Смекни!
smekni.com

Правовые системы современности 3 (стр. 3 из 3)

Еще одно отличие права США от английского - это контроль судов за конституционностью законов. Верховный суд США, Верховные суды штатов могут признать соответственно тот или иной федеральный закон либо закон штата неконституционным. Судебные органы федерации и штатов осуществляют также контроль за конституционностью актов применения общего права. Любое судебное решение может быть аннулировано в случае признания его противоречащим конституционной норме. Этот правовой институт весьма важен как средство заставить судебные инстанции уважать судебные принципы права и обеспечить тем самым единство правовой системы США.[3. C. 371].

В США уделяется большое внимание кодификации действующего законодательства, но американские кодексы существенно отличаются от романо-германских кодексов.

Кодексы европейского образца имеются только в штате Луизиана, где сохраняется романо-германская традиция.

В остальных штатах действуют кодексы другого типа, которые представляют собой консолидацию прежних норм. Таковы гражданские кодексы, которые приняты в ряде штатов (Калифорнии, Джорджии, Монтане и др.); гражданско-процессуальные кодексы и т.д.

Кодексом в США именуются также различные систематизированные собрания действующего федерального законодательства или законодательства отдельных штатов. Такие кодексы не включают в себя нормы прецедентного права.

В 20 в. в США, как и в Англии, появились новые тенденции. Право перестало рассматриваться только как средство разрешения споров. Оно стало представлять в глазах юристов и граждан орудие, способствующее созданию общества нового типа и именно для этого предназначенное.

2.3. Семья религиозно-традиционного права

Правовые системы многих стран Азии и Африки не обладают той степенью единства, которая свойственна ранее охарактеризованным правовым семьям. Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Конечно, все эти правовые системы (семьи) в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах. Считается, что принципы, которыми руководствуются не западные страны, бывают двух видов: [18. C. 275].

1. признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на западе, имеет место переплетение права и религии;

2. отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем.

К первой группе религиозно-традиционной системы относятся страны мусульманского, индусского и иудейского права, ко второй - страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара.

Мусульманская правовая система.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях.

Ислам - самая молодая религия из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение. Эта религия содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; во- вторых, шар или шариат, т.е. предписания верующим, что они должны делать и чего не должны. Шариат ("путь следования") - это по сути своей религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим, т.е. совокупность предписаний о том, что они должны делать и чего не должны делать. В основе шариата, как и других религиозно-нормативных систем (индусского права, иудейского права, права ряда стран Дальнего Востока), лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав.28 Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленными самими нормами.

Источником мусульманского права являются: 1) Коран - священная книга ислама и основа мусульманского права; 2) сунна - совокупность предписаний о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение; 3) иджма - общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама; 4) кияс - суждение по аналогии в вопросах права. .[14. C. 185].

Мусульманское право как особое религиозное право общины верующих исламистов не следует смешивать с системой национального права той или иной мусульманской страны. Возникнув на исходной основе шариата, национальные системы позитивного права этих стран значительно отличаются друг от друга.

Существенную роль в отходе в 19-20 вв. этих национальных систем права сыграли такие факторы, как развитие современных форм социально-экономической, политической и духовной жизни, усиление объема и значения государственного законодательства, ликвидация в ряде стран судов, применявших шариат и т.д.

Итак, подводя итог и анализируя вышесказанное, считаем, что к чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источники. В правовой действительности широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными.

Заключение

В данной работе были рассмотрены основные правовые чертыосновных правовых систем современного мира.

Правовая система - это группа систем права ряда государств, объединяемая общностью происхождения и эволюции права, сходством правовых источников, юридической техники, правовой культуры, правосознания и других правовых институтов.

Каждая правовая система обладает определенной спецификой, присущей только ей и отличающей ее от других правовых систем.

В заключениехотелось бы отметить, что наверное не существует идеальнойправовой модели, которая одинаково подходила бы для всех стран.Много плюсов можно отметить у романо-германской правовойсистемы. Правовые нормы четко кодифицированы. Правоприменителюне составляет труда найти ту или иную норму. Но с другойстороны, доктрина выражающая тождество права и закона, можетсыграть и отрицательную роль. Так было в 30 годы в Германии иряде других стран, когда к власти пришел тоталитарный режим, иизменив законы, поставил закон над правом.

У прецедентного права преимущество в том, что оно ближе кпрактике, но с другой стороны очень затруднен поиск прецедентовпри реализации норм права.

В последнее время, в результате развития международногоправа, торговых и экономических связей между странаминаблюдается тенденция к сближению правовых систем различныхстран. Так в странах "общего права" все большее значениеприобретает кодификация, а в странах континентального права -наоборот судебный прецедент.

Также не трудно увидеть, что даже принадлежность стран кодной и той же крупной правовой семье, отнюдь не исключает существенных различий между национальными правовыми системами этих стран.

Библиография

1. Алексеев С.С. Общая теория права. - М.: Юристъ, 2005.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2005.

3. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы, современности. - М.: Международные отношения, 2004.

4. Карташов В.Н. Введение в теорию правовой системы общества. - Ярославль, 2005.

5. Карбоннье Ж. Юридическая социология / Пер. с фр. - М., 2006.

6. Коваленко А.И. Общая теория государства и права. - М.: ТЕИС, 2006.

7. Комаров С. А. Общая теория государства и права. - М.: Юристъ, 2005.

8. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Норма -Инфра-М, 2004.

9. Назаренко Г.В. Теория государства и права. - М.: Ось-89, 2003.

10. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. - М.: Норма, 2007.

11. Общая теория права и государства: Учебник / Под. ред. В.В. Лазарева - М.: Юристъ, 2005.

12. Общая теория права: Учебник/Под, ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юристъ, 2004.

13. Общая теория государства и права. Академический курс/ Отв. ред. М.Н. Марченко. - М, 2008.

14. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник/отв. ред. А.Я. Сухарев. - М: Норма, 2003.

15. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. - М., 2003.

16. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. -М.: Полиус, 2003.

17. Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. -Саратов., 2005.

18. Сырых В.М. Теория государства и права. - М.: Былина, 2008.

19. Теория государства и права / Под. ред. Г.Н. Манова. - М: Проспект, 2005.