Смекни!
smekni.com

Понятие, задачи, система и принципы уголовного права (стр. 14 из 22)

8.3. Вменяемость лица

Необходимым условием уголовной ответственности является наличие вины, т. е. умысла или неосторожности у лица, совершив­шего общественно опасное деяние.

Лица душевнобольные, слабоумные, не способные осознавать характер совершаемых ими действий или оценивать их социальное значение, а также не способные руководить своими действиями из-за поражения волевой сферы психики, не могут действовать умыш­ленно или неосторожно в уголовно-правовом смысле. В их объек­тивных действиях нет вины, поэтому, рассматривая дела об обще­ственно опасных деяниях, совершенных лицами в состоянии невме­няемости, суд выносит не приговор, а определение.

Лица, не понимающие фактическую сторону своих действий или их социальное значение, не могут быть субъектами преступле­ния. Они нуждаются не в исправлении путем применения наказа­ния, а в лечении. Поэтому наряду с достижением определенного возраста субъект преступления должен обладать признаком вме­няемости.

Действующий российский уголовный закон не дает определе­ния вменяемости. Понятие вменяемости разработано наукой уголовного права, в соответствии с положениями которой вменяемость есть «способность лица сознавать во время совершения преступления фактический харак­тер и общественную опасность своих действий (бездействия) и ру­ководить ими, обусловливающая возможность лица признаваться виновным и нести уголовную ответственность за содеянное, т.е. юридическая предпосылка вины и уголовной ответственности».

Лица, признанные невменяемыми, не несут уголовную ответственность.

Часть 1 ст. 21 УК содержит определение понятия невменяе­мости: «Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактиче­ский характер и общественную опасность своих действий (без­действия) или руководить ими вследствие хронического психи­ческого расстройства, временного психического расстройства, сла­боумия либо иного болезненного состояния психики».

Из этого определения можно сделать вывод, что состояние не­вменяемости характеризуется двумя критериями. Один из них оп­ределяет психическое состояние лица в сравнении с биологической нормой. Лицо может признаваться невменяемым, только если его состояние характеризуется какой-либо патологией (хроническая психическая болезнь, временное психическое расстройство, слабо­умие или иное болезненное состояние). Этот критерий на­зывают медицинским.

Медицинский критерий заключается в на­личии у лица психического расстройства или иного болезненного состояния психики. Эти состояния могут выразиться в форме:

а) хронического психического расстройства: шизофрения, эпи­лепсия, маниакально-депрессивный психоз, осложнения на мозг после перенесенного сифилиса. Эти заболевания характеризуются длительным протеканием и нарастанием болезненных явлений, прогрессированием болезни;

б) временного расстройства психики: реактивное состояние, патологическое опьянение, патологический аффект, алкогольные психозы и др.;

в) слабоумия: олигофрения (наиболее легкая форма – дебильность, средняя – имбецильность и самая тяжелая – идиотия), стар­ческое слабоумие, слабоумие после инфекционного поражения моз­га и др.;

г) иного болезненного состояния психики (галлюцинации при лихорадке и т.п.).

Другой критерий характеризует состояние психики лица в момент совершения им общественно опасного деяния, т. е. уровень интеллекта, волевую сферу психики. Этот критерий называют юри­дическим (или психологическим). Интеллектуальный элемент пси­хологического критерия заключается в неспособности лица осоз­навать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), а волевой – в невозможности руково­дить своими действиями. Для того чтобы определить состояние невменяемости лица, совершившего общественно опасное деяние, необходимо установить у него наличие одного из них.

Состояние невменяемости устанавливается следствием и су­дом на основании заключения судебно-психиатрической эксперти­зы. Судебно-психиатрическая экспертиза должна определить на­личие психического расстройства у обследуемого.

После установления медицинского критерия определяется на­личие или отсутствие психологического критерия. И только оценка этого критерия позволяет сделать окончательный вывод о наличии или отсутствии невменяемости. Для установления юридического критерия достаточно наличия одного из его элементов: или интеллек­туального, или волевого.

Если лицо вследствие какого-либо заболевания (медицинский критерий) не могло отдавать отчет в своих действиях, т.е. пони­мать фактическую сторону своих действий, и осознавать их обще­ственную опасность (юридический критерий), либо руководить ими, оно должно призна­ваться невменяемым.

Для признания лица невменяемым необходимо установить на­личие обоих критериев – и медицинского, и юридического, и при­том на момент совершения общественно опасного деяния.

К лицам, совершившим общественно опасное деяние в состоя­нии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера. Для их применения суд должен ус­тановить факт совершения общественно опасного деяния, преду­смотренного уголовным законом, а также то, что это деяние совер­шено именно лицом, признанным невменяемым, и что его болезнен­ное состояние делает его опасным для общества.

По определению суда к лицам, признанным невменяемыми, могут быть применены принудительные меры медицинского харак­тера, предусмотренные действующим законодательством (ст. 99 УК):

– амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психи­атра;

– принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего, спе­циализированного типа или спе­циализированного типа с интенсивным наблюдением.

Если лицо совершило преступление в состоянии вменяемости, но к моменту расследования или рассмотрения дела в суде заболе­ло хронической душевной болезнью, то к нему по определению суда могут быть применены принудительные меры медицинского харак­тера. Для применения таких мер в этом случае необходимо устано­вить, что данное лицо совершило общественно опасное деяние, пре­дусмотренное Уголовным кодексом.

Специальный вопрос, связанный с определением вменяемо­сти, заключается в оценке совершения преступления в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения. Данные судебной психиатрии свидетельствуют о том, что у опьяневших не бывает галлюцинаторно-бредовых переживаний, немотивированного пси­хомоторного возбуждения. При опьянении ослабляются функция тормозных процессов нервной деятельности и самоконтроль. Однако пьяный ориентируется в окружающей среде, и его действия но­сят мотивированный характер. Обычное опьянение наступает по­степенно. Лицо сознает, что алкоголь одурманивает его, нарушает нормальное состояние психики, координацию движений, быстроту реакции и т.д. Продолжая употреблять алкоголь, лицо по своей воле приводит себя в состояние сильного опьянения, которое хотя и нарушает психические процессы, но не является болезненным со­стоянием, возникающим помимо воли лица.

Исключение составляет патологическое опьянение, которое наступает неожиданно для лица даже при употреблении неболь­ших доз алкоголя. Патологическое опьянение является болезнен­ным состоянием, которое относится к кратковременным психиче­ским расстройствам и качественно отличается от глубокой степени обычного опьянения.

При патологическом опьянении наличествуют оба критерия невменяемости.

В судебной практике РФ состояние опьянения никогда не призна­ется обстоятельством, смягчающим или отягчающим ответственность (ст.23 УК РФ).

Одним из спорных вопросов, определяющих ответственность субъекта преступления, является проблемаограниченной вменяемости.

При уголовно-правовой оценке действий лиц с отклонениями в психике было бы несправедливо подходить к ним с такой же меркой, как и к лицам вполне психически здоровым. Кроме того, при решении вопроса об ответственности лиц с психическими от­клонениями необходимо использовать не только меры наказания, но и меры медицинского характера.

Законодательство, признававшее либо вменяемость, либо не­вменяемость субъекта, вызывало значительные трудности в судеб­ной практике.

Психические аномалии субъекта преступления могут влиять и на возможность предвидения последствий своих действий, и на оценку окружающей действительности, и на способность проявить осознанное волевое усилие в экстремальной или неожиданной си­туации. Критерии уменьшенной вменяемости должны быть теми же, что у вменяемости вообще (медицинский и юридический). Но если при определении вменяемости решается вопрос, ответст­венен или нет субъект за свои действия, то установление умень­шенной вменяемости должно решить вопрос о смягчении ответст­венности лица, совершившего преступление и признанного вменяе­мым, и о целесообразности применения к нему мер медицинского характера.

Медицинский критерий уменьшенной вменяемости означа­ет, что лицо страдает определенными недостатками, аномалиями в психической сфере, а юридический – что имеющиеся аномалии, от­клонения в психике снижают, ослабляют возможность субъекта отдавать отчет в своих действиях и руководить ими, хотя и не ли­шают возможности полностью использовать свой интеллект и волю. В ст. 22 УК говорится: «Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и обще­ственную опасность своих действий (бездействия) либо руково­дить ими, подлежит уголовной ответственности. Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера».