Смекни!
smekni.com

Дознание в ОВД (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение 3
Выполнение неотложных следственных действий по уголовным

делам, по которым предварительное следствие обязательно 4

Задача № 110

Задача № 213

Заключение15

Список используемой литературы16


Введение

Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел рас­пространяется на большое количество преступлений, отнесенных к подследственности органов дознания. Обусловлено это тем, что непосредст­венные задачи ОВД связаны с охраной общественного порядка и обеспече­нием общественной безопасности. Среди других государственных ве­домств, упомянутых в уголовно-процессуальном законе в качестве органа дознания, органы внутренних дел наиболее приближенный к населению ор­ган дознания, уголовно-процессуальная юрисдикция которого рас­пространяется на значительную территорию обслуживания. Это и админи­стративно-территориальные образования (город, район, поселок и т.д.), и участок железной дороги или водного пути, и территория железнодорож­ного вокзала, морского, речного или воздушного порта, а также терри­тории режимных объектов. В этой связи ОВД рассматривает заявлений и сообщений о преступлениях больше, чем любой другой орган дознания.


1. Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно

При обнаружении признаков преступлений, отнесенных к подследственности органов предварительного следствия, орган дознания возбуждает уголовное дело в порядке ст. 146 УПК РФ и в течение 10 суток осуществляет по уголовному делу неотложные следственные действия для закрепления следов преступления и уста­новления лица, совершившего это преступление. Производство неотложных след­ственных действий не является формой предварительного расследования, не вхо­дит в понятие «дознание», а представляет собой самостоятельное направление уго­ловно-процессуальной деятельности органа дознания.

Данная процессуальная деятельность возложена законодателем на органы дознания с той точки зрения, что не во всех случаях совершения преступле­ния, следователи имеют возможность выехать на место преступления и сами приступить к его расследованию. В правоприменительной практике довольно часто встречаются ситуации, когда следователь не может приступить к рас­следованию немедленно. Это может иметь место по различным причинам. Например, когда между следственными подразделениями и местом совер­шения преступления находятся многие тысячи километров и следователь не может быстро прибыть на место происшествия. Вместе с тем отсутствие сле­дователя и невозможность его участия в уголовно-процессуальной деятельно­сти не следует рассматривать как основание к тому, чтобы не реагировать на факт совершенного преступления. В ожидании следователя (порой до не­скольких дней) могут быть утрачены следы преступления, а также может скрыться лицо, совершившее преступление.

Учитывая такие ситуации, законодатель вменил в обязанной органам дознания начать уголовно-процессуальную деятельность вместо следователя, т. е. возбудить уголовное дело по преступлению, которое подследственно ор­ганам предварительного следствия.


Следует обратить внимание, что законодатель в качестве субъекта возбуж­дения уголовного дела по преступлениям, подследственным следователю, указывает не дознавателя, а орган дознания. В работе уже обращалось вни­мание на то обстоятельство, что орган дознания как участник уголовного про­цесса представляет собой формирование, систему, которая не может самостоя­тельно принимать какие-либо процессуальные решения. В этой системе на­чальник учреждения выступает в качестве начальника органа дознания. Следо­вательно, те предписания, которые законодатель адресует «органу дознания», не могут быть реализованы без «начальника органа дознания». Таким образом, указание на орган дознания как на субъект возбуждения уголовного дела по преступлениям, подследственным следователю, следует понимать таким обра­зом, что постановление о возбуждении уголовного дела должно быть утвер­ждено у начальника органа дознания, а затем в порядке ст. 146 УПК следует обратиться к прокурору.

Кроме того, следует обратить внимание на формулировку ч. 2 ст. 157 УПК РФ, где указывается перечень субъектов, имеющих право производить неотложные следственные действия. В п. 1 ч. 2 указанной нормы сказано, что данные действия производят органы дознания, указанные в п. 1 и 2 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, где перечислены дознаватели (следователи) органов внутренних дел, дознаватели (следователи) органов налоговой полиции. Анализ указанных норм закона позволяет сделать вывод о том, что применительно к тексту ст. 157 УПК законодатель фактически отождествляет понятия «орган Дознания» и «дознаватель» и, кроме того, указывает в качестве исполнителя неотложных следственных действий и следователя.

Следует иметь в виду, что законодатель устанавливает разграничение в компетенции между субъектами производства неотложных следственных дей­ствий (ч. 3 ст. 151 и ч. 2 ст. 157 УПК РФ). Например, дознаватель ОВД не вправе возбудить уголовное дело и производить неотложные следственные действия по преступлениям, отнесенным к подследственности органов ФСБ. Таким образом, производить неотложные следственные действия по престу-


плениям подследственных следователю вправе не любой орган дознания, а тот, чья компетенция это предусматривает.

Законодателем установлен срок полномочий органа дознания в качестве надлежащего субъекта расследования преступления вместо следователя. Орган дознания вправе производить по делу неотложные следственные действия только в течение 10 суток с момента возбуждения уголовного дела. Этот срок не подлежит продлению. В то же время, орган дознания вправе раньше, т. е. до истечения 10 суток, передать дело по подследственности. При этом следует соблюдать правила ч. 3 ст. 149 УПК РФ, а именно — уголовное дело с поста­новлением о передаче по подследственности направляется не конкретному следственному подразделению, а прокурору, который и определяет нужный орган расследования.

В отличие от УПК РСФСР законодатель, регулируя данное направление уголовно-процессуальной деятельности органа дознания, не установил четко­го перечня следственных действий, которые вправе производить орган дознания по преступлению подследственному следователю. С этой точки зрения редакция УПК РФ (ст. 157) более удачна. Действительно, установив перечень следственных действий, возможных производством в порядке ст. 157 УПК РФ, законодатель существенно ограничил бы возможности органа дознания для закрепления следов преступления. Практически невозможно за­ранее предугадать, какое следственное действие в каждом конкретном слу­чае окажется безотлагательным и неотложным.

Безотлагательный характер следственных действий, производимых орга­ном дознания сразу же после возбуждения уголовного дела для закрепления следов преступления, придает им свойство неотложных. Фактически орган дознания вправе осуществлять любое действие, которое окажется безотлага­тельным и необходимым в каждом конкретном случае.

В п. 19 ст. 5 УПК РФ законодатель сформулировал понятие неотложных следственных действий — это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предваритель-


ного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступ­ления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

После направления уголовного дела прокурору для определения подслед­ственности орган дознания вправе производить по этому уголовному делу следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по пору­чению следователя. Если же прокурору направляется уголовное дело, по кото­рому не было обнаружено лицо, совершившее преступление, то орган дознания обязан проводить розыскные и оперативно-розыскные мероприятия и без по­ручения следователя, уведомляя его о результатах своей работы.

На основании ч. 4 ст. 38 УПК РФ следователь вправе давать органу дозна­ния обязательные для исполнения письменные поручения о производстве от­дельных оперативно-розыскных, розыскных и следственных действий. На ос­новании ч. 4 ст. 157 УПК РФ после производства неотложных следственных действий и передачи уголовного дела следователю орган дознания может про­водить по этому уголовному делу следственные и оперативно-розыскные меро­приятия только по поручению следователя.

Надо заметить, что в правоприменительной практике при расследовании преступлений следователи довольно часто обращаются за помощью к органам дознания. В большинстве случаев эта помощь оказывается результативной, а совместная деятельность следователя и органов дознания по расследованию преступлений — плодотворной.

Как следует из анализа положений закона, к следственным действиям отно­сятся имеющие познавательный характер процессуальные действия ведущих уго­ловный процесс государственных органов и должностных лиц, прежде всего сле­дователя, направленные на обнаружение следов преступления, изъятие, фикса­цию и исследование доказательств по уголовному делу.

Уголовно-процессуальным законом в качестве самостоятельных следст­венных действий предусматриваются:

1) осмотр;


2) освидетельствование; 3)следственный эксперимент;

4) обыск;

5) выемка;

6) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и вы­
емка;

7) контроль и запись переговоров;

8) допрос;

9)очная ставка;

10)предъявление для опознания; 11)проверка показаний на месте;

В соответствии со ст. 157 УПК РФ. Производство неотложных следст­венных действий

1.При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. 2. Неотложные следственные действия производят: