Смекни!
smekni.com

Акт провозглашения независимости Украины (стр. 2 из 5)

Паралич власти выражается и в увядании воинствующего атеизма. Всё больше коммунистов вешают на шеи крестики, начинают захаживать в церковь, учатся креститься, молиться, “вспоминают”, как в детстве проходили тайный обряд крещения.

Возрождаются прежде запрещённые религиозные конфессии. В 1987 – 1989 годах, особенно в Западной Украине, активизируется движение грекокатоликов за легализацию своей церкви, поддержанное Римским папой. Оно сопровождается многочисленными акциями гражданского неповиновения, демонстрациями протеста, самовольным захватом ранее принадлежавших им храмов, которые советская власть передала холуйствующей перед ней Православной церкви московского патриархата. Нередко это сопровождалось отнюдь не христианскими драками между верующими. Местные власти неохотно вмешивались в разборки между религиозными фанатиками. Во-первых, это были избиратели от голосов которых теперь зависела политическая карьера. Во-вторых, такие скандалы, отвлекая общественное мнение, помогали под шумок дела разворовывать государственную собственность. В-третьих, родственные и земляческие узы, нередко связывавшие периферийных бюрократов с церковными диссидентами, позволяли им действовать заодно.

В апреле 1990 Советская власть вернула Греко-католической церкви собор Святого Юра во Львове .

4 июня 1990 состоялся 1 Собор Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), популярной главным образом в Западной и Центральной Украине. Её патриархом провозглашён Мстислав, проживавший до сих пор в США и теперь вернувшийся на родину .

В январе 1990 Собор Русской православной церкви Московского патриархата расширил автономию своих украинских епархий, сформировав для их организации Украинский экзархат Московского патриархата.Приходы Русской православной церкви Московского патриархата отныне называются “Украинской православной церковью” и возглавляются митрополитом Филаретом.

Активизировались религиозные общины других конфессий: католиков, баптистов, евангелистов, мусульман, иудеев, буддистов.

Провозглашение украинским государством курса на независимость

В октябре 1990 поднимается волна стихийных митингов и манифестаций. 2 октября в центре Киева на площади Независимости студенты разбили палаточный городок и начали голодовку, требуя:

1. отставки правительства В. Масола,

2. отказа ВС Украины от подписания союзного договора,

3. передачи местным органам власти имущества КПСС и ВЛКСМ,

4. прохождения воинской службы в пределах Украины,

5. организации весной 1991 выборов в ВС Украины на многопартийной основе.

Когда стало известно, что в поддержку студентов готовится массовое выступление рабочих Киева, руководство, боясь социального взрыва, пошло на уступки. В. Масола отправили в отставку. Вместо него правительство возглавил В. Фокин. Остальные требования студентов пообещали удовлетворить позже. 25 – 28 октября 1990 в Киеве 2 Всеукраинское собрание Народного Руха провозгласило новую цель – независимость Украины и построение в ней демократического общества.

Чиновники областного уровня с завистью наблюдали за тем, как их вышестоящие республиканские коллеги всё смелее и безнаказаннее прибирали к рукам власть и полномочия Кремля. Провинциальным сатрапам тоже хотелось урвать свою долю “самостийности”. Поэтому в чиновничьих кругах традиционно русскоязычного Юга и Востока Украины стали поговаривать о реанимации административных призраков Крымской автономии, “Новороссии” в составе Одесской, Николаевской и Херсонской областей, Донецко - Криворожской республики образца 1918 года.

И не только поговаривать. В феврале 1991 ВС УССР восстановил Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Это было сделано примерно из тех же соображений, из которых “демократическое” правительство России тогда же стимулировало сепаратистские процессы в Чечне. Если бы центральная власть в Москве стала на путь жёсткого пресечения развала СССР, республиканские чиновники спровоцировали бы региональные сепаратистские конфликты, в борьбе с которыми, центр бы запутался, захлебнулся, растерялся и, в конце концов, обратился за помощью к республиканским властям. Ради расширения своей власти и привилегий чиновники готовы утопить общество в кровавой пучине гражданской войны. Об этом свидетельствует трагические страницы новейшей истории Приднестровья, Абхазии, Южной и Северной Осетии, Чечни, Ингушетии, Молдавии, Карабаха, Азербайджана и Армении.

