Декларации прав человека и гражданина 1789 года и ее значение в современном праве России (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. История идеи прав человека, определение и общая характеристика прав и свобод человека и гражданина…………………………………………………4

2. Провозглашение Французской революцией Декларации прав человека и гражданина 1789 года, ее основные положения………………………………7

3. Роль Декларации прав человека и гражданина 1789 года в современном праве России……………………………………………………………………...10

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………15

Введение

Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно - демократические революции XVII - XVIII веков, которые выдвинули широкий набор прав человека и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер. Философской же основой этого правового института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины еще на заре создания человеческого общества, но потребовались века длятого, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношения с государством.

На развитие идеи прав человека решающее воздействие оказала французская революция 1789 года. Через день после штурма Бастилии Учредительное национальное собрание приступила к обсуждению вопроса о правах человека, в результате чего 26 августа 1789 года была торжественно провозглашена «Декларация прав человека и гражданина».

Цель данной работы — рассмотрение Декларации прав человека и гражданина 1789 года и показать ее значение в современном праве России.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

1) рассмотреть истории идеи прав человека, определения и общей характеристики прав и свобод человека и гражданина в современном понимании;

2) раскрыть основных положений Декларации человека и гражданина 1789 года;

3) показать роль Декларации человека и гражданина 1789 в современном праве России.

Таким образом, структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

1. История идеи прав человека, определение и общая характеристика прав и свобод человека и гражданина

Зарождение идеи прав человека возникает в V — IV вв. до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), проявление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав между различными классовыми структурами было неизбежной частью для тех этапов развития общества. Каждая новая ступень добавляла новые качества правам человека, распространяла их на все более широкий круг субъектов. Происходило это не стихийно, а в результате постоянной борьбы и в течение долгого периода времени. Права человека — сложное, многомерное явление, в значительной мере зависящее от генезиса правовых норм (в которых они сформулированы). Появившись сначала, как мононорма, позднее трансформировалось в норму права.[1]

В период средневековья свобода была крайне ограничена т.к. феодальное общество — общество всеобщей зависимости. Но уже были попытки ограничения прав монархов в Англии. Так, в 1215 г. была принята «Великая Хартия Вольностей». Согласно хартии ограничивался произвол королевских чиновников, судьями выбирались знающие законы люди, наказание применялось к свободному человеку только по закону и по законному приговору равных. Уже в 1628 году «Петиция о праве» возлагала на короля определенные обязанности по защите прав поданных. Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился «Хабеас корпус акт» 1679 г., который ввел понятие «надлежащей процедуры», установил гарантии неприкосновенности личности, презумпцию невиновности. «Биль о правах» (1689 г.) — как компромисс между буржуазией и правящими кругами, установил значительную роль парламенту, запрещал без его согласия отменять законы[2] .

Дальнейшее развитие идеи прав человека происходило в США. Большое влияние имела теория естественного права Томаса Пейна и Джефферсона. «Декларация прав Вирджинии» 1776 году провозгласила: «Все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенным врожденными правами, коих они — при вступлении в общественное состояние — не могут лишить себя и своих потомков каким- либо соглашением, а именно: правом на жизнь и свободу на стремление к счастью и безопасности и их приобретение.»[3] В 1789 году были предложены 10 первых поправок к Конституции США, в которых закреплялся перечень прав и свобод.

Идеи Руссо, Гроция, Локка, Монтескье стали мощным фактором Великой Французской Революции, а так же дальнейшее развитие идей прав человека, яркий тому пример — «Декларация прав человека и гражданина» 1789 года.[4]

Вопрос о правах человека и гражданина является составной час­тью проблемы фактического положения личности в обществе и го­сударстве. Давая понятие правам, следует отметить, что право – это свободы или возможности поведения. Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Поэтому определим сначала, что есть такое свобода?

Свобода — это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Однако стоит оговориться, что право устанавливает частичное ограничение свободы личности необходимое для совместного сосуществования людей.[5]

Здесь же необходимо указать, что понятие прав человека и понятие прав гражданина не одно и то же.

Права человека — неотъемлемые права, т.е. принадлежащие каждому человеку, независимо от пола, расы, вероисповедания и т.д. Они не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него (право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность и др.).[6]

Права гражданина вытекают из понятия «гражданства», которое означает устойчивую правовую связь человека с госу­дарством, определяющую взаимные права, свободы и обязанности. Эти права касаются лишь граждан конкретной страны (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным; право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия и др.).[7]

2. Основные положения Декларации прав человека и гражданина 1789 года

Важнейшим этапом на пути формирования буржуазной государственности во Франции стало принятие Учредительным собранием 26 августа 1789 годаДекларации прав человека и гражданина (далее – Декларации), в которой были сформулированы основные принципы будущего общественно-политического и правового устройства. Впервые в истории возник документ, который установил само понятие «права человека».[8] Рассмотрим подробнее основные положения Декларации.

Декларация (этот документ не велик по объему – содержит в себе лишь преамбулу и 17 статей) явилась программой революции, ее идеологическим обоснованием. В ней провозглашались демократические и гуманистические принципы государственно-правового строя. В условиях господства в большинстве стран мира феодального средневекового гнета и даже рабства Декларация звучала как революционный вызов старому миру, его категорическое отрицание. Она произвела огромное впечатление на современников, сыграв исключительную роль в борьбе против феодализма и его идеологии. Авторы Декларации (Лафайет, Сий-ес, Мирабо, Мунье и др.) в качестве примера для создаваемого документа имели перед собой американскую Декларацию независимости 1776 г., а также декларации французских Генеральных штатов. В идейно-теоретическом плане они стояли на позициях мыслителей Просвещения, особенно Монтескье и Руссо, внесших значительный вклад в развитие теории естественного права. Вслед за просветителями творцы Декларации рассматривали новое политическое мировоззрение как соответствующее требование некоего всеобщего и вневременного разума. Демократическая и гуманистическая направленность Декларации во многом определялась атмосферой подъема и ликования, вызванной падением абсолютизма.[9] Декларация открывалась заявлением, имевшим историческое значение: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» (ст.1)[10] . В духе идей Просвещения в качестве «естественных и неотъемлемых прав человека» назывались: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению (ст.2)[11] . Свобода определялась Декларацией как возможность делать все, что не причиняет вреда другому. Осуществление свободы, как и других «естественных» прав человека, встречает «лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом» (ст.4)[12] . Декларация выделяла свободу личности, свободу слова и печати, свободу вероисповедания (ст.10-11). Отсутствие в Декларации свободы собраний и союзов определялось враждебностью законодателей к массовым выступлениям и общенародным организациям и объяснялось доминировавшим в теории естественного права отрицательным отношением ко всякого рода союзам. По мнению Руссо, союзы ограничивают личную свободу, искажают оформление общей воли народа. Опасались также возможности возрождения цехов, сковавших в прошлом развитие промышленности и торговли. Принципиальное значение имело объявление в Декларации собственности правом «неприкосновенным и священным» (ст.16)[13] . Во имя обеспечения безопасности личности декларировался ряд прогрессивных принципов, относящихся к уголовному праву и процессу: никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, установленных законом, т.е. нет преступления без указания о том в законе (ст.7)[14] ; никто не может быть наказан иначе как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения преступления, т.е. закон не имеет обратной силы (ст.8)[15] ; каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное (ст.9).[16] Обеспечение провозглашенных «прав человека» Декларация возлагала на государство («государственный союз») (ст.2).[17] В этом она следовала одной из основных идей теории естественного права, которая видела в государстве, возникшем в силу «общественного договора», инструмент защиты «неотъемлемых прав человека». Верховная власть в государстве объявлялась принадлежащей нации. Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника (ст.3).[18] Соответственно декларировались политические права граждан: их участие лично или через своих представителей в принятии закона, рассматривавшегося как «выражение общей воли», определении размеров и порядка взимания налогов, в контроле за их расходованием, за деятельностью должностных лиц, а также равный доступ к государственным должностям (ст.6).[19] Выводы Монтескье, полагавшего, что сохранение свобод и прав граждан во многом достигается введением организационно независимых друг от друга и взаимно уравновешивающих властей (законодательной, исполнительной, судебной), нашли свое отражение в Декларации: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции» (ст.16).[20] Во времена революции Декларация звучала как утверждение справедливости, даруемой всем, но абстрактность ее формулировок позволяла наполнить их различным политическим содержанием. Пришедшая к власти буржуазия дала ей свое, по существу, общеобязательное толкование.


Copyright © MirZnanii.com 2015-2018. All rigths reserved.