Смекни!
smekni.com

Криминогенная личность 2 (стр. 2 из 4)

Основные элементы микросреды, наиболее активно влияющие на формирование личности, включают: семью, ближайшее окружение, неформальные группы, образовательные и производственные коллективы.

Безусловно, центральное значение для формирования личности имеет ее семья, в которой приобретаются основные знания, первоначальное представление об окружающем мире, о нормах поведения. При этом в семье зачастую существует целый ряд обстоятельств, способствующих неблагоприятному нравственному формированию личности, как объективного (неполнота семьи, материальные затруднения, болезнь родителей и т.п.), так и субъективного характера (негативные нравственно-педагогические позиции членов семьи, низкий уровень воспитания).[5]

Эти обстоятельства проявляются в вовлечении детей в преступную деятельность, в пьянство, попрошайничество, проституцию; в совершении родителями аморальных проступков, преступлений; в существовании в семье антиобщественных взглядов, нравов, позиций; в нездоровой морально-психологической атмосфере, конфликтности; неправильной линии воспитания детей и в отсутствии вообще какого-либо воспитания.

К факторам, при наличии которых наиболее интенсивно происходит формирование негативных социально-нравственных черт и психологических особенностей человека, также необходимо отнести:

- отрицательные явления в трудовом коллективе (плохая организация производства, атмосфера бесхозяйственности и безответственности, низкая дисциплина, пьянство, прогулы, текучесть кадров, отсутствие гласности и демократического управления в трудовом коллективе, нарушения трудового законодательства и др.);

- упущения в школьном воспитании (отрыв обучения от воспитания, недостаточная нравственно-психологическая подготовка учащихся к трудовой и общественной деятельности, слабая связь школы с семьей, формализм в педагогической работе, подмена воспитания администрированием и др.);

- недостатки в сферах общения и досуга (отрицательное влияние маргинальных групп, ориентация ближайшего окружения на антиобщественные «образцы» поведения и вседозволенность, ложное самоутверждение путем издевательств и хулиганских действий и др.);

- отсутствие социального контроля (недостаточная его эффективность в отношении лиц с начавшимся процессом деформации, игнорирование задачи позитивного воздействия на лиц, находящихся в неблагополучной среде, промедление с началом профилактического воздействия, безнаказанность правонарушителей и др.).[6]

Ко второй группе факторов,способствующих формированию криминогенной личности можно отнести ее психические свойства, образующие внутреннюю – психологическую – основу личности в порождении преступного поведения.

Никакие внешние обстоятельства не могут являться непосредственными причинами противоправного деяния, если они не стали побуждениями воли самого человека, обладающего способностью к волевому поведению (А.Р. Ратинов, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, Ю.М. Антонян, Е.Г. Самовичев и др.). Происхождение преступного поведения заключается в формировании у индивида состояния психологической готовности к поведенческому акту в форме общественно опасных действий либо бездействия. В процессе формирования этой готовности индивид личностно своеобразно воспринимает и оценивает внешние условия, испытывает личностно характерные для него побуждения (мотивы), определяет личностно приемлемый способ и цель действий. Принятая цель достигается им благодаря сложившимся в жизненном опыте навыкам, умениям, способностям, которые представляют собой также личностные образования. Таким образом, в процессе порождения преступного поведения особенности личности обусловливают индивидуально своеобразное восприятие внешних условий, мотивообразование, целеполагание и исполнительную регуляцию поведения.[7]

К психологическим свойствам личности, играющим роль в порождении преступного поведения исследователи в различных сочетаниях относят: свойства потребностно-мотивационной сферы (потребности, интересы, устойчивые мотивы и др.); свойства ценностно-нормативной сферы (взгляды, убеждения, ценностные ориентации, установки, позиции личности и др.); интеллектуальные свойства (уровень умственного развития, особенности мышления и др.); свойства, представляющие опыт, значимый в преступном поведении (знания, умения, навыки, способности); эмоциональные, волевые свойства, темперамент.

Все эти свойства образуют психологическую структуру криминогенной личности. Если посмотреть на данную структуру с точки зрения выполняемых ею функций в порождении преступного поведения, то она должна включать свойства, обусловливающие:

- криминогенно значимое восприятие тех или иных социальных условий и ситуаций;

- мотивацию к преступному поведению;

- приемлемость преступной цели, которая как таковая определяется криминальным способом реализации мотивов;

- возможность реализации преступного способа, т.е. достижения преступной цели.

Центральным моментом в генезисе преступного поведения при этом является принятие криминальной цели и способа. Наиболее существенные психологические особенности личности преступника проявляются в особенностях принятия преступной цели и способа, в личностной обусловленности их принятия.[8]

Таковы основные факторы, оказывающие влияние на формирование криминогенной личности. Далее рассмотрим процесс формирования криминогенной личности.

Процесс формирования криминогенной личности

Криминогенную личность можно рассматривать не только как результат, но еще и как процесс ее формирования. В последнем случае речь идет о так называемой криминализации личности, т.е. процессе наделения человека антисоциальными свойствами и качествами. Начало этого процесса может быть заложено задолго до совершения преступления, завершение его не всегда совпадает с окончанием преступления.

Таким образом, криминогенная личность может быть рассмотрена с точки зрения своего генезиса. Представляется, что понятие генезиса криминогенной личности можно определить следующим образом: это основные пространственно-временные этапы криминализации субъекта, отражающие качественно самостоятельные его состояния, проявляющиеся в конкретных поступках и личностных особенностях. Иначе говоря, генезис криминогенной личности показывает путь возникновения и развития такого ее компонента, как негативная направленность личности.[9]

В рамках генезиса криминогенной личности выделяются следующие основные стадии:

1) стадия предкриминальной личности;

2) стадия криминальной личности;

3) стадия посткриминальной личности.

Первая стадия формирования типа криминогенной личности связана с совершением аморальных проступков и правонарушений не уголовного характера. В социальной направленности такой личности компонент негативной направленности не занимает ведущего места.

На второй стадии, с усилением роли негативной направленности в поведении субъекта, она становится ведущим компонентом социальной направленности личности. Совершение преступления оказывается не только закономерным фактом, но и признаком состоявшейся криминализации личности.

Третья стадия начинается с привлечения лица к уголовной ответственности. В принципе с этого момента должен происходить процесс декриминализации личности. Но здесь возможны два варианта. В первом, при наличии реальных успехов исправления преступника, в его личности происходят существенные перемены. Компонент позитивной направленности «реанимируется» и вытесняет полностью (или частично) негативную направленность. В результате, выход из стадии посткриминальной личности завершается формированием устойчивой социальной направленности и криминогенность личности исчезает.

Второй вариант имеет место в том случае, если осужденный вновь совершает преступление во время отбывания наказания или после его окончания. Совершение нового преступления означает, что произошла вторичная криминализация личности (период ее, как правило, короче первичной криминализации), и личность вновь оказывается в криминальной стадии.

Таким образом, временные рамки перечисленных стадий следующие: предкриминальная личность существует до момента совершения преступления; криминальная личность - с момента его совершения; посткриминальная личность - с момента осуждения до исправления лица либо совершения нового преступления.

Генезис криминогенной личности имеет некоторые особенности в тех случаях, когда человек обладает физическими или психическими отклонениями. Криминологические исследования последнего столетия показали, что такие отклонения (аномалии) оказывают влияние на поведение человека, в том числе и преступное, облегчая, а иногда и стимулируя совершение преступления.[10]

Пожалуй, не будет преувеличением утверждение, что вся история криминологической теории личности свидетельствует о том, что у преступника имеются определенные отклонения (вспомним хотя бы Ч. Ломброзо, который утверждал, что у большинства преступников отмечаются физические аномалии).

Статистика и данные криминологических исследований показывают, что психические аномалии наиболее часто встречаются у несовершеннолетних преступников, лиц, совершающих тяжкие преступления против личности, и у рецидивистов.