Смекни!
smekni.com

Административные правонарушения посягающие на общественный порядо (стр. 13 из 15)

Таким образом, нарушение правил комендантского часа квалифицируется в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», нарушения иных требований режима чрезвычайного положения - в соответствии с комментируемой статьей КоАП.

Административное выдворение применяется в отношении лиц, не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение. Административное выдворение, применяемое в качестве вынужденной, превентивной меры в отношении лиц, временно отселяемых с территории стихийных и иных бедствий, всегда сопряжено с правоохранительными действиями - предоставлением эвакуируемым (отселяемым) лицам стационарных или временных жилых помещений, оказанием содействия в их трудоустройстве, возмещением причиненного материального ущерба (см. п. "а" ст. 13, п. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»). В указанных случаях на лиц, подлежащих административному выдворению, распространяется статус лиц, пострадавших в результате превентивных правоохранительных действий, с предоставлением им соответствующей имущественной и социальной поддержки.

Названные меры административного принуждения применяются в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» и представляют собой самостоятельные процессуальные действия государственных органов и их должностных лиц по обеспечению правового режима чрезвычайного положения - порядок производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренный КоАП, в данных случаях не применяется. Таким образом, высшим должностным лицом на указанной территории является комендант либо руководитель соответствующего органа особого управления. Процедура применения административных санкций и мер административного пресечения определяется приказами и распоряжениями коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение, а в случае создания на указанной территории специальных органов особого управления - также приказами и распоряжениями данных органов (см. п. 2 ст. 18, п. 1 ст. 26 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»).

2.3.Законы Санкт-Петербурга о правонарушениях в области

общественной безопасности

Если говорить о региональном законодательстве, то здесь следует упомянуть о Законе Санкт-Петербурга N 367-38 «Об административной ответственности за нарушение правил пользования наземным пассажирским транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге и правил пользования Петербургским метрополитеном»[57], Закон Санкт-Петербурга от 29 марта 2000 года N 154-13 с изм. и доп. 2003 г. «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории Санкт-Петербурга» [58]и др.

В ст. 20.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской символики. В связи с этим сложилась правовая коллизия, при которой нормы закона Санкт-Петербурга дублируют положения Федерального Закона. Для приведения в соответствие закона Санкт-Петербурга федеральному законодательству был подготовлен проект закона, в соответствии с которым предлагалось установить административную ответственность за изготовление нацистской символики на территории Санкт-Петербурга.

Таким образом, не всегда законы Санкт-Петербурга соответствуют федеральному законодательству. Об этом и свидетельствует Представление Прокурора Санкт-Петербурга от 10 сентября 2002 года N 7-152-02 «Об устранении нарушений законодательства об административных правонарушениях». В данном документе говорится, что 10.07.2002 Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга «Об административной ответственности за нарушение правил пользования наземным пассажирским транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге и правил пользования Петербургским метрополитеном»[59].

В Кодексе административных правонарушений Российской Федерации, который действовал до 1 июля этого года, такой вид транспорта, как метрополитен, вообще не упоминался. Предусматривалась ответственность за нарушения в наземном пассажирском транспорте, упоминалась железная дорога. Метрополитен, вышедший из состава МПС в 1993 году, не подпадал ни под какую из вышеперечисленных категорий. В результате работники метрополитена не могли наказывать безбилетных пассажиров и пассажиров, пользующихся поддельными или подложными документами, закон этого не позволял. Развилась чуть ли не «карточная мафия» - покупались магнитные карты, стоимость проезда по которым существенно ниже тарифа, а продавались поездки по действующему тарифу или менялись на жетоны. Только новая редакция Кодекса об административных правонарушениях позволила субъекту Федерации, которым является Санкт-Петербург, принять такой важный закон. В нем предусмотрена административная ответственность за различные виды нарушений, которые сгруппированы по санкциям. Подробно расшифровано понятие «не оплативший проезд», чтобы не было никаких разночтений. Решен вопрос по незаконным занятиям коммерческой деятельностью (торговля поездками, рекламная и иная деятельность). За это предусмотрены довольно серьезные штрафы - 20 МРОТ (минимальный размер оплаты труда) для физических лиц и 100 МРОТ для юридических лиц. За безбилетный проезд предусмотрен штраф в размере 1 МРОТ, который сегодня составляет 100 рублей.

Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга утверждены бланки постановлений-квитанций и протоколов. По постановлениям-квитанциям с граждан будут взиматься штрафы в размере от 0,5 МРОТ до 1 МРОТ. При отказе от уплаты штрафа на месте, а также, если санкция за правонарушение превышает 1 МРОТ, составляются протоколы. Если нарушитель - несовершеннолетний, протокол будет направлен в комиссию по делам несовершеннолетних. Предусмотрена также форма протокола и для юридических лиц. Перечень работников метрополитена, на которых возложены функции контролеров в рамках закона N 367-38, утвержден Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга.

Вместе с тем, отдельные положения ст.1 данного Закона противоречат действующему законодательству и подлежат приведению в соответствие с ним по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к ведению Российской Федерации.

Закон Санкт-Петербурга фактически устанавливает административную ответственность за правонарушения, ответственность за которые уже установлена федеральным законодательством. При этом в сферу правового регулирования данного Закона, устанавливающего ответственность за нарушения правил пользования общественным транспортом, необоснованно включаются вопросы регулирования иных общественных отношений.

Так, в соответствии с пунктом 10 ст.1 Закона Санкт-Петербурга предусматривается административная ответственность за сжигание мусора и разведение костров на расстоянии ближе 25 метров от всех объектов Петербургского метрополитена, включая отдельно стоящие киоски вентиляционных шахт.

Однако административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, предусмотрена ст.20.4 КоАП РФ, а разведение костров, сжигание отходов и тары не ближе 50 м до зданий и сооружений запрещается пунктом 1.3.1.6 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, введенных в действие приказом МВД РФ от 14.12.1993 N 536.[60]

Таким образом, при установлении административной ответственности за указанные правонарушения Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вышло за пределы своих полномочий.

Пример из практики. По сообщению агентства Росбалт, 25/11/2002, привлечены к административной ответственности задержанные в тоннеле петербургского метро молодые люди.

В ночь на 24 ноября 2002 г. в тоннеле метрополитена между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» были задержаны: москвичи 22-летний Сергей Полетаев и 18-летний Андрей Карабутов, 20-летняя жительница Тулы Кира Костюхина и 21-летний гражданин Беларуси Сергей Тнилевский. При себе у них был штатив, цифровой фотоаппарат и разводные ключи. Молодые люди были задержаны сотрудниками милиции метрополитена. Для расследования происшествия были привлечены сотрудники петербургского УФСБ. В тот же день Выборгский районный суд Санкт-Петербурга привлек задержанных к административной ответственности за «грубое нарушение общественного порядка» и назначил им наказание в виде административного ареста сроком на 10 суток.

По некоторым данным, в настоящее время арестованные находятся в межрайонном изоляторе временного содержания ГУВД Санкт-Петербурга. Не исключено, что в действиях диггеров будет найден состав преступления и возбуждено уголовное дело.

По словам знакомой одного из задержанных, родители арестованных ребят до сих пор ничего не знают об их судьбе. «Ребята являются диггерами-любителями и хотели посмотреть как реально обстоят дела с ликвидацией аварии на размыве между станциями «Лесная» - «Площадь Мужества», - объяснила она.

В целях повышения уровня охраны общественного порядка и безопасности в городе, в том числе уровня защищенности и технической укрепленности жилищного фонда, совершенствования системы социальной антикриминальной профилактики, развития нормативно-правовой и материально-технической базы органов внутренних дел, повышения правовой культуры жителей разработаны целевые программы «Развитие правоохранительной деятельности в Санкт-Петербурге на 2001-2004 годы», «Чистый город», «Светлый город», «Безопасность жилища».