Смекни!
smekni.com

Акционерное общество как субъект гражданского права 2 (стр. 2 из 6)

Различия в положении товариществ и обществ определяются тем, что товарищества — это объединения лиц, тогда как общества объединения капиталов.

Важно также отметить, что участники товариществв отличие от участников обществ обычно несут неограниченную ответственность по долгам товариществ всем своим имуществом, а не только в пределах внесенного в товарищество вклада. Это исключает одновременное участие в нескольких товариществах, ибо нельзя одним и тем же имуществом отвечать по долгам нескольких самостоятельных организаций. Исключение составляют вкладчики товарищества на вере (коммандитисты), которые участвуют в деятельности товарищества только имущественными вкладами, а потому могут одновременно участвовать в деятельности нескольких коммандитных товариществ. Разумеется, участники товариществ могут быть одновременно участниками обществ, ибо по долгам последних они не отвечают своим личным имуществом.

Исключение в этом отношении составляют государственные органы и органы местного самоуправления; государственные и иные финансируемые собственниками учреждения (некоммерческие организации); должностные лица государственных органов (п. 4 ст. 66 ГК). Участие в обществах и товариществах государственных и муниципальных органов ограничено, поскольку они используют для этих целей имущество соответствующего государственного или муниципального образования, включая средства, собранные у налогоплательщиков, не говоря уже о возможных попытках использовать в предпринимательской деятельности преимущества своего публично-правового положения. Поэтому они могут участвовать только в обществах (или в качестве вкладчиков в товариществах на вере) по прямому разрешению закона, как это сделано, например, для фондов государственного имущества, которые являются владельцами (держателями) акций и долей, принадлежащих государству в хозяйственных обществах (обычно созданных в результате приватизации, но с сохранением некоторой доли государственного участия).

Общества, в отличие от товариществ, могут быть созданы и одним учредителем (п. 1 ст. 66, п. 6 ст. 98 ГК). Российский ГК допускает создание "компаний одного лица" в форме не только обществ с ограниченной ответственностью, но и акционерных обществ. Таковыми, в частности, являются "государственные акционерные общества", то есть общества с полным, стопроцентным участием государства (Российской Федерации в целом и (или) ее субъектов). Правда, общества, состоящие из одного лица, не могут быть единственными участниками общества с ограниченной ответственностью (п. 2 ст. 88 ГК) или акционерного общества (п. 6 ст. 98 ГК). В противном случае создавалась бы реальная возможность устранения стоящих за такими обществами физических лиц от всякой имущественной ответственности по долгам созданных ими организаций и появлялась бы реальная опасность злоупотреблений.

Гражданский кодекс содержит исчерпывающий перечень товариществ и обществ, допускаемых к участию в гражданских правоотношениях. К товариществам отнесены полные и коммандитные (товарищества на вере); к обществам — акционерные и с ограниченной либо с дополнительной ответственностью участников.

Наиболее простая форма товариществ — полное товарищество. Особенностью полного товарищества является, во-первых, то обстоятельство, что предпринимательская деятельность его участников признается деятельностью самого товарищества. Во-вторых, при недостатке имущества товарищества для погашения его долгов кредиторы вправе требовать удовлетворения из личного имущества любого из участников или всех их вместе, то есть в солидарном порядке (п. 1 ст. 69 ГК).

Закон запрещает любые соглашения об ограничении или устранении ответственности участников полного товарищества, объявляя их ничтожными (п. 3 ст. 75 ГК). Неограниченная и солидарная ответственность по долгам товарищества распространяется и на его участников, не являющихся его учредителями, то есть вступивших в товарищество после его регистрации. Более того, даже при выбытии из товарищества бывший участник продолжает нести ответственность по всем долгам товарищества, возникшим до момента его выбытия, в течение двух лет со дня утверждения годового отчета товарищества за год, в котором состоялось это выбытие (п. 2 ст. 75 ГК). Такая строгая ответственность участников полного товарищества делает его весьма привлекательным для потенциальных кредиторов (контрагентов), повышая кредитоспособность товарищества в их глазах (особенно если в числе товарищей есть состоятельные лица). Создание полного товарищества свидетельствует об уверенности самих участников в успехе дела, его надежности и их честном отношении ко всем кредиторам. Не случайно в дореволюционной и нэповской России большинство купеческих торговых домов действовало именно в форме полных товариществ или товариществ на вере. Поскольку любой из участников полного товарищества по общему правилу занимается предпринимательской деятельностью от имени товарищества в целом, для создания и функционирования такого товарищества не нужен устав, определяющий компетенцию его органов. Единственным учредительным документом такой коммерческой организации является учредительный договор (ст. 70 ГК). В управлении делами товарищества каждый участник обычно имеет один голос, если только учредительным договором не предусмотрено иное: например, зависимость голоса участника от размера его имущественного вклада. Отсюда — правило об общем согласии, то есть единогласии всех участников в решении вопросов деятельности товарищества, если учредительным договором не предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов товарищей (п. 1 ст. 71 ГК).

Закон не требует для полного товарищества минимального складочного капитала, ибо гарантией прав его кредиторов служит иное (личное) имущество его участников. Однако у товарищества как юридического лица все равно должен быть какой-то складочный капитал, сведения о размере и составе которого содержатся в учредительном договоре. Здесь же даются сведения о размере доли каждого участника и порядке ее внесения. Кроме того, никто из товарищей не может быть устранен от участия как в прибылях, так и в убытках товарищества даже по взаимному соглашению (п. 1 ст. 74 ГК), в том числе по мотивам неучастия или, напротив, активного участия в делах товарищества. Ведь для любого участника во всех случаях сохраняется риск наступления неограниченной ответственности по долгам товарищества всем своим личным имуществом[3].

Участник полного товарищества при наличии серьезных оснований в судебном порядке может быть исключен из него по единогласному решению остающихся участников (п. 2 ст. 76 ГК). Он также вправе выйти из товарищества по собственному заявлению (с сохранением ответственности по долгам товарищества, возникшим до его выхода, в течение двух лет), однако если товарищество создано на определенный срок, то добровольный выход из него допускается по уважительной причине (ст. 77 ГК). При выходе из товарищества участник вправе получить денежный эквивалент своей доли в имуществе товарищества, а при наличии соответствующего условия в учредительном договоре эта доля может быть полностью или частично выдана ему имуществом в натуре.

Участник полного товарищества может передать свою долю в имуществе товарищества или ее часть либо другому товарищу, либо третьему лицу, однако с обязательного согласия всех остальных товарищей (ст. 79 ГК). При отсутствии такого согласия участник может либо остаться в товариществе, отказавшись от своего первоначального решения, либо выйти из него с выплатой денежного эквивалента доли (или выдачей имущества в натуре). При этом у других товарищей не возникает права преимущественной покупки доли выбывающего участника.

Ликвидация полного товарищества происходит при возникновении общих обстоятельств, влекущих ликвидацию юридических лиц (ст. 61 ГК), либо особых обстоятельств, влекущих ликвидацию товарищества как коммерческой организации, построенной на началах лично-доверительных отношений между участниками (п. 1 ст. 76 ГК). Если в таком товариществе остается единственный участник, ему дается возможность в течение шести месяцев преобразовать свое товарищество в общество с одним участником ("компанию одного лица").

Товарищество на вере, или коммандитное, состоит из двух групп участников. Одни осуществляют предпринимательскую деятельность от его имени и несут по долгам товарищества дополнительную ответственность всем своим имуществом, причем неограниченно и солидарно. Иначе говоря, эта группа участников является полными товарищами и по сути составляет полное товарищество внутри коммандитного. Другая группа участников — вкладчики, или коммандитисты, делают вклады в имущество товарищества, но не несут ответственности по его долгам, а несут лишь риск убытков (утраты своих вкладов в имущество товарищества). Соответственно коммандитисты отстранены от предпринимательской деятельности и управления делами товарищества. Сохраняя лишь право на получение дохода на сделанный ими вклад, они вынуждены доверять полным товарищам в том, что касается целесообразности использования этих вкладов. Отсюда традиционное российское название коммандиты — товарищество на вере, вновь воспроизводимое ГК (ст. 82).