уступить домогательствам насильника с тем, чтобы предотвратить грозящее ей или другим лицам немедленное физическое насилие.

И. обманным путем завел в сарай несовершеннолетнюю К., где пытался склонить ее к половой близости. Когда К. категорически отказалась от предложения И., последний заявил, что если она не передумает, то он выйдет из сарая и объявит находящимся во дворе своим приятелям, что К. – девушка легкого поведения, вступавшая ранее в беспорядочные половые связи и больна дурной болезнью. К. испугалась позора и уступила И.

В связи с этим, Пленум Верховного Суда СССР от 25 марта 1964 г. "О судебной практике по делам об изнасиловании" разъяснил, что под угрозой, применяемой как средство подавления сопротивления потерпевшей в целях ее изнасилования, следует понимать запугивание потерпевшей такими действиями или высказываниями, которые выражали намерение немедленного применения физического насилия к самой потерпевшей или к ее близким родственникам (например, к ее детям)[13].

Физическое и психическое насилие может применяться не только к потерпевшей, но и к другим лицам, пытающимся, например, защитить женщину от насильника, позвать на помощь. Однако в этом случае необходимо уточнить цель насилия. Если применяемое насилие к другим лицам преследует цель сломить сопротивление жертвы и таким образом заставить ее согласиться на половой акт, то квалификация действий виновного полностью охватывается ст. 131 УК РФ. Если же целью насилия над другими лицами было устранить нежелательных очевидцев, защитников потерпевшей, то действия виновного должны квалифицироваться и по статьям об ответственности за преступления против жизни и здоровья. Убийство такого лица надо квалифицировать по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ (сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера либо с целью скрыть другое преступление).

Оба вида насилия должны предшествовать половому акту. Цель – подавить сопротивление потерпевшей и совершить изнасилование против ее воли.

В 10-14% случаев изнасилование совершается с использованием беспомощного состояния потерпевшей, т. е. неспособности жертвы сознавать происходящее с ней либо оказать сопротивление. Беспомощное состояние потерпевшей может явиться следствием болезни с потерей сознания, обморочным состоянием из-за стресса, теплового удара и др. Разновидностью такого состояния может быть глубокий сон, сильная степень алкогольного опьянения или одурманивания токсинами.

Неспособность оказать физическое сопротивление может объясняться старостью, физическими недостатками, болезнью, сопряженной с утратой двигательных функций и т. п., физическим воздействием со стороны преступника или его сообщников.

В беспомощном состоянии находится малолетняя потерпевшая в возрасте до 14 лет, которая не осознает характера и значения, совершаемых с ней действий и не способна оказать сопротивление насильнику. Половой акт с потерпевшей, находящейся в беспомощном состоянии, совершается без насилия, но помимо ее воли, что сознает виновный.

Говоря о беспомощном состояния, обусловленном малолетним возрастом, нужно помнить, что важное значение имеют, прежде всего, уровень духовного развития девочки, ее способность разумно оценивать половые отношения. Лицам малолетнего возраста, хотя и понимающих характер и значение совершаемых с ними действий, свойственны не развитость волевых качеств, физическая слабость, пугливость, препятствующие возможности противостояния грубых действий со стороны взрослых. Возможны случаи, когда робкие, неопытные девочки не могут оказать сопротивления решительным действиям насильника, подчиняются его воле, находятся в состоянии психического ступора. В этих случаях, с учетом заключения психологической экспертизы, состояние потерпевшей может быть признано беспомощным.

Физическая беспомощность, как и психическая беспомощность, также имеет свои особенности. Следует заметить, что установление этого обстоятельства не представляет затруднений для следственно - судебной практики. Это обычно или в случае болезни, лишающей потерпевшую возможности сопротивляться (например, высокая температура, частичный паралич и т.п.), или наличие таких физических недостатков, как слепота, отсутствие руки или ноги и т.п. или, наконец, престарелый возраст. Вместе с тем, состояние физической беспомощности может возникнуть и у здоровой женщины в результате случайно сложившейся ситуации, которой воспользовался виновный. Судебной практике известен случай, когда девушка, ехавшая с обвиняемым на телеге, случайно застряла в ней между подушками и соломой, что дало возможность совершить с ней половой акт, так как потерпевшая не могла подняться со спины [14].

Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 131 УК РФ не имеет значения, что явилось причиной беспомощного состояния. Однако когда в такое состояние ее привел виновный с целью совершить затем изнасилование или (по его просьбе) другое лицо, знающее о преступных намерениях субъекта, то необходимо дать правовую оценку этим предварительным действиям. Если в них содержится самостоятельный состав преступления, то действия виновного, кроме ст. 131 УК РФ, надо квалифицировать по статье Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за ранее совершенное преступление. Например, вовлечение несовершеннолетней в систематическое употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ с целью совершения изнасилования следует квалифицировать по ст. 151 и 131 УК РФ; лишение свободы потерпевшей и изнасилование – по ст. 126 и 131 УК РФ.

2.1.2. Субъективные признаки преступления

Состав, предусмотренный ч. 1 ст. 131 УК РФ - формальный. Уголовная ответственность наступает за совершение самого действия. Изнасилование считается оконченным с момента начала полового акта, независимо от его последствий – растления, завершения полового акта в физиологическом смысле и т. д.

Вместе с тем в случаях, когда намерение насильника на совершение полового акта не было доведено до конца, возникает необходимость выяснить, нет ли в действиях виновного добровольного отказа. В соответствии со ст. 31 УК РФ добровольный отказ от изнасилования возможен на стадиях приготовления и неоконченного покушения. При этом виновный, добровольно отказываясь довести преступление до конца, сознает возможность совершения изнасилования. Иными словами, добровольный отказ (при наличии указанных в ст. 31 УК РФ условий) возможен до начала естественного физиологического акта. После этого разговор о добровольном отказе беспредметен.

Мотивами добровольного отказа могут быть жалость либо отвращение к жертве, страх перед грозящим наказанием, опасность заразиться венерической болезнью и др. При добровольном отказе виновный в соответствии со ст. 31 УК РФ освобождается от уголовной ответственности и не отвечает за приготовление либо покушение на изнасилование.

Если в фактически совершенных насильником действиях содержится состав иного преступления (хулиганства, оскорбления, нанесения побоев или причинения вреда здоровью потерпевшей), он должен отвечать за эти действия.