Пока Киев отбирал у Кремля верховную власть, это называлось “борьбой за независимость”. Когда же областные “князьки” в недалёком будущем разинут рты на свою долю власти, в Киеве это обзовут “сепаратизмом” и станут искоренять огнём и мечом под флагом “соборности” Украины.

Готовясь к спасению разваливающегося Советского Союза методами жёсткого силового пресечения сепаратизма, центральная власть зондирует общественное мнение и с этой целью 17 марта 1991 проводит Всесоюзный референдумпо вопросу: “Считаете ли Вы необходимым сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой в полной мере будут гарантированы права и свободы любой национальности?” Постановка вопроса противоречила Декларации о государственном суверенитете Украины, поэтому националистическая оппозиция в ВС УССР была против проведения референдума, а коммунистическое большинство – “за”. Хитрый лис Л. Кравчук примирил спорщиков, предложив, по принципу “и вашим, и нашим”, вместе с референдумом провести опрос населения Украины: Согласны ли Вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза Советских Суверенных государств на началах Декларации о государственном суверенитете Украины?”. Приобретение Украиной государственного суверенитета в составе СССР имело бы для страны те же последствия и тот же смысл, что для обыкновенного человека одновременный приём слабительного со снотворным.

Однако населению Западной Украине такой “коктейль” показался слабоват. Поэтому областные советы Тернопольской, Ивано - Франковской и Львовской областей “подперчили” его, добавив свой региональный вопрос : “Хотите ли Вы, чтобы Украина стала независимым государством, самостоятельно решающим все вопросы внутренней и внешней политики, обеспечивающим равные права гражданам независимо от их национальной или религиозной принадлежности?”

Накануне референдума Кремль с запозданием опубликовал проект нового союзного договора, несколько расширявший права республик ,но сохранявший стратегическую власть за Кремлём. Однако в условиях прогрессирующего паралича центральной власти и националистической интоксикации общественного сознания его мало кто воспринял всерьёз.

На вопрос всесоюзного референдума положительно ответили 70,5%, а на вопрос республиканского “опроса” положительно ответили 80,2% участников. Примерно 2\3 участников ответили положительно на оба вопроса! Это означало, что они хотели бы жить в независимой Украине, входящей в состав СССР?!

Итоги всенародного волеизъявления продемонстрировали полное непонимание участниками референдума взаимоисключающего характера вопросов, изображённых на одном бюллетене для голосования. Референдум подвёл своеобразный итог духовной эволюции населения страны. Семидесятилетняя коммунистическая пропаганда и тысячелетняя христианская проповедь окончательно сдвинули набекрень мозги соотечественников. В тайне от самих себя они научились искренне врать сами себе же.

Шесть республик Прибалтики и Закавказья, в которых накануне Кремль бездарно и неуклюже пытался придушить растущий национальный сепаратизм военно-полицейскими методами решительно отказались от участия в фарсе референдума. Их стремление к независимости было открытым и бескомпромиссным. Оно целиком объединяло этнически однородное большинство населения, готовое драться за свою независимость и не нуждавшееся поэтому в фальшивых политических манёврах с непредсказуемым результатом.

Итоги референдума показали, что с таким народом можно творить всё что угодно, не опасаясь ответственности перед ним. Поэтому, следом за референдумом, руководство Украины решительно берёт курс на государственное обособление и выход из состава СССР. С тех пор в Верховном Совете УССР начинают поговаривать о введения национальной валюты, создании таможенной службы, разнообразии форм собственности, принимаются постановления о переходе всех промышленных предприятий на территории Украины в её собственность и под её юрисдикцию.

Углубление экономического кризиса

Тем временем экономический кризис углубляется. Нарастает спад производства: за первое полугодие 19 91 национальный доходи производительность трудов Украине упали на 8%;промышленное производство сократилось более чем на 4%; дефицит госбюджета достиг 40 млрд. руб. (вместо планируемых 4 млрд.). Инфляция круто летела вверх. Продолжалось крушение экономических связей между республиками, каждая из которых вводила свою ценовую политику. Это заставило Украину для защиты внутреннего рынка ещё в ноябре 1990 ввести одноразовые купоны на дефицитные товары .