Смекни!
smekni.com

Проблемы правового регулирования дробный акций и пути их решения (стр. 2 из 5)

Некоторые ученые выделяют дробные акции в качестве вида акции. По мнению С. П. Бурлаковой, в пользу принятия дробной акции самостоятельной ценной бумагой свидетельствует возможность самостоятельного ее обращения и предоставление ею тех же прав, что и целой акцией.[5]

Ряд ученых вообще не признает делимости акций[6]. В частности, О. В. Белоусов считает, что «акции неделимы», поэтому ни акционер, ни акционерное общество не могут разделить акцию в натуре и таким образом неограниченно увеличить число членов акционерного общества. Сделка, предметом которой является раздел акции, ничтожна.

1.2. П р а в о в о й р е ж и м д р о б н ы х а к ц и й

Между тем с 1 января 2002 г. дробные акции получили право на существование не только применительно к процедуре консолидации. Дробные акции как обращаемые инструменты с правами, которые аналогичны акциям, стали использоваться и в других случаях. Согласно п. 3 ст. 25 ФЗ «Об акционерных обществах» части акций (дробные акции) образуются и в том случае, если при осуществлении преимущественного права на приобретение акций, продаваемых акционером закрытого общества, или при осуществлении преимущественного права на приобретение дополнительных акций, размещаемых по подписке, приобретение акционером целого числа акций невозможно. Правоприменительная практика при прочтении указанной нормы закона исходит из того, что три случая образования дробных акций составляют закрытый перечень.

Однако, дробные акции, получив правовой режим самостоятельных объектов гражданских прав, высветили непоследовательность и отсутствие системного подхода к реформированию акционерного законодательства.

В литературе предприняты попытки определить правовую природу дробной акции с привлечением не только юридических, но и философских понятий и категорий. Так, М. В. Плющев, исследуя соотношение дробной и целой ценных бумаг в общефилософском аспекте категорий «целое и часть» приходит к выводу, что целая и дробная ценные бумаги не могут в принципе соотноситься друг с другом как «целое» и «часть». Целая ценная бумага, частью которой является дробная в качестве объекта права, не существует и характеристика дробной ценной бумаги как «части целого» - более чем некорректна. Целая ценная бумага существует разве что в качестве некой виртуальной счетной единицы для сформировавшихся на ее месте дробных ценных бумаг. [7]

Акция представляет собой минимальную долю в уставном капитале акционерного общества (Г. Ф. Шершеневич). Следовательно, долевая акция представляет собой не что иное, как часть акции, как часть такой минимальной доли. Однако такое понятие невозможно применить к акции как к ценной бумаге, поскольку ценную бумагу нельзя разделить на несколько частей.

Сущность акции как права собственности и исходные формы ее проявления, которые закреплены в Гражданском Кодексе РФ и ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (документарная, бездокументарная) формы; вид права (имущественные, неимущественные), гарантии их осуществления, порядок изначального отчуждения – приобретения акции (размещения или выпуска), объем закрепленного права (равные права внутри одного выпуска), получают свою дальнейшую реализацию уже в относительных (обязательственных) правоотношениях.

Конкретизация права акционера выражается в его участии в управлении обществом, распределении прибыли, получении информации о его деятельности, в случае ликвидации общества – получении части имущества (п. 1 ст. 67 Гражданского Кодекса РФ). Дробная акция предоставляет такие же права, как и целая акция определенной категории (типа), но в объеме соответствующей части целой акции (п. 3 ст. 25 Федерального закона «Об акционерных обществах»). Дробные акции обращаются наравне с целыми акциями.

Все это позволяет рассматривать дробную акцию в качестве одной из разновидностей объектов гражданских прав, закрепленной в ст. 128 Гражданского Кодекса РФ. Являются ли дробные акции самостоятельным объектом гражданского права, который должен получить нормативное закрепление? Или он уже закреплен в ст. 128 ГК РФ? В ходе рассмотрения в Конституционном Суде РФ вопроса о конституционности отдельных положений ст. 74 и 77 Федерального закона «Об акционерных обществах» возникал вопрос: учитывают ли нормы ст. 128 ГК РФ дробные ценные бумаги в качестве объектов гражданских прав. Для ответа на поставленные вопросы необходимо определиться, что мы понимаем под термином «дробная акция как самостоятельный объект права». И здесь речь должна идти о том, что дробная акция не является принципиально новым объектом который заслуживает прямого указания на это в ст. 128 ГК. РФ. Дробная акция представляет собой всего лишь разновидность акции как эмиссионной ценной бумаги, потому она и должна признаваться закрепленной в ст. 128 ГК РФ посредством указания на то, что к объектам гражданского права относятся ценные бумаги (родовое понятие).[8]

Акция предстает разновидностью ценных бумаг, являясь одновременно родовым (общим) понятием по отношению к таким своим видам, как целая акция и дробная акция.

Таким образом, дробная акция, являясь разновидностью акции как эмиссионной ценной бумаги, представляет собой абсолютное имущественное право (право собственности) на товарное (стоимостное) благо в объеме, соответствующем части целой акции определенной категории (типа). Родовые признаки целой и дробной акции совпадают, видовое же различие обнаруживается в объеме прав, предоставляемых той или другой акцией.

О признании полноценности «дробной» акции свидетельствует и судебная практика. Так, ЗАО приняло решение о выплате дивидендов принадлежащими ему обыкновенными акциями ОАО номинальной стоимостью 1 руб. каждая, а также денежными средствами. Если принадлежащее акционеру количество акций не позволяло передать ему в качестве дивидендов целую акцию ОАО, то вместо половины акции ему выплачивалась половина ее номинальной стоимости. С., как акционер, полагая, что решение общего собрания носит дискриминационный характер и не соответствует закону, оспорила его в арбитражном суде. Решением арбитражного суда в иске отказано. Суд кассационной инстанции отменил это решение, указав при этом, что дробные акции обращаются наравне с целыми акциями. Следовательно, законом предусмотрена возможность приобретения прав на часть акции, предоставляющую соответствующую часть прав и обязанностей. Поэтому не соответствуют требованиям закона решение о том, что владельцы нечетного количества акций ЗАО вместо части акции ОАО получат половину ее номинальной стоимости, а не права и обязанности, вытекающие из владения целой частью акции.[9] Точнее, речь идет не о части акции, а о дробной акции как самостоятельном виде акций, который коррелируется с целой акцией. Но суть ясна: дробная акций – полноценная эмиссионная ценна бумага.

Институт дробных акций в том или ином виде известен большинству развитых иностранных корпоратиных порядков. При этом если в одних случаях данный институт закрепляется именно в виде оборотоспособных частей акции, то в других законодатель достигает тех же самых целей путем допущения некого аналога опциона на получение целой акции после сложения «опционов», приходящихся на части акций. В таком случае можно говорить о функциональной конвергенции (сближении корпоративных порядков, но не за счет гармонизации систем законодательства, а благодаря тому, что разными по существу правовыми средствами отдельные системы права приходят к сходным результатам) различных систем корпоративного права: различными по форме средствами законодательство и судебная практика приходят к одним и тем же результатам. Между тем масштаб распространения этого института разнится от одной правовой системы к другой.

Глава 2. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ,

СВЯЗАННЫЕ С ДРОБНЫМИ АКЦИЯМИ

2.1. О б ъ е м п р а в, п р е д о с т а в л я е м ы х д р о б н о й

а к ц и е й

Закон предусматривает, что дробная акция предоставляет акционеру – ее владельцу права, предоставляемые акцией соответствующей категории (типа), в объеме, соответствующем части целой акции, которую она составляет.

Проблемной для обладателя дробных акций является реализация ими права на участие в управлении обществом. Так, голосование на общем собрании акционеров осуществляется по принципу «одна акция – один голос» с определенными особенностями для дробных акций. Закрепляя этот принцип, законодатель как бы подчеркивает традиционную неделимость акции, независимо от того, принадлежит она одному лицу, или нескольким лицам.

По мнению ряда цивилистов, дробные акции способствуют нарушению прав акционеров, поскольку при кумулятивном голосовании владелец дробной акции не сможет распределить свои голоса между всеми кандидатами – так, если бы голосование осуществлялось в связи с принадлежностью целой акции[10]. в рассматриваемом вопросе необходимо учитывать особенности технологии кумулятивного голосования и его правового оформления. Так, в соответствии с п. 4 ст. 66 Федерального закона «Об акционерных обществах», при кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров (наблюдательный совет) общества, и акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами.

Как отмечают В. С. Ем и Д. В. Ломакин, поскольку дробная акция предоставляет акционеру – ее владельцу права, предоставляемые акцией соответствующей категории (типа), в объеме, соответствующем части целой акции, которую она составляет, постольку владелец дробной акции с числовым показателем в ½ от целой акции имеет возможность отдать за каждого кандидата в члены совета директоров половину голоса, однако буквальное толкование абз. 2 п. 4 ст. 66 ФЗ «Об акционерных обществах» не дает никаких оснований для подобного вывода: владелец дробной акции в ½ от целой получит при выборах кумулятивным голосованием совета директоров, состоящего, например, из девяти человек, количество голосов, равное 4,5 (1/2 х 9), следовательно, такой акционер получит возможность распределить имеющиеся у него голоса только между пятью кандидатами из девяти избираемых, что ставит его в заранее невыгодное положение[11].