Смекни!
smekni.com

Судебная практика по наследственным делам (стр. 6 из 6)

Еще пример.

21.05.2003 г. Балашихинский городской суд Московской области рассмотрел гражданское дело по иску Гавриловой Н.С. к Лашкину А.С., Шуваловой Л.В., Скуповой Т.Е. о признании завещания действительным как совершенного в чрезвычайных обстоятельствах.

Судом установлено следующее. Гаврилова Н.С. обратилась в суд с иском, указывая, что Дикова Н.А. являлась ее соседкой, была инвалидом I группы по общему заболеванию и нуждалась в постоянном постороннем уходе. С 1994 г. она стала ухаживать за Диковой Н.А., помогать по хозяйству, осуществлять всю необходимую помощь, так как близких родственников у той не было. Дикова Н.А. всегда говорила, что все имущество она оставит ей. 10.02.2002 г. Дикова Н.А. почувствовала резкое ухудшение здоровья, сказала, что хочет срочно написать завещание. В связи с болезнью она писать сама не могла и попросила написать истицу под диктовку завещание, которое она собственноручно подписала в присутствии свидетелей. Через два дня, 12.02, Дикова Н.А. скончалась.

Истица просила признать завещание действительным как совершенное в чрезвычайных обстоятельствах.

В судебном заседании истица и ее представитель настаивали на удовлетворении исковых требований и пояснили, что свои требования они основывают на новом гражданском законодательстве, а именно ст. 1129 ГК РФ.

Представитель ответчицы Шуваловой Л.В. иск не признал, указывая на то, что завещание от 10.02.2002 г. юридической силы не имеет, так как на момент его составления действовала ст. 540 ГК РСФСР 1964 года. Статья 1129 ГК РФ действовала с 01.03.2002 г. Он не усматривает также, что завещание написано в чрезвычайных обстоятельствах. Дикова Н.А. заявляла, что все имущество оставит своим племянникам, кроме того, завещание написано не собственноручно, а заинтересованным лицом.

Ответчица Скупова Т.Е. иск также не признала по тем же основаниям.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 540 ГК РСФСР 1964 г., действовавшей на момент составления завещания, завещание должно было быть составлено письменно с указанием места и времени его составления, собственноручно подписано завещателем и нотариально удостоверено.

Согласно ст. 1129 ГК РФ гражданин, который находится в положении, явно угрожающем его жизни, и в силу сложившихся чрезвычайных обстоятельств лишен возможности совершить завещание в соответствии с правилами ст. 1124-1128 настоящего кодекса, может изложить последнюю волю в отношении своего имущества в простой письменной форме. Изложение гражданином последней воли в простой письменной форме признается его завещанием, если завещатель в присутствии двух свидетелей собственноручно написал и подписал документ, из содержания которого следует, что он представляет собой завещание.

Судом установлено, что Дикова Н.А. умерла 12.02.2002 г. С заявлением о принятии наследства к нотариусу обратились ее племянники - ответчики по настоящему делу, что следует из материалов наследственного дела и дополнительно направленных нотариусом документов.

Истицей суду представлено завещание, подписанное Диковой Н.А., в котором указано, что она завещает Гавриловой Н.С. все принадлежащее ей после смерти.

В судебном заседании истица пояснила, что Дикова была ее соседкой около 15 лет, являлась инвалидом I группы, в 1994-1995 гг. предложила ей ухаживать за ней, обещала оставить ей все имущество, с того времени она за ней ухаживала. За два дня до смерти Дикова Н.А. предложила ей написать завещание, она пригласила двух свидетелей, завещание было написано ею под диктовку Диковой Н.А. В день составления завещания Дикова Н.А. была в хорошем состоянии, все понимала, нормально разговаривала.

Истица пояснила также, что чрезвычайность обстоятельств, при которых составлено завещание, заключается в том, что Дикова Н.А. сама попросила ее написать завещание.

Свидетель Жугина М.Д. показала, что с Гавриловой Н.С. живет в одном доме, знает Дикову, видела ее в последний раз зимой, когда пришла Гаврилова Н.С. и сказала, что надо что-то подписать. Они с мужем Самсоновым пришли к Гавриловой домой, Дикова Н.А. диктовала, что все отдаст Гавриловой, Гаврилова писала, в конце Дикова сама расписалась, она была в нормальном состоянии. На следующий день Дикова умерла. Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу, что требования истицы о признании завещания Диковой Н.А. действительным как совершенным в чрезвычайных обстоятельствах, удовлетворены быть не могут по следующим основаниям.

Обстоятельства, на которые ссылается истица, не являются чрезвычайными. Представленное суду завещание Диковой Н.А. написано не ею собственноручно, доказательств, что Дикова Н.А. в силу физических недостатков, болезни или по иным причинам не могла сама написать его, суду не представлено.

Нельзя согласиться и с доводами истицы и ее представителя о том, что на их требования должны распространяться нормы части третьей ГК РФ, введенной в действие с 01.03.2002 г.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" к завещаниям, совершенным до введения в действие части третьей настоящего кодекса, применяются правила об основаниях недействительности завещания, действовавшие на день совершения завещания.

Следовательно, к требованиям о действительности представленного суду завещания должны применяться правила, действовавшие на момент его совершения.

Завещание Диковой не соответствует требованиям ст. 540, 541, 542 ГК РСФСР, поэтому не может быть признано действительным.

Учитывая изложенное, суд решил в иске Гавриловой Н.С. к Лашкину А.С., Шуваловой Л.В., Скуповой Т.Е. о признании завещания действительным как совершенного в чрезвычайных обстоятельствах.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12.08.2003 г., рассмотревшей кассационную жалобу истицы, решение Балашихинского городского суда от 21.05.2003 г. оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.