Смекни!
smekni.com

Брачный договор (стр. 2 из 9)

В новом Гражданском кодексе личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, исключены из предмета гражданско-правового регулирования. В пункте 2 из статьи 2 указывается лишь на то, что нематериальные блага защищаются гражданским правом, если иное не вытекает из существа этих благ. В комментарии к Гражданскому кодексу М. И. Брагинский объясняет это тем, что авторами Кодекса была принята точка зрения, по которой гражданское право лишь защищает объекты неимущественных отношений, но не регулирует их. Данное решение вопроса представляется весьма спорным. Во- первых, любая отрасль права охраняет не объекты, а возникающие по поводу них отношения. Во-вторых, из-за сужения предмета гражданско-правового регулирования невозможно объяснить , как гражданское право регулирует гражданско-правовые состояния. Отношения, связанные с регулированием правоспособности, дееспособности, их ограничением, эмансипацией, являются личными неимущественными отношениями, не связанными с имущественными. Гражданское право, безусловно, не только охраняет, но и регулирует их. Не вдаваясь в существо разногласий между сторонниками теории регулирования и теории защиты, можно сказать, что те же выводы применимы и к большинству личных отношений, регулируемых семейным правом.

Нельзя считать совершенно случайным и то, что в статье 2 нового Семейного кодекса говорится об “установлении” порядка и условий вступления в брак, его расторжения и признания его недействительным и о “регулировании” других семейных отношений. В Семейном кодексе не проводится четкого различия между “регулированием”, с одной стороны, и “установлением” и “охраной” - с другой ( так, рассматриваемая статья 2 СК озаглавлена “ Отношения , регулируемые семейным законодательством”), однако определенная разница между этими понятиями все же имеется.

Из современных ученых пределы регулирования правом неимущественных отношений четче определил О. С. Иоффе. Применительно к личным семейным отношениям “ объективные возможности юридического нормирования оказываются, - по его мнению, - существенно ограничены, так как эти отношения... связаны с внутренним миром переживаний, не поддающихся внешнему контролю”. Поэтому, если для семейных отношений закон вводит общий режим правового регулирования, то юридические нормы, посвященные личным взаимоотношениям членов семьи, затрагивают только их отдельные стороны. Определяя предмет семейного права, О. С. Иоффе специально заостряет внимание на том, что “семейное право- это система юридических норм, регулирующих в пределах, подконтрольных государству, личные и имущественные отношения...”[4]

Итак, можно сделать вывод, что в области личных отношений право определяет лишь внешние границы их начала и окончания: условия вступления в брак, прекращение брака, установление отцовства, лишение родительских прав и т. д. Кроме того, право устанавливает некоторые общие императивные запреты, общие рамки, в которых осуществляются личные семейные отношения, само содержание которых находится вне сферы правового регулирования. Например, закон не определяет формы и способы воспитания детей, но запрещает злоупотребление этими правами. Еще менее урегулированы правом личные неимущественные отношения супругов. Действительно, мы видим, что право не регулирует и не может регулировать ни интимную жизнь супругов, ни их личные взаимоотношения. Нормы-декларации, обвязывающие супругов заботиться друг о друге, устанавливающие равенство супругов в решении вопросов семейной жизни, и есть те самые “мнимые права”, о которых говорил Г. Ф. Шершеневич. Право не знает способов их принудительного осуществления. Оно не содержит даже общих границ осуществления супругами этих прав.[5]

Все приведенные доводы подтверждают тот факт, что имущественным отношениям в предмете семейного права отводится больше места чем личным неимущественным. Но если это так, то предмет семейного права оказывается полностью совпадающим с предметом права гражданского. И в той и в другой отрасли основу предмета составляют отношения имущественные, а личные неимущественные отношения занимают в нем второстепенное положение. Однако для окончательного ответа на этот вопрос необходимо выяснить, не обладают ли семейные отношения специфическими признаками, настолько существенно отличающими их от гражданских, что это позволяет говорить об отраслевой самостоятельности семейного права.

Брачный договор составляется в письменной форме и подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Он может быть заключен как до, так и в период брака.[6] Однако вступление в силу последует только с момента государственной регистрации брака (в соответствии со ст,157 ГК РФ, ст.41 Семейного кодекса РФ)

Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.

Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Поэтому не стоит заблуждаться относительно договора, нотариально удостоверенного вами заранее: он не порождает никаких последствий, а имущество приобретенное до регистрации брака, будет считаться собственностью приобретавшего его лица. И вам придется в судебном порядке доказывать факт совместного приобретения того или иного имущества, чтобы подтвердить право собственности на него. В случае последующей регистрации брака режим ранее приобретенного имущества будет определяться уже удостоверенным брачным договором.

При удостоверении брачного договора уплачивается государственная пошлина в размере двукратного размера минимальной заработной платы, т.е. практика уплаты государственной пошлины за удостоверение брачного договора исходит из того, что этот договор не подлежит оценке, поскольку в целом стоимость указанного имущества не подлежит какому-либо определению. Хотя не исключено, что если в договоре будет определяться судьба конкретного имущества, подлежащего оценке, то и договор будет подлежать оценке. Размер государственной пошлины в этом случае вырастет до 1,5 % от суммы брачного договора, определяемой исходя из стоимости указанного в нем имущества.


1.2 Субъекты брачного договора

Кто же является субъектом брачного договора ? Могул ли бытть субъектами данного договора не только супруги, но и фактические супруги, не заключившие брак в органах ЗАГСа ?

Игнатенко А. А. считает, что под лицами, вступающими в брак, следует понимать мужчину и женщину, имеющих намерение создать семью, а не обязательно уже подавших заявление в органы ЗАГСа[7]. По мнению Сосипатровой Н. Е., исходя из смысла норм главы 3 СК РФ, вступающими в брак можно считать лиц после подачи ими заявления в органы ЗАГСа, так как лишь имеющие такое намерение, но не подавшие соответствующего заявления (не достигшие 18-летнего возраста), определяются в ст. 13 СК как «желающие вступить в брак», а договор, заключенный такими лицами, будет считаться ничтожной сделкой (с пороком субъектного состава), которая не порождает и не может породить правовых последствий, если в будущем брак не будет зарегистрирован[8].

Что касается фактических супругов, то требования к субъектному составу договора делают невозможным его заключения в данном случае. Хотя фактические супруги могут оформить соглашение об установлении режима раздельной или долевой собственности на приобретаемое имущество, а также о регулировании обязательных отношений между собой. Однако это не будет брачным договором в точном значении слова. Вместе с тем, как считает Антокольская М. В., к нему могут быть применены нормы о брачном договоре по аналогии закона. Кроме того, автор полагает, что в связи со значительной распространенностью фактических браков целесообразно прямо разрешить таким супругам заключать брачные соглашения, в том числе и с условием распространения на их имущество режима общей совместной собственности[9].

1.3 Предмет брачного договора

Предметом брачного договора, как уже говорилось, могут быть только имущественные права и обязанности супругов. Это значит, что включение в договор таких условий, как регулирование личных неимущественных отношений между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей, ограничение любых прав супруга(ги) взамен на предоставляемое другим супругом содержание и выбранный правовой режим имущества супругов, является незаконный и будет противоречить действующему законодательству, Такой брачный договор может быть признан недействительным в суде, а в зависимости от содержания (если в него включены подобные условии) ничтожным в соответствии со ст.168 ГК РФ, ст.ст.42, 44 Семейного кодекса РФ